Корпус статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повыше .3 ние надежности и снижение трудоемкости сборки. Сердечник 3 статора закреплен на продольных брусьях посредством ласточкиных хвостов. Продольные брусья прикреплены к поперечным полкам 5 с помощью упоров 7. К упору 7 приварена косынка в виде прямоугольного треугольника. В боковых сторонах упора 7 выполнены резьбовые отверстия, в которых при сборке статора размещаются установочные болты 12. В упоре установлена шпилька 13, один конец которой расположен в резьбовом отверстии продольного бруса, а на наружном конце шпильки - гайка 14. Это позволяет производить холодную растяжку статора. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Н 02 К 1/18

ГОСУДАРСТВЕ ННЫ И КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4479239/07 (22) 30.08.88 (46) 23,04.92. Бюл. М 15 (71) Ленинградское производственное электрома шиностроительное обьединение

"Электросила" им. С,М.Кирова (72) А.А.Дукштау, В.К. Белянин, А. Б,Авроров и И.Д,Мацилевич (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1125705, кл. Н 02 К 1/18, 1984.

Авторское свидетельство СССР

N 97858, кл. Н 02 К1/18, 1952. (54) КОРПУС СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения — повышеБЫ, 1728929 А1 ние надежности и снижение трудоемкости сборки. Сердечник 3 статора закреплен на продольных брусьях посредством ласточкиных хвостов, Продольные брусья прикреплены к поперечным полкам 5 с помощью упоров 7, К упору 7 приварена косынка в виде прямоугольного треугольника. В боковых сторонах упора.7 выполнены резьбовые отверстия, в которых при сборке статора размещаются установочные болты 12. В упоре установлена шпилька 13, один конец которой расположен в резьбовом отверстии продольного бруса, а на наружном конце шпильки — гайка 14. Это позволяет производить холодную растяжку статора. 5 ил.

1728929

20 гольника — к упору 7 и к призматическому .25

30 новлена шпилька 13, один конец которой 35

45

55

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкции корпуса статора электрической машины, например гидрогенератора.

Цель изобретения — повышение надежности и снижение трудоемкости.

На фиг. 1 показан статор электрической машины, радиальное сечение; на фиг. 2— промежуточный наборный элемент после окончательного закрепления сердечника статора при монтаже; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — наборный промежуточный элемент при неполностью фиксированном сердечнике статора; на фиг. 5 — то же, вид сверху.

Корпус 1 статора электрической машины (фиг. 1) содержит продольные брусья 2, соединенные с сердечником 3 с помощью ласточкиных хвостов 4, Продольные брусья

2 прикреплены к поперечным полкам 5 с помощью опорных элементов 6, упоры 7 которых выполнены в виде прямоугольной призмы (фиг. 2. 3) и приварены к полкам 5, а косынка 8 в виде прямоугольного треубрусу 2. Упор 7 (фиг. 3) приварен так, что торцовая сторона с пазом под продольный брус 2 расположена с внутренней торцовой поверхности 9 поперечных кольцевых полок

5, при этом боковые поверхности 10 паза прилегают к брусу 2 у основания 11 ласточкина хвоста и снабжены установочными болтами 12.

В проходном отверстии упора 7 устарасположен в резьбовом отверстии, выполненном в основании продольного бруса 2, на другом свободном конце установлены гайка 14 и шайба 15.

При сборке статора производят разгонку продольных брусьев 2. На каждом брусе

2 с помощью установочных болтов 12 эакрепляютупоры 7 опорных элементов 6. После окончательной разгонки брусьев 2 производят приварку упора 7 по периметру к попке 5 корпуса 1 статора. После приварки упора 7 производят проверку точности разгонки и устраняют неточности посредством установочных болтов 12. Затем производят шихтовку сердечника 3 статора. В процессе шихтовки сердечника статора при выявлении неравномерности разгонки брусьев 2 производится при необходимости дополнительная корректировка разгоночных размеров брусьев при помощи установочных болтов 12. После окончания шихтовыми hp0изводят с помощью оттяжных шпилек 13 холодную. растяжку сердечника статора, а затем проверку формы его, и при необходимости проводят корректировку формы сер5

15 дечника статора с. помощью оттяжных шпилек 13. Далее приваривают косынку 8 к упору 7 и к брусу 2, а боковую поверхность

10 паза упора 7 — к основанию 11 ласточкина хвоста, чем обеспечивают достижение жесткой связи сердечника 3 и корпуса 1 статора, После этого установочные болты 12 могут быть удалены.

В случае сборки сердечника 3 статора в кольцо в два этапа (в заводских условиях и в условиях ГЭС), когда возникает необходимость транспортировки недособран ного сердечника статора на монтажную площадку ГЭС, в зазор паза между основанием 7 и брусом 2 устанавливаются технологические (временные) прокладки 16, позволяющие сохранить форму сердечника 3 статора, приданную ему на заводе.

В.качестве примера изображен узел конструкции (фиг. 2 и 3). Торец упора опорного элемента 6 выполнен в виде многоугольника. Плечо а приложения тангенциальной силы Т относительно швов приварки опорного элемента 6 к продольному брусу 2 определяется высотой ласточки- ного хвоста 4. На фиг. 4 и 5 изображен узел крепления с технологическими прокладками 16, использование которых позволяет сохранить форму статора, приданную ему на заводе, а при монтаже производить окончательную растяжку и исправление сердечника статора с помощью оттягивающей шпильки 13, гайки 14 и шайбы 15.

Возможность отказа от горячей растяжки статора дает экономию электроэнергии и сокращение срока выполнения процесса растяжки. Применение установочных болтов позволяет придать равномерную плотность эапрессовки сердечника статора по всей высоте, что способствует повышению надежности.

Применение предлагаемой конструкции опорного элемента позволяет производить сборку сердечника статора в кольцо не только в условиях ГЭС, но и в условиях завода, что позволяет обеспечить более высокое качество сборки сердечника статора. Кроме того, обеспечивается воэможность корректировки формы сердечника статора после окончания шихтовки его. Снижается трудоемкость процесса шихтовки сердечника и повышается качество его за счет исключения тепловых и остаточных механических деформаций бруса, аследовательно,и напряжений, возникающих в сердечнике статора.

Формула изобретения

Корпус статора электрической машины, содержащий поперечные кольцевые полки,Г

1728929 к которым приварены упоры в виде прямоугольной призмы, а боковые стороны упоров охватывают с зазором продольные призматические брусья с выступами типа

"ласточкин хвост" и глухими резьбовыми отверстиями, и в каждом упоре в радиальном направлении выполнено отверстие, в котором размещен резьбовой крепежный элемент, закрепленный в отверстии бруса, о т- личающийся тем,что,сцелью повышения надежности и снижения трудоемкости, каждый упор снабжен косынкой в виде прямоугольного треугольника, одна из перпендикулярных сторон которой приварена к упору. а другая — к призматическому

5 брусу, в боковых сторонах упоров напротив призматических брусьев выполнены сквозные резьбовые отверстия под болты, а резьбовой крепежный элемент выполнен в виде шпильки, на наружном конце которой уста10 новлена гайка.

1728929

Составитель С.Любарский

Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова

Редактор О.Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 1412 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5