Корпус статора вертикальной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s Н 02 К 5/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ пРИ гкнт сссР

ОП ИСАН И Е И ЗОБ РЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4849295/07 (22) 10,07.90 (46) 23,04.92. Бюл. М 15 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" им. С.М.Кирова (72) А.А.Дукштау, П.Н,Фролов, В.С.Танин и

А.А. Ким (53) 621,313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 603058, кл, Н 02 К 9/04, Н 02 К 1/20, 1978.

Домбровский В,В, и др. Проектирование гидрогенераторов, ч. П. — Энергия, 1968, с. 38-42. (54) КОРПУС CTATOPA ВЕРТИКАЛЬНОЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к злектромашиностроению. Цель изобретения — упрощение конструкции, снижение материалоемкости, упрощение монтажа и обслуживания статора, улучшение вентиляции и снижение вентиляционных потерь, Статор содержит кольцевые горизонтальные полки 4 для крепления сер„„5U„„1728930 А1 дечника 1. Корпус статора образован угловыми колоннами 5 с поперечными ребрами жесткости, соединенными между собой прямоугольными рамами и горизонтальными полками 4. На рамах установлены воздухоохладители. Угловые колонны 5, соединенные рамами, образуют обшивку корпуса, передающую вращающий момент на фундам е н т н ы е плиты 13. Кроме того, угловые колонны 5 являются направляющими для органиэации воздушного потока. По торцам угловые колонны 5 снабжены площадками, образующими в совокупности верхний фланец 15 для крепления верхней крестовины

16 к корпусу статора и нижний фланец 17 для крепления корпуса к фундаментным плитам 13. Ниши, образованные снаружи корпуса статора, угловыми колоннами 5, обеспечивают доступ к болтам крепления нижнего фланца 17 к фундаментным плитам

13 и к болтам крепления верхней крестовины 16 к верхнему фланцу 15 корпуса. 2 ил.

1728930

Изобретение относится к электромаши- полки. на которых-закреплен сердечник станостроению, конкретнее к конструкции кор- тора, соединенные между собой вертикальпуса статора вертикальной электрической ными ребрами и распорками в виде машины, например гидрогенератора. стержней, верхний и нижний фланцы для

Корпус статора вертикальной электри- 5 крепления верхней крестовины к корпусу ческой машины представляет собой кольце- статора и корпуса статора к фундаментным вую конструкцию. сваренную из толстой плитам, и воздухоохладители. Воздухоохлалистовой стали и состоящую из наружной дители установлены непосредственно на обшивки и горизонтальных полок, выполня- корпусе статора. Корпус имеет круговую обющих роль ребер жесткости и передающих 10 шивку. Между полками по внутренней повращающий момент на обшивку момент на верхности приварены распорные угольники обшивку и далее на фундамент. и вертикальные ребра. Последние приваре- .

Для возможности перевозки по желез- ны к обшивке по наружному диаметру корной дороге статор с наружным диаметром пуса. более 5 м разделен на части — сектора, ко- 15 Однако такая конструкция корпуса статорые соединяются на монтаже посредст- тора имеет ряд существенных недостатков. . вом стыковых плит и шпилек. Для осмотра элементов крепления серКорпус крепится к фундаменту нижним дечника статора необходимо снять воздухофланцем посредством фундаментных пли- охладители. Затруднен доступ к болтам ток и болтов. На верхний фланец корпуса 20 крепления корпуса статора к фундаментстатора устанавливается крестовина и кре- ным плитам. Он осуществляется через спепится к нему болтами. циальные проемы в нижней части обшивки

С наружной стороны корпуса устанав- корпуса статора, закрываемые заглушками, ливаются воздухоохладители, Для прохода что повышает трудоемкость изготовления охлаждающего воздуха в обшивке корпуса 25 корпуса статора. Затруднен также доступ к имеются окна. необходимые для доступа болтам крепления верхней крестовины. воздуха к деталям соединения отдельных Наличие вертикальных ребер. скреплясекторов. а также к элементам крепления ющих горизонтальные. полки корпуса, засердечника статора к корпусу статора (ко- трудняет вентиляцию сердечника статора в сынкам, клиньям, оттяжкам сердечника). 30 зонах, расположенных между воэдухоохлэИзвестен корпус статора электрической дителями и вызывает неравномерность охмашины, например турбогенератора. вклю- лаждения сердечника и, как следствие, чающий обшивку, выполненную из элемен- температурные деформации сердечника. тов, которые приварен ы к соседним Затруднен вход воздуха в воздухоохладитепоперечным стенкам и стяжным ребрам. 35 ли; а огибание вертикальных ребер и. повоДанный корпус замкнут, не предусмат- рот на 90 С воздушного потока создает ривает установку воздухоохладителей, при- повышенное аэродинамическое сопротивгоден лишь для осевой вентиляции. Кроме ление, того. корпус представляет собой неразъем- Целью изобретения является упрощеную конструкцию и может быть использо- 40 ние конструкции, снижение материалоемвандля машинмалогодиаметра, . кости,упрощевиемонтажаиобслуживания

Известен корпус электрической маши- статора, улучшение вентиляции и снижение ны, содержащий круговую обшивку. кольце- вентиляционных потерь. вые горизонтальные полки для крепления Цель достигается тем, что корпус статосердечника,верхнийинижнийфланцы,воз- 45 ра вертикальной электрической машины, духоохладители. которые установлены че- включающий кольцевые горизонтальные рез специальные патрубки к проемам в полки,накоторыхзакрепленсердечникстаобшивке корпуса. Патрубки снабжены ла- тора. соединенные между собой вертикальзомдлядоступакэлементамкреплениясер- ными ребрами и распорками в виде дечника статора. 50 стержней, верхний и нижний фланцы для

Недостатком конструкции является то, крепления верхней крестовины к корпусу что наличие патрубков приводит к увеличе- статора и корпуса статора к фундаментным ниюдиаметральных размеров статора, его плитам, и воздухоохладители, состоит из металлоемкости и, соответственно, увели- . вертикальных угловых колонн с поперечнычению размеров бетонного кожуха для уста- 55 ми ребрами жесткости, обращенных вершиновки статора. ной к центру машины и соединенных между

Наиболее близким к предлагаемому по собой прямоугольными рамами, на которых технической сути является корпус статора закреплены воздухоохладители, и горизонвертикальной электрической машины, тальными полками с вырезами под колонну, включающий кольцевые горизонтальные причем угловые колонны по торцам снабже

1728930 ны площадками, образующими упомянутые фланцы. ..На фиг, 1 показан статор предлагаемой конструкции, разрез; на фиг. 2 — то же, поперечное сечение. 5

Сердечник 1 статора с помощью продольных брусьев 2 с ласточкиным хвостом и держателей 3 крепится к горизонтальным кольцевым полкам 4 корпуса статора..Корпус статора состоит из угловых колонн 5 с 10 поперечными ребрами 6 жесткости обращенных вершиной 7 к центру машины и соединенных между собой прямоугольными рамами 8 и горизонтальными полками 4.

На рамах 8 установлены воздухоохлади- 15 тели 9. Между угловыми колоннами 5 в зонах установки воздухоохладителей 9 установлены плоские вертикальные ребра

1.0 и распорки 11, дополнительно связывающие горизонтальные полки 4 и не препятст- 20 вующие прохождению воздуха к воздухоохладителям 9. В нишах. образованных снаружи корпуса етатора угловыми колоннами 5, установлены вертикальнйе распорки 12, используемые для переноса 25 корпуса статора.

Угловые колонны 5. соединенные рама. ми 8, образуют обшивку корпуса, передающую вращающий момент на фундаментные плиты 13. Кроме того, угловые колонны 5 30 являются направляющими для организации воздушного потока 14. По торцам угловые колонны 5 снабжены площадками, образующими в совокупности верхний фланец 15 для крепления верхней крестовины 16 к кор- 35 пусу статора и нижний фланец 17 для крепления корпуса к фундаментным плитам 13.

Ниши, образованные снаружи корпуса статора угловыми колоннами 5, обеспечивают доступ к болтам крепления нижнего 40 фланца 17 к фундаментным плитам 13 и к болтам крепления верхней крестовины 16 к верхнему фланцу 15 корпуса. Боковые стороны угловых колонн могут быть снабжены люками 18, позволяющими производить ос- 45 мотр элементов 2 и 3 крепления сердечника статора без демонтажа воэдухоохладителей

9 и использования переходных патрубков на воздухоохладителях, В процессе работы электрической машиныы холодный воздух после выхода из воэдухоохладителя 9, проходя по нескольким параллельным путям, отводит потери, выделяющиеся в электрической. машине. Нагретый воздух направляется к воздухоохладителям 9, где охлаждается до необходимой температуры и вновь направляется по вентиляционному тракту кротору;

Выходящий из вентиляционных каналов сердечника 1 статора нагретый воздух с помощью угловых колонн 5 направленным потоком 14 поступает в воздухоохладители

9. При этом сокращается длина вентиляционного тракта, исключаются завихрения и повороты воздушного потока около ребер. выравнивается охлаждение сердечника по длине спинки.

Формула изобретения

Корпус статора вертикальной электрической машины, включающий кольцевые горизонтальные полки, не которых закреплен сердечник статора, соединенные между собой вертикальными ребрами и распорками в виде стержней, верхний.и нижний флвнцы для крепления верхней крестовины к корпусу статора и корпуса статора к фундаментн ым плитам и воэдухоохлвдители, о т л и н а юшийся тем, что, с целью упрощения конструкции, снижения материалоемкости, упрощение монтажа и обслуживания статора, улучшения вейтиляции и снижения вентиляционных потерь, он состоит из вертикальных угловых колонн с поперечными ребрами жесткости, .обращенных вершиной к центру машины и соединенных между собой прямоугольными рамамй. на которых закреплены воздухоохладители, и горизонтальными полками с вырезами под колонну,.причем угловые колонны по торцам снабжены элементами, образующими упомянутые фланцы.

1728930

Составитель А,Дукштау

Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор О.Кравцова

Редактор О.Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 1412 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5