Источник сейсмических волн
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сейсмической разведке и может быть использовано при возбуждении упругих колебаний. Цель изобретения - повышение надежности и сейсмической эффективности. В источнике сейсмических волн излучатель и инертная масса в рабочем положении полностью развязаны с транспортным средством. Излучатель сейсмических . импульсов кинематически связан гидроцилиндрами для подъема и опускания излучателя с инертной массой, свободно перемещающейся в вертикальной плоскости по направляющим, жестко закрепленным на платформе транспортного средства. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 V 1/133
ГОСУДАРСТВ Е ННЫ Й,КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4766447/25 (22) 23.10.89 (46) 23.04.92. Бюл. ¹ 15 (71) Волжское отделение института геологии и разработки горючих ископаемых (72) Ю.Т.Денисов и В.А.Борисевич (53) 550.834 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР № 811172, кл. G 01 V 1/157, 1981.
Патент Великобритании ¹ 1349134, кл. Н 4 О, опублик. 1974.
Шнеерсон М.Б. и др. Наземная невзрывная сейсморазведка, М.: Недра, 1988, с.108 и 109. (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН
Изобретение относится к геофизике, а именно к невзрывным источникам возбуждения сейсмических волн с поверхности земли.
Известна установка для возбуждения сейсмических волн, содержащая самоходное транспортное средство с рамой, силовую установку, блок преобразования и аккумулирования энергии, электродинамические излучатели сейсмических сигналов, шарнирно закрепленные на гидравлических цомкратах, установленных тремя группами ча раме симметрично относительно центра гяжести установки. Однако излучатели сей:мических сигналов не имеют собственной инертной массы и в качестве таковой ис1ользуется транспортное средство. При работе инерционные усилия и вибрации
1ередаются на транспортное средство и ус.ановленное на нем оборудование, что сникает их надежность и долговечность.
„„SU „„1728819А1 (57) Изобретение относится к сейсмической разведке и может быть использовано при возбуждении упругих колебаний. Цель изобретения — повышение надежности и сейсмической эффективности. В источнике сейсмических волн излучатель и инертная масса в рабочем положении полностью развязаны с транспортным средством. Излучатель сейсмических . импульсов кинематически связан гидроцилиндрами для подъема и опускания излучателя с инертной массой, свободно перемещающейся в вертикальной плоскости по направляющим, жестко закрепленным на платформе транспортного средства. 1 ил.
Известна установка для сейсморазведки, содержащая самоходное транспортное средство, компрессор, пневматический излучатель сейсмических сигналов, жестко связанный с инертной массой, и устройство для подъема и опускания излучателя, выполненное в виду двух поворотных рычагов, шарнирно связанных с коробчатой стрелой, по которой перемещается каретка с подвешенным к ней излучателем.
Недостатком установки является сложность конструкции устройства для подъема и опускания излучателя, включающего гидроцилиндр с гидросистемой для поворота рычагов, цепную передачу с редуктором, звездочками и электродвигателем для перемещения каретки и амортизатора для гашения инерционных усилий от излучателя, что снижает надежность установки.
Кроме того, большие затраты времени на спуск и подъем излучателя, осуществляемые за три
1728819 операции, снижают производительность установки.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является импульсно-кодовый источник сейсмических 5 колебаний, содержащий транспортное средство, на платформе которого размещены блок питания излучателя с приводом от двигателя автомобиля, блок электрооборудования для преобразования и аккумулиро- 10 вания энергии, индукционно-динамический излучатель сейсмических импульсов, расположенный в задней части автомобиля, гидросистему для подъема и опускания излучателя на грунт и обеспечения статиче- 15 ской нагрузки излучателя частью массы автомобиля.
Недостатком известного источника является его недостаточная надежность вследствие передачи инерционных усилий и 20 вибраций на автомобиль и размещенное на нем оборудование, а также неравномерное прижатие излучателя к грунту, что снижает его сейсмическую эффективность.
Кроме того, расположение излучателя в 25 хвостовой части автомобиля перегружает его заднюю ось и ведет к ухудшению проходимости источника, особенно на мягких грунтах.
Цель изобретения — повышение надеж- 30 ности и сейсмической эффективности источника сейсмических волн.
Поставленная цель достигается тем, что в источнике сейсмических волн, содержащем транспортное средство с платформой, 35 блок питания, преобразования и аккумулирования энергии, излучатель сейсмических импульсов с инертной массой, гидравлический механизм подъема и опускания излучателя на грунт, излучатель сейсмических 40 импульсов кинематически связан по крайней мере двумя гидроцилиндрами подъема и опускания излучателя с инертной массой, установленной с возможностью свободного перемещения в вертикальной плоскости по 45 направляющим, жестко закрепленным на платформе транспортного средства, при этом гидроцилиндрbl подъема и опускания присоединены к инертной массе выше ее центра тяжести с возможностью отклонения относительно вертикальной оси. 50
Излучатель может быть различного принципа действия: пневматический, электродинамический, индукционно-динамический, электроискровой.
На чертеже схематично изображен 55 предлагаемый источник сейсмических волн, Источник содержит транспортное средство 1 с платформой 2, блок 3 питания, преобразования и аккумулирования энергии, излучатель 4 сейсмических импульсов, инертную массу 5, механизм для подъема и опускания излучателя, состоящий из двух поршневых гидроцилиндров 6 со штоками7 и гидросистемы (не показана). Инертная масса 5 в транспортном положении опирается на платформу 2 и свободно перемещается в вертикальной плоскости по направляющим 8, жестко закрепленным на платформе 2.
Гидроцилиндры 6 с помощью сферических шарниров 9, дающих им возможность отклоняться относительно вертикальной оси транспортного средства, присоединены к инертной массе 5 выше ее центра тяжести, а к штокам 7 гидроцилиндров 6 на осях 10 подвешен излучатель 4.
Источник работает следующим образом, В транспортном положении штоки 7 втянуты в гидроцилиндры 6, при этом излучатель 4 находится в поднятом положении, а инертная масса 5 садится на платформу 2, При переводе в рабочее положение штоки 7 выдвигаются из гидроцилиндров 6, при этом сначала излучатель соприкасается с грунтом, а затем инертная масса 5 отрывается от платформы 2 и, скользя по направляющим
8, приподнимается над платформой 2 на зазор д, статически нагружая при этом своей массой излучатель 4 через гидроцилиндры и штоки 7.
Вследствие шарнирного сферического соединения гидроцилиндров 9 с инертной массой 5достигается вертикальная установка гидроцилиндров 6 и равномерное прижатие излучателя к грунту, что повышает сейсмическую эффективность источника.
Применение как минимум двух гидроцилиндров и крепление их к инертной массе выше ее центоа тяжести предохраняет инертную массу 5 от заклинивания в направлящих 8 при импульсном воздействии, когда инертная масса подбрасывается вверх. Таким образом, реактивное усилие при импульсном воздействии не передается на платформу 2 транспортного средства и на установленное на ней оборудование, а воспринимается только инертной массой, свободно скользящей по направляющим 8, что повышает надежность и долговечность оборудования и транспортного средства.
Формула изобретения
Источник сейсмических волн, содержащий транспортное средство с платформой, блок питания, преобразования и аккумулирования энергии, излучатель сейсмических импульсов с инертной массой, гидравлический механизм подъема и опускания излуча1728819
35
50
Составитель Ю. Денисов
Техред М.Моргентал Корректор A. Осауленко
Редактор А. Козориз
Заказ 1407 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул.Гагарина, 101 теля на грунт, о т и и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и сейсмической эффективности, излучатель кинематически связан по крайней мере двумя гидроцилиндрами подьема и опускания с инертной массой, установленной с возможностью свободного перемещения в вертикальной плоскости по направляющим, жестко закрепленным на платформе транспортного средства, при этом гидроцилиндры механизма подъема и.опускания присоединены к инертной массе выше ее центра тя5 жести с возможностью отклонения относительно вертикальной оси.