Канатно-скреперное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Канатно-скреперное устройство. Использование: для подводной разработки грунта при производстве дноуглубительных работ на крупных каналах и водоемах. Сущность изобретения: канатно-скреперное устройство включает ковш 1, тяговый 2 и холостой канаты 3. Ковш 1 состоит из корпуса 4, водила 5 прямого хода и водила 6 обратного хода. Днище ковша 1 выполнено 17 У 1 т я , и х и 6 о Ш в виде секций 7 и 8, снабженных режущими элементами 9 и 10 и проушинами 11 и 12. Секции 7 и 8 прикреплены к боковым стенкам 13 корпуса 4 с помощью шарниров 15 и 16. С наружной стороны стенок напротив каждого угла прямоугольных секций 7 и 8 установлены катки 17, выполненные в виде дисковых ножей с затупленными рабочими кромками. Водило 6 выполнено в виде двухветьевой системы канатов 20 и 21. Канаты 20 свободными концами пропущены сквозь отверстия 18 через блоки 19 и прикреплены к проушинам 11. Канаты 21 прикреплены своими концами к проушинам 11 и 12 с возможностью регулирования длины их рабочих участков. При рабочем передвижении ковша катки утопают в грунте, воспринимая часть вертикальной нагрузки, а при наезде на препятствие предотвращают взаимодействие с ним элементов 9 и 10. Разгрузка ковша осуществляют путем последовательного натяжения канатов 20, подъема секции 7,натяжения канатов 21 и подъема секции 8.2 з.п. ф-лы, 3 ил. 13 17 18 6 (л с XI ю со ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sl)s E 02 F 3/54
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
13 17
17 1Х 1
17 138 12 77 и г.4 (21) 4826759/03 (22) 18.05.90 (46) 23,04.92. Бюл. № 15 (71) Н ауч но-исследовател ьский институт строительного производства Госстроя
УССР (72) В, И. Петроченко, А, Н. Фененко, И. И, Ильин и А. А. Врадин (53) 621.879(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 900021, кл. Е 02 F 3/54, 1987.
Авторское свидетельство СССР
N- 663786, кл. Е 02 F 3/54, 1979. (54) КАНАТНО-СКРЕПЕРНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Канатно-скреперное устройство. Использование; для подводной разработки грунта при производстве дноуглубительных работ на крупных каналах и водоемах. Сущность изобретения: канатно-скреперное устройство включает ковш 1, тяговый 2 и холостой канаты 3. Ковш 1 состоит из корпу- . са 4, водила 5 прямого хода и водила 6 обратного хода. Днище ковша 1 выполнено
„„ 4 „„1728911 А1 в виде секций 7 и 8, снабженных режущими элементами 9 и 10 и проушинами 11 и 12.
Секции 7 и 8 прикреплены к боковым стенкам 13 корпуса 4 с помощью шарниров 15 и
16. С наружной стороны стенок напротив каждого угла прямоугольных секций 7 и 8 установлены катки 17; выполненные в виде дисковых ножей с затупленными рабочими кромками. Водило 6 выполнено в виде двух- ветьевой системы канатов 20 и 21. Канаты
20 свободными концами пропущены сквозь отверстия 18 через блоки 19 и прикреплены к проушинам 11. Канаты 21 прикреплены своими концами к проушинам 11 и 12 с возможностью регулирования длины их рабочих участков. При рабочем передвижении ковша катки утопают в грунте, воспринимая часть вертикальной нагрузки, а при наезде на препятствие предотвращают взаимодействие с ним элементов 9 и 10. Разгрузка ковша осуществляют путем последовательного натяжения канатов 20, подъема секции
7, натяжения канатов 21 и подъема секции
8, 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1728911
Изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано для подводной разработки грунта при производстве дноуглубительных работ на крупных каналах и водоемах.
Цель изобретения — повышение производительности путем снижения сопротивления рабочего передвижения и разгрузки ковша, На фиг. 1 показано канатно-скреперное устройство в момент забора грунта, вид сбоку; на фиг, 2 — то же, в начальный момент разгрузки ковша; на фиг. 3 — то же, в конечный момент разгрузки ковша; на фиг. 4 — вид по стрелке А на фиг. 1.
Канатно-скреперное устройство включает ковш 1, тяговый 2.и холостой канаты 3, Ковш 1 состоит из корпуса 4, водила 5 прямого хода и водила 6 обратного хода и днища, выполненного в виде секций 7 и 8 с режущими элементами 9 и 10 и проушинами
11 и 12. Корпус 4 состоит из боковых 13 и задней стенки 14. В нижней части полости корпуса 4 с помощью шарниров 15 и t6 установлены секции 7 и 8, выполненные в виде и рямоугол ьн иков.
Напротив каждого угла секций 7 и 8 с наружной стороны стенок 13 установлены опорные катки 17, выполненные в виде дисковых ножей с затупленными рабочими кромками. Выше центра тяжести корпуса 4 в стенке 14 проделаны два отверстия 18, Водило 5 соединено с канатом 2 и выполнено с блоками 19. Водило 6 соединено с канатом 2 и выполнено с блоками 19, Водило
6 выполнено в виде двухветвевой системы канатов 20 и 21. Канаты 20 одними своими свободными концами прикреплены к канату
3, другими 20 пропущены сквозь отверстия
18, через блоки 19 и прикреплены к проушинам 11. Канаты 21 прикреплены своими концами к проушинам 11 и 12 с возможностью регулирования длины их рабочих участков в пределах 1,05...1,4 расстояния между проушинами 11 и 12 при горизонтальном расположении секций расположении секций 7 и 8.
Устройство работает следующим образом. Подготавливают ковш 1 к работе, Для этого в зависимости отлипкости разрабатываемого грунта и количества секций 7 и 8 (их может быть больше двух) устанавливают необходимую длину рабочих участков канатов
21,. обеспечивая следующее условие, При максимально допустимом угле опрокидывания передней секции 7 устанавливают минимальный угол опрокидывания самой задней секции 8, необходимый для выгрузки грунта из полости корпуса 4.
Путем натяжения. каната 3 отправляют ковш 1 в забой. Ковш 1 перемещается в забой с поднятыми секциями 7 и 8 и элементами 9 и 10. После прибытия ковша 1 в забой отпускают канат 3. Секции 7 и 8 с элементами 9 и 10 под действием гравитационных сил опускаются вниз до упора, приобретая свое рабочее положение. Включают натяжение каната 2, под действием которого ковш
1 приобретает свое рабочее перемещение.
Под действием силы тяжести ковша 1 рабочие кромки катков 17 утопают в грунт, обеспечивая возможность погружения элементов 9 и 10 в грунт на необходимую глубину. Срезаемые элементами 9 и 10 стружки заполняют полость корпуса 4 под секциями
7 и 8. Катки 17 частично утопают в грунте и, перекатываясь, воспринимают на себя часть вертикальной нагрузки, уменьшая сопротивление волочению корпуса 4 по поверхности грунта. При наезде катков 17 на поверхность бетонной облицовки канала они полностью воспринимают на себя вертикальную нагрузку, за счет чего сила сопротивления рабочему перемещению ковша значительно уменьшается, элементы 9 и 10 приподнимаются и перемещаются под поверхностью бетонной облицовки, обеспечивая ее сохранность.
После прибытия ковша с грунтом в отвал включают натяжение каната 3, которое передается канатам 20 водила 6. Натяжение от канатов 20 благодаря наличию на водиле
5 блоков 19 передается к проушинам 11 секции 7. Под действием усилия, прикладываемого от канатов 20, проушины 11 поднимаются, поворачивая секцию 7 вместе с лежащим на ней грунтом вокруг шарниров
15. Грунт, лежащий на поверхности секции
7, выворачивается перед ней через элемент
9. В результате сползания грунта с секции 7 через элемент 9 и частичного осыпания грунта позади секции 7 сила натяжения канатов 20 по мере подъема проушин 11, уменьшается.
При подъеме проушин 11 расстояние между проушинами 11 и 12 увеличивается, канаты 21 распрямляются и натягиваются в тот момент, когда расстояние между проушинами 11 и 12 соответствует длине рабочих участков канатов 21. В тот момент величина силы сопротивления подъему секции 7 незначительная и сила натяжения канатов 20 главным образом, преодолевает силу сопротивления подъему секции 8, обеспечивая выворачивание грунта с секции 8 в устройство, образуемое под секцией
7, продолжающей и дальше подниматься, но уже вместе в секцией 8. В конце подъема секций 7 и 8 ковш 1 под действием силы
1728911
15 9 7 71 1670 118
79 д 77 75
76 70 8 27 72 юг. 2
1 под действием силы натяжения канатов 20 направляется в забой.
Воздействие динамических опрокиды- 5 вающих усилий на движущийся в забой пустой бельшегрузный (многосекционный, выгянутый в длину) ковш со стороны неровной (fl редварител ьно не спланированной элементами 9 и 10) поверхности грунта уве- 10 личивается. Но благодаря тому, что натянутые канаты 20 пропущены через отверстия
18, расположенные выше центра тяжести ковша, ковш в забой перемещается в состоянии устойчивого равновесия. Опрокидыва- 15 ющие усилия со стороны неровной поверхности грунта уравновешиваются силой натяжений канатов 20 и каната 3.
Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет уменьшить сопротивление 20 рабочего передвижения и разгрузки ковша, что обеспечивает возможность увеличения емкости ковша без существенных дополнительных энергетических затрат приводных механизмов канатно-скреперного устройст- 25 ва.
Формула изобретения
1. Канатно-скреперное устройство, включающее корпус ковша с днищем, боко- 30 выми и задней стенками, водилам прямого хода, блоком и водилом обратного хода, выполненным в виде каната, запасованного через блок и прикрепленного к холостому канату, и тяговый канат, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения производительности путем снижения сопротивления рабочего передвижения и разгрузки ковша, днище ковша выполнено из последовательно расположенных в корпусе ковша передней и задней секций, передние кромки которых имеют режущие элементы, шарнирно связанные с боковыми стенками ковша с образованием грунтозаборных щелей, в зоне которых боковые стенки имеют опорные катки, выполненные в виде дисковых ножей с затупленными рабочими кромками, расположенными ниже режущих элементов секций, при этом задняя стенка ковша выполнена с отверстиями, через которые пропущено водило обратного хода, концы которого соединены с задней кромкой передней секции, а посредством дополнител ьн ых регулируемых по длине гибких элементов — с задней кромкой другой секции.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что водило обратного хода выполнено из двух ветвей симметричной относительно продольной оси ковша системой канатов.
3. Устройство по пп. 1, 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что отверстие в.задней стенке ковша расположено выше центра тяжести ковша, 1728911
Составитель В. Петроненко
Редактор Е. Полионова Техред М,Моргентал Корректор Л. Патай
Заказ 1411 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рэушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101