Насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к двигателестроению. Цельповышение надежности. Основной 7 и дополнительный 8 патрубки подключены к всасывающей лолости насоса 1 с регулируемой производительностью. Диаметр дополнительного патрубка больше или равен диаметру основного. Патрубок 8 перекрыт плунжером 13, шток 14 которого связан с мембраной 15 привода, полость 16 которого подключена к основному патрубку 7. Такое выполнение насоса позволяет снизить кавитацию в его всасывающей полости. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ss)s F 16 N 13/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР,10 Ugq 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

10 (21) 4823139/06 (22) 03.05.90 (46) 23,04.92. Бюл. ¹ 15 (75) Н.П.Мартынюк, C.Н.Мартынюк, Е.Н.Мартынюк и Л.Ф.Мартынюк (53) 621.664-762 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 336462, кл. F 16 N 13/20, 1969. (54) НАСОС (57) Изобретение относится к двигателестроению. Цель — повышение надежности. ОсБЫ 1728570 А1 новной 7 и дополнительный 8 патрубки подключены к всасывающей полости насоса 1 с регулируемой производительностью. Диаметр дополнительного патрубка больше или равен диаметру основного. Патрубок 8 перекрыт плунжером 13, шток 14 которого связан с мембраной 15 привода, полость 16 которого подключена к основному патрубку

7. Такое выполнение насоса позволяет снизить кавитацию в его всасывающей полости.

2 ил.

1728570

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания, Известен насос с регулируемой производительностью, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки.

Однако при работе насоса в режиме номинальной производительности во всасывающей полости насоса возникает кавитация.

Цель изобретения — повышение надежности путем предотвращения кавитации во всасывающей полости насоса.

Поставленная цель достигается тем, что насос, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, всасывающий патрубок и маслоприемник, заборное отверстие которого закрыто сеткой, размещенной в масляном поддоне ниже уровня масла, насос снабжен дополнительным всасывающим патрубком и гидрораспределителем с мембранным приводом, причем подпружиненный поршень распределителя установлен с возможностью перемещения и перекрытия дополнительного всасывающего патрубка насоса, а его шток связан с мембраной привода, при этом замембранная полость привода подключена к основному патрубку насоса, а диаметр дополнительного патрубка больше диаметра основного.

На фиг,1 представлена схема включения предлагаемого насоса в систему смазки двигателя; на фиг.2 — насос, продольный разрез.

Насос 1 включен в систему смазки двигателя внутреннего сгорания и содержит корпус 2, ведущую 3 и ведомую 4 шестерни, поршень 5 для изменения длины зацепления шестерен, пружину 6 привода поршня, основной 7 и дополнительный 8 патрубки, подключенные к всасывающей полости насоса 1, причем их приемники отверстия расположены на одном уровне, а диаметр дополнительного патрубка 8 больше или равен диаметру основного 7, маслоприемник

9, расположенный в масляном поддоне 10 ниже уровня масла, заборное отверстие которого перекрыто фильтрующей сеткой, и гидрораспределитель 11 с мембранным приводом 12. Подпружиненный плунжер 13 в корпусе распределителя 11 установлен с

55 возможностью перемещения и перекрытия дополнительного патрубка 8, для чего его шток 14 связан с мембраной 15 привода (выполненной из эластичного температуромаслостойкого материала). Полость 16 привода подключена к основному патрубку 7 и снабжена ограничителем 17. Надпоршневое пространство 18 насоса 1 подключено к масляной магистрали двигателя.

При неработающем двигателе под воздействием пружины 6 поршень 5 находится в крайнем левом положении (фиг.1), обеспечивая при этом номинальную длину зацепления зубьев шестерен 3 и 4, Плунжер 13 перекрывает патрубок 8. При запуске двигателя в основном всасывающем патрубке 7 резко возрастает разрежение Рраар из-за создаваемогоо вакуума Рв. Масло с большой скоростью поступает во всасывающую полость насоса 1, это приводит к деформации мембраны 15, которая вызывает перемещение штока 13 и плунжера 14, что приводит к подключению дополнительного патрубка 8 к всасывающей полости насоса 1.

Масло по дополнительному патрубку 8 поступаетдо тех пор, пока в масляной магистрали двигателя и надпоршневом пространстве 18 не будет достигнуто давление, рекомендованное заводом-изготовителем.

С этого момента длина зацепления зубьев шестерен 3 и 4 уменьшается и при достижении минимального значения скорость движения масла в основном патрубке 7 снижается из-за уменьшения Рр зр и Р>.

Мембрана 15 под действием пружины возвращается в исходное положение, при этом плунжер 13 перекрывает дополнительный всасывающий патрубок 8. С этого момента масло в насос поступает только по основному патрубку 7 и его достаточно для поддержания в масляной магистрали двигателя оптимального давления. Во всасывающей полости насоса не образуется вакуумных пузырьков, По мере износа трущихся сопряжений двигателя расход масла на их смазку начнет увеличиваться, Поршень 5 начнет перемещать ведомую шестерню 4 по отношению к ведущей 3, увеличивая длину зацепления зубьев шестерен, производительность насоса, скорость движения масла в патрубке, Все это приводит к деформации мембраны

15, перемещению плунжера 13 и частичному или полному открытию патрубка 8, предотвращая таким образом образование кавитации во всасывающей полости насоса.

Когда давление в системе смазки достигнет предельно допустимого значения, подача масла в насос 1 будет осуществляться по основному 7 и дополнительному 8 пат1728570

45. 50

Составитель Н.Мартынюк

Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик

Редактор А.Мотыль

Заказ 1394 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 рубкам при номинальном зацеплении шестерен 2 и 3, исключая возникновение кавитации по всасывающей полости насоса, При повторном запуске насос будет работать аналогично описанному. 5

Таким образом, каждый раз с изменением режима подачи насоса 1 автоматически изменяется диаметр (площадь поперечного сечения) всасывающего патрубка насоса, что предотвращает образо- 10 вание кавитации во всасывающей полости насоса.

Формула изобретения

Насос с регулируемой производитель- 15 ностью системы смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней 20 подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, всасывающий патрубок насоса и маслоприемник, заборное отверстие которого закрыто сеткой, размещенный в масляном поддоне ниже уровня масла, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения кавитации во всасывающей полости насОса, последний снабжен дополнительным всасывающим патрубком и гидрораспределителем с мембранным приводом, причем подпружиненный поршень распределителя установлен с возможностью перемещения и перекрытия. дополнительного всасывающего патрубка насоса, а его шток связан с мембраной привода, при этом замембранная полость привода подключена к основному патрубку насоса, а диаметр дополнительного патрубка больше диаметра

ОСнОвного.