Электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит двигатель 1, якорная обмотка которого, содержащая датчик 2 тока, подключена к выходу преобразователя 3. Три входа преобразователя 3 соединены с тремя выходами системы 4 автоматического управления электроприводом. Изобретение обеспечивает контроль работы преобразователя 3 путем сравнения действительного значения тока якоря, снимаемого с датчика 2, и сигнала с выхода апериодического звена 8 (модели якорной цепи). 2 з.п. ф-ль 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 Р 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ KOMVITET
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4489919/07 (22) 03.10.89 (46) 23.04,92. Бюл, hh 15 (71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения (72) Н.В.Донской., B,А.Матисон и О.Г.Бугаев (53) 621.316.718.5(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1117808, кл. Н 02 P 5/06, 1979.
Авторское свидетельство СССР
N 1102000, кл. Н 02 P 5/06, 1979.
„„5LI„„1728955 А1 (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока. Целью изобретения является повышение надежности. Электропривод содержит двигатель 1. якорная обмотка которого, содержащая датчик 2 тока, подключена к выходу преобразователя 3.
Три входа преобразователя 3 соединены с тремя выходами системы 4 автоматического управления электроприводом. Изобретение обеспечивает контроль работы преобразователя 3 путем сравнения действительного значения тока якоря, снимаемого с датчика
2, и сигнала с выхода апериодического звена
8 (модели якорной цепи). 2 э.п. ф-лы>1 ил.
1728955
20
30
40
55
Изобретение относится к электротехнике, в частности к автоматизированному электроприводу, и может быть использовано в транзисторных электроприводах постоянного тока.
Целью изобретения является повышение надежности.
На чертеже изображена структурная схема электропривода.
Электропривод содержит двигатель
1, якорная обмотка которого, содержащая датчик 2 тока, подключена к выходу преобразователя 3, управляющие входы которого соединены с тремя выходами системы 4 автоматического управления электроприводом, являющимися одновременно выходами блока 5 регуляторов, блок 6 запоминания знака тока, два выхода которого соединены с дополнительными входами преобразователя 3, вал двигателя 1 механически coeдинен с датчиком 7 скорости, выход которого одновременно соединен с вторым входом системы 4 автоматического управления и первым входом апериодического звена 8, первый вход системы 4 автоматического управления соединен с клеммой 9 для подачи сигнала задания, третий вход системы 4 автоматического управления — с выходом датчика 2 тока.
Кроме того, электропривод содержит модель 10 преобразователя, первый 11 и второй 12 ключи, первый 13 и второй 14 диоды, устройство 15 анализа и блокировки преобразователя, выход которого соединен с блокировочным входом преобразователя
3, входы модели 10 преобразователя соединены с тремя выходами блока 5 регуляторов, три выхода модели 10 преобразователя соединены со всеми, кроме первого, входами апериодического звена 8, выход которого соединен с первым входом устройства 15 анализа и блокировки преобразователя, второй вход которого соединен с выходом датчика 2 тока, цепь, состоящую из параллельного включения цепей, состоящих из первого 11 ключа, соединенного последовательно с анодом первого диода 13 и второго ключа 12, соединенного с катодом второго диода 14, которая включена параллельно апериодическому звену 8, управляющие входы первого 11 и второго 12 ключей соединены соответственно с выходами блока запоминания знака тока систе лы 4 автоматического управления эл.зктроприводом
Модель 10 преобразователя выполнена в виде последовательного соединения источника 16 питания и блока 17 ключей, уп-. равляемого логическим устройством 18, причем три входа логического устройства 18 являются входом модели 10 преобразователя, а выходы блока 17 ключей — ее выходами.
Кроме того, электропривод содержит блок 19 измерения температуры обмотки якоря двигателя и аттенюатор 20. вход которого включен между выходом и инвертирующим входом операционного усилителя 21 апериодического звена, причем выход блока 19 измерения температуры обмотки якоря подключен к управляющему входу аттенюатора 20.
Электропривод работает следующим образом.
Предположим, что в начальный момент времени электропривод исправен и работает в режиме непрерывного тока, а знак тока таков, что блок 6 запоминания знака тока включает ключ 11 и отключает ключ 12.
Модель 10 преобразователя подает на вход апериодического звена 8 сигнал, пропорциональный выходному напряжению преобразователя U, а датчик 7 скорости— скорости в, Постоянная времени апериодического звена 8 выбирается равной постоянной времени цепи якоря Т = L>/R>. При этом согласно зависимости о 1я
U = Сс в + 1-я + Rg lg . бт где Сс — конструктивный коэффициент двигателя; а — угловая скорость ротора;
L> — индуктивность якорной цепи;
Rg — сопротивление якорной цепи;
1 — ток якорной цепи;
U — напряжение на выходе преобразователя, сигнал на выходе апериодического звена 8 соответствует в определенном масштабе току якорной цепи, причем знаки входных сигналов апериодического звена 8 выбираются такими, чтобы сигнал на его выходе был положительным. Диод 13 при этом заперт выходным напряжением операционного усилителя 21. В устройстве 15 сравниваются сигналы датчика 2 тока и апериодического звена 8 и при их эквивалентности не блокируют преобразователь 3, Если электропривод переходит в режим прерывистых токов при том же знаке тока, то в некоторые моменты времени сигналы, поступающие с выхода блока 5 регуляторов и, соответственно, с модели преобразователя, указывают на появление отрицательного тока в цепи якоря, однако из-за характеристики силовой цепи преобразователя ток равен нулю. При этом появление отрицительного напряжения на выходе апериоди1728955 клеммой для подачи сигнала задачи, третий вход системы автоматического управления соединен с выходом датчика тока,.о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности, в электропривод дополнительно введены модель. преобразователя„первый и второй ключи, первый и второй диоды, устройство анализа и блокировки преобразователя, выход которого соединен с блокировочным входом преобразователя, входы модели преобразователя соединены с тремя выходами блока регуляторов, три выхода модели преобразователя соединены с все10 ми, кроме первого, входами апериодическоединен с выходом датчика тока, цепь, состоящая из переменного включения цепей, состоящих из первого ключа, соединенного последовательно с анодом первого диода, и второго ключа, соединенного с катодом второго диода, включена параллельно апериодическому звену, управляющие входы первого и второго ключей соединены соответственно с выходами блока запоминания знака тока системы автоматического управления электроприводом.
2. Электропривод по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что модель преобразователя выполнена в виде последовательного соединения источника питания и блока ключей, управляемого логическим устройством, причем три входа логического устройства являются входами модели преобразователя, а выходы блока ключей — ее выходами.
3. Электропривод по пп.1 и 2, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения точности выделения аварийных режимов работы, введены блок измерения температуры обмотки якоря двигателя и аттенюатора, вход которого включен между выходом и инвертирующим входом операционного усилителя апериодического звена, причем выход блока измерения температуры обмотки якоря подключен к управляющему входу аттенюатора.
50
Составитель С. Колодезев
Редактор О. Юрковецкая Техред М.Моргентал Корректор М. Шароши
Заказ 1413 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ческого звена 8 блокируется диодом 13. Если же смена знака тока происходит, то одновременно переключаются ключи 11 и 12, разрешается появление отрицательного сигнала на выходе апериодического звена
8, и одновременно запрещается появление там положительного сигнала. При нагреве двигателя 1 при длительной нагрузке меняется сопротивление его якоря, а вместе с ним и постоянная времени цепи якоря Тя.
Одновременно меняются выходное напряжение блока 19 измерения температуры обмотки якоря двигателя и сопротивление аттенюатора 20, благодаря чему постоянная времени апериодического звена остается равной постоянной времени цепи якоря Тя.
Таким образом, во всех режимах работы выходной сигнал апериодического звена 8 точно повторяет ток якорной цепи.
Если происходит обрыв цепи, связывающий систему 4 и датчик 7 скорости, или преобразователь 3 работает неправильно, то сигнал на входе апериодического звена 8 не соответствует напряжению на якорной цепи электропривода. Возникает разность между выходными сигналами апериодического звена 8 и датчика 2 тока, при появлении которой полностью блокируется работа преобразователя 3.
Формула изобретения
1. Электропривод, содержащий двигатель, якорная обмотка которого последовательно включена с датчиком тока, подключена к выходу преобразователя, управляющие входы которого соединены с тремя выходами системы автоматического управления электроприводом, являющимися одновременно выходами блока регуляторов, блок запоминания знака тока, два выхода которого соединены с дополнительными входами преобразователя, вал двигателя механически соединен с датчиком скорости, выход которого одновременно соединен с вторым входом системы автоматического управления и первым входом апериодического звена, первый вход системы автоматического управления соединен с
15 го звена, выход которого соединен с первым входом устройства анализа и блокировки преобразователя, второй вход которого со