Полнопроходная задвижка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к промышленной трубопроводной арматуре, а именно к задвижкам, устанавливаемым на линейной части магистральных трубопроводов в качестве запорного устройства. Цель изобретения - повышение надежности задвижки за счет устранения перекоса шибера и рабочих поверхностей седел. В случае возникновения нештатных ситуаций и необходимости перекрытия трубопровода к нагревателям 7 и 8 подводится электроэнергия, вставки 5 и 6 подвергаются термическому воздействию; заранее обработанные на память, они выгибаются с одновременным изгибом. Запорный орган перемещается и перекрывает проходное сечение. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ .
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 F 16 К 3/02 " 0 88 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4777548/29 (22) 03.01.90 (46) 23.04.92. Бюл. ¹ 15 (71) Луганский машиностроительный институт (72) А.П.Горбунов, B.Â,ÀBãóñò, В.С,Максаков и Г.П.Горбунова (53) 621.646 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 271216, кл. F 16 К 27/12, 1969, Авторское свидетельство
¹ 1590791, кл.F 16 К 3/02, 1987. (54) ПОЛ НОП РОХОДНАЯ ЗАДВИЖКА (57) Изобретение относится к промышленной трубопроводной арматуре, а именно к задвижкам, устанавливаемым на линейной части магистральных трубопроводов в качестве запорного устройства. Цель изобретения — повышение надежности задвижки за счет устранения перекоса шибера и рабочих поверхностей седел. В случае возникновения нештатных ситуаций и необходимости перекрытия трубопровода к нагревателям
7 и 8 подводится электроэнергия, вставки 5 и 6 подвергаются термическому воздействию; заранее обработанные "на память", они выгибаются с одновременным изгибом.
Запорный орган перемещается и перекрывает проходное сечение. 1 з.п. ф-лы, 3 ил, 1728565
Изобретение относится к промышленной трубопроводной арматуре, а именно к задвижкам, устанавливаемым на линейной части магистральных трубопроводов в качестве запорного устройства.
Цель изобретения — повышение надежности задвижки за счет устранения перекоса шибера и рабочих поверхностей седел.
На фиг.1 показана полнопроходная задвижка, продольный разрез, по оси трубопровода, в положении, при котором вставки из материала с памятью формы находятся в свободном состоянии; на фиг.2 — то же, вставки в состоянии максимальной деформации; на фиг,3 — то же, вставки в рабочем состоянии при контакте с шибером.
Полнопроходная задвижка имеет корпус 1 с проходными патрубками 2,3 и запорный орган 4 в виде установленного в корпусе 1 с возможностью возвратно-поступательного перемещения плоского шибера, взаимодействующего с проходными патрубками 2,3. Последние снабжены двумя контактирующими друг с другом полыми цилиндрическими вставками 5, 6, выполненными из материала с памятью формы, и нагревателями 7, 8, причем контактирующие друг с другом торцовые участки вставок
5,6 установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения и изменения их формы при тепловом воздействии нагревателей 7, 8, Торцовые участки вставок 5, 6 могут принимать бочкообразную или гофрированную форму при их нагревании, при этом зазор между их торцами больше толщины шибера, Проходные патрубки
2,3 корпуса 1 образованы фланцами 9, 10, фиксирующими вставким 5,6, а также нагреватели 7, 8, расположенные внутри проходных патрубков 2,3 и снабженные термоизоляцией 11, 12, Плоский шибер запорного органа 4, установленный в корпусе
1, соединен с приводом 13 возвратно-поступательного перемещения, В корпусе имеются уплотнения 14 — 16, препятствующие утечке транспортируемой среды. Нагреватели 7, 8 представляют собой индукторы, электрически связанные с источником электроэнергии.
При запуске трубопровода вставки 5 и
6, выполненные из материала с памятью формы, находятся в свободном состоянии, контактируя свободными концами, и не препятствуют транспортировке пульпы. В случае возникновения нештатных ситуаций и необходимости срочно перекрыть сечение трубопровода (например, при прорыве магистрали) к нагревателям 7 и 8 подводится электроэнергия, вставки 5 и 6 подвергаются резкому термическому воздействию, в них возникают упругие мартенситные превращения и, заранее обработанные "íà память", они выгибаются с одновременным сокращением длины (см.фиг.2) таким образом, что их суммарная линейная деформация немного превышает толщину запорного органа 4. На привод 13 подается сигнал, и запорный орган начинает перемещаться в крайнее нижнее положение, раздвигая транспортируемую пульпу по патрубкам.
При достижении запорным органом крайнего нижнего положения он останавливается, подается сигнал на нагреватели 7 и 8, они отключаются от источника электроэнергии и термическое воздействие на вставки 5 и 6 прекращается. В материале вставок 5 и 6 возникают обратные превращения, они стремятся принять первоначальную форму и упираются при этом свободными концами в запорный орган 4, надежно герметизируя контактные поверхности, Для возвращения запорного органа 4 в исходное положение указанные действия осуществляют в обратном порядке.
Формула изобре гения
1. Полнопроходная задвижка, имеющая корпус с проходными патрубками и запорный орган в виде установленного в корпусе с возможностью возвратно-поступател ьного перемещения плоского шибера, взаимодействующего с проходными патрубками, отличающаяся тем, что,,с целью повышения надежности, проходные патрубки снабжены двумя контактирующими друг
cдругом полыми цилиндрическими вставками, выполненными из материала с памятью формы, и нагревателями, причем контактир;ющие друг с другом торцовые участки вставок установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения и изменения их формы при тепловом воздействии нагревателей.
2. Задвижка по п.1, о тл и ч а ю щ а яс я тем, что указанные торцовые участки вставок выполнены с возмо;кностью принятия бочкообразной или гофрированной формы при их нагревании, причем зазор между их торцами больше толщины шибера.
1728565
Составитель Т.Иванова
Техред М.Моргентал Корректор M,Демцик
Редактор Г.Бельская
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1394 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР.
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5