Способ измерения переходного сопротивления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцкалнстнческнх

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл. 20k, 18

Заявлено 26.Х|.1963 (№ 867472/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

МПК В 61m

Государственный комитет по делам мзобретений и открытий СССР

УДК 621.316.973 (088.8) Опубликовано 07.VII.1965. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 20.VIII.1965

Лвторы изобретения

Заявитель

P. Н. Карякин и А. Р. Сумин

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта

СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

В ЦЕПИ ТЯГОВЫЕ РЕЛЪСЪ| — ЗЕМЛЯ дрвпяэс ии

Подписная группа № 84

Тяговые сети, в которых в качестве провода обратного тока используют рельсы, оказывают гальваническое влияние на расположенные вблизи металлические подземные коммуникации ввиду несовершенства изоляции рельсов от земли, вследствие чего происходит стекание с рельсов в землю неуравновешенной части тока. Этот процесс сопровождается повышением потенциала рельсов и околорельсового пространства земли по отношению к нулевому потенциалу удаленной земли. Разность потенциалов между рельсами и землей, а также между отдельными точками земли вблизи рельсов характеризует интенсивность гальванического влияния стекающего тока.

Известный метод измерения потенциалов рельсов с помощью прибора, жестко подклюBBHIHoI к определенной точке рельсовой цепи, позволяет измерять потенциал рельсов лишь в одной определенной точке.

В практике эксплуатации электрифицированных участков переменного тока необходимо решить две важные задачи — отыскать зоны максимальных потенциалов рельсов и зоны минимальных переходных сопротивлений рельсы — земля.

Первую задачу необходимо решить для выявления зон повышенных потенциалов и обеспечения безопасности работ, связанных с постоянным прикосновением к рельсам, а вторую — для выявления зон минимального экранирующего действия рельсов с целью установления зон наибольших электромагнитных влияний.

Решение этих задач существующими способами измерения потенциалов рельсов и переходных сопротивлений рельсы †зем при значительной длине участков, электрифицированных на переменном токе, требует огромной

l0 затраты времени и участия большого количества квалицифированного персонала, так как одновременно нужно измерять потенциалы рельсов в нескольких точках перегона. Даже при измерениях через каждые 500 м наибо15 лее высокий темп не превышает 0,5 кл )час.

При этом переходное сопротивление определяется весьма приближенно вследствие отсутствия достоверных данных о токах, потребляемых проходящими поездами.

20 Предлагаемый способ заключается в том, что вольтметр установлен на движущемся поезде и включен между крайними колесными парами. Это значительно ускоряет измерение и:повышает надежность результатов измере25 ни я.

На чертеже для пояснения предлагаемого способа показана схема подключения измерительного вольтметра, где 1 — рельсы, 2 — контактная сеть, 8 ээллееккттррооввоозз, 4 — хвостовой

30 вагон, 5 — экранированный провод, б — пер172873 вичная обмотка электровозного трансформатора, 7 — вольтметр, 8 — амперметр.

Один зажим вольтметра подключен к тележке электровоза или вагона, следующего за электровозом, в котором установлены приборы, другой — к тележке хвостового вагона

4. Для исключения магнитного влияния токов тяговой сети на показания вольтметра 7 присоединения прибора выполняются экранированным проводом 5, экран которого связывается с металлическими элементами вагонов. Для получения непрерывной записи потенциалов и тока на электровозе или в вагоне целесообразно установить регистрирующие приборы, предусмотрев возмо>кность отметки пикетажа на лентах приборов.

В рассматриваемом случае измеряемые разность потенциалов ЛГ и ток 1 связаны системой уравнений

ЬV 1

Vo — Р (1 — p) l л 2

= е", 1 — я где )»ю— максимальный потенциал рельсов под колесами электровоза; коэффициент, определяющий долю потенциала, измеряемую движущимся поездом; ток электровоза; расстояние, соответствующее раз,ности потенциалов ЛУ, км.

Из системы уравнений (1) получим выражение для коэффициента с

А д,=:1 — / и

v " (2) где

А

2ЛК

VZð(1 — )

С=у, l (4)

Решение трансцендентного уравнения (2) относительно r„наиболее просто получить графически. Порядок решения при этом следующий. Вычисляется параметр С, величина которого однозначно определяется сопротивлением рельсов Z (для однопутного и двухпутного участка) и длиной поезда l.

После этого строится функция u(r ) = 1—

С и —,» —, соответствующая вычисленному паг r и раметру С. По кривой u,(r„) строится функция А = Vr а. далее для каждой пары измеренных величин Л1» и (1) вычисляется по формуле (3) коэффициент А. По кривой

А (rÄ) определяется искомая величина переходного сопротивления r,. Потенциал рельсов под колесами электровоза, как это следует из уравнений (2) и (3), однозначно определяегся величиной измеренной разности потенциа15 лов Vp = —" . AV.

V».

А

Эксплуатационная проверка нового способа измерения потенциалов рельсов с движущимся поездом показала его эффективность по сравнению с методами непосредственного из20 мерения в одной точке.

Скорость измерения потенциала рельсов и переходного сопротивления новым способом однозначно определяется скоростью движения поезда.

При средней скорости движения поезда

50 км/час производительность труда при измерении потенциалов рельсов и переходных сопротивлений рельсы — земля можно повысить не менее, чем в 100 раз.

Предлагаемый способ позволяет производить непрерывные измерения потенциалов рель сов на участке и выявлять характерные места повышенных потенциалов, а также определять соответствующие им величины переЗ5 ходных сопротивлений рельсы — земля.

Предмет изобретения

Способ измерения переходного сопротивле40 ния в цепи тяговые рельсы — земля на участ. ках электрифицированных железных дорог переменного тока с помощью вольтметра, фиксирующего потенциал рельса относительно земли, и амперметра, регистрирующего ток, 45 потребляемый электровозом, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса измерения и повышения точности замеров, вольтметр устанавливают непосредственно на движущемся поезде, подключают его между

50 крайними колесными парами и непрерывно измеряют разность потенциалов на участке, равном длине поезда.

172873

Составитель Л. Булатова

Техред Л. К. Ткаченко Корректор О. И. Попова

Редактор П. Вербова

Типография, пр. Сапунова, д. 2

Заказ 2023/5 Тираж 750 Формат бум. 60><90 >

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4