Гусеничная цепь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к устройствам, повышающим проходимость гусеничных машин на слабонесущих грунтах. Цель изобретения - повышение надежности. Каждое звено 5 состоит из основания 6, в котором шарнирно на болтах 7 установлены уширители 8 с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости звена 5. Поворот уширителей ограничен ограничителями 9i и 92 сверху и снизу звена 5. Между уширителями 8 и звеном 5, охватывая болты 7, расположены подпружиненные пластинчатые упоры 12. При опускании звеньев 5 уширители 8, преодолевая сопротивление поверхности пластинчатых упоров 12, под собственным весом опускаются упираясь в нижние ограничители 92. Соприкасаясь с опорной поверхностью почвы, уширители 8 расходятся в стороны и вверх. При огибании звеньями 5 профиля звездочки уширители за счет собственного веса, опустятся. 7 ил. СЛ С
(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 В 62 D 55/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР ф,0 Ugg 3
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4816907/11 (22) 23.04.90 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.Э.Павлович, О.А.Шаповал, А.Б,Гаврис, И.А.Карпов, Г.Ф.Лацко, Д.Н,Миско, В.Ю.Росоха, И.В.Климов и В.В.Сидорович (53) 629.012.11(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1Ф 447319, кл. В 62 D 55/00, В 62 0 55/08, 1974.
Авторское свидетельство СССР
М 1129113, кл. В 62 0 55/08, 1984. (54) ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ (57) Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам, повышающим проходимость гусеничных машин на слабонесущих грунтах. Цель изобретения — повышение надежности. Каждое звено 5 состоит из основания 6, в котором шарнирно на болтах 7 установлены уширители
8 с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости звена 5. Поворот уширителей ограничен ограничителями 91 и
9z сверху и снизу звена 5. Между уширителями 8 и звеном 5, охватывая болты 7. расположены подпружиненные пластинчатые упоры 12. При опускании звеньев 5 уширители 8, преодолевая сопротивление поверхности пластинчатых упоров 12. под собственным весом опускаются упираясь в нижние ограничители 9z. Соприкасаясь с опорной поверхностью почвы, уширители 8 расходятся в стороны и вверх. При огибании звеньями 5 профиля звездочки уширители за счет собственного веса, опустятся. 7 ил.
1729885
Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам, повышающим проходимость гусеничных машин на слабонесущих грунтах.
Известна гусеничная цепь, содержащая звенья с шарнирно прикрепленными поди ружинен ными уши рителями.
Однако у данного устройства уширитель работает только с одной стороны гусеничной цепи, что не позволяет в больших пределах увеличить ее опорную поверхность.При этом убираемые в процессе движения машины уширители будут препятствовать выходу оператора из кабины в случае экстренной необходимости, Кроме того, убираемые и складываемые уширители уменьшают зону обзора из кабины машины.
Известна также гусеничная цепь, содержащая звенья с шарнирно прикрепленными подпружиненными уширителями. При этом уширители установлены на звеньях внахлест со стороны опорной поверхности с обеих краев по ширине звена с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости звена. Внутренние края каждой пары уширителей связаны между собой и ружи ной.
В таком устройстве отсутствуют недостатки аналога, однако возможен поворот уширителей под гусеницами при изменении направления движения транспортного средства, что чревато поломкой уширителе й.
Цель изобретения — повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в гусеничной цепи, содержащей звенья, уширители с пружинами, шарнирно установленные на звеньях внахлест со стороны опорной поверхности с обеих краев по ширине звена с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости звена, имеются существенные отличия, а именно каждое звено выполнено с полостями, в каждой из которых закреплена пружина.
При этом гусеничная цепь снабжена ограничителями поворота, фиксирующими крайние положения уширителя, и пластинчатыми упорами, свободно расположенными между пружинами и уширителями.
Применение ограничительных и пластинчатых упоров позволит уширителям перемещаться под собственным весом и попадать в полости звеньев цепей под действием веса транспортного средства. Кроме того, применение полостей звеньев гусеничных цепей позволит при попадании в них уширителей фиксировать последние от поворота при изменении направления движения транспортного средства, что предот5
55 вратит поломку уширителей в месте их соединения с шарнирами.
На фиг. 1 изображен фрагмент установки цепи на транспортное средство; на фиг.
2 — звено гусеничной цепи в плане; на фиг, 3 — звено верхней части гусеничной цепи, разрез; на фиг. 4-звено нижней части гусеничной цепи, не опирающейся на поверхность грунта, разрез; на фиг. 5 — то же, но опирающуюся на поверхность грунта; на фиг. 6 — вид А по фиг. 1; на фиг. 7 — часть гусеничной цепи, аксонометрия.
Гусеничные цепи 1 устанавливаются на транспортное средство(фиг. 1) и могут перемещаться с помощью вращения ведущей 2 и ведомой 2а звездочек и опираются на опорные катки 3, которые закреплены на корпусе 4 транспортного средства. Гусеничные цепи 1 собраны из шарнирно соединен-, ных звеньев 5.
Каждое звено 5 (фиг. 2) состоит из основания 6, в котором шарнирно на болтах 7 установлены уширители 8. Уширители 8 установлены внахлест со стороны опорной поверхности с обеих краев по ширине звана 5 и с вОзможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости звена. Приэтом поворот уширителей 8 ограничен ограничителями 91 и 9z закрепленными на звене 5 соответственно сверху и снизу, Кроме того, в звеньях 5 с обеих краев выполнены полости 10, в которых, охватывая тело болтов 7, расположены возвратные пружины 11.
Между пружинами 11 и уширителями 8, охватывая также тело болтов 7, расположены свободно пластинчатые упоры 12 так, что своей верхней поверхностью препятствуют перемещению уширителей 8 по верхней части вращаемых и вибрируемых гусениц(фиг, 3 и 4), но дают возможность провороту уширителей 8 под их собственным весом, при прохождении звена 5 гусеницы 1 сверху вниз (фиг, 6 и 7), а также утапливанию уширителей в полости 10 звеньев 5 гусениц 1 под действием веса остова транспортного средства (фиг. 5).
Устройство работает следующим образом.
При движении вперед транспортного средства звенья 5 гусеничной цепи 1 (фиг. 7) перемещается сверху вниз, огибая профиль ведущей звездочки 2, перемещаются затем под опорными катками 3 (фиг, 1) и, выходя из-под них, поднимаются (фиг. 7) и перемещаются по каткам 3, Затем опять опускаются, совершая замкнутый цикл перемещения.
Одновременно с фазами этого цикла наблюдаются и фазы цикла перемещения уширителей 8 вокруг своих шарниров — болтов 7.
Так, при опускании звеньев 5 уширители, 1729885
Г (1
I
Г
55 преодолевая сопротивление поверхности пластинчатых упоров 12, под собственным весом тоже опускаются, упираясь в нижние ограничители 9z (фиг. 6 и 7). Далее, соприкасаясь с опорной поверхностью почвы, 5 уширители 8 расходятся в стороны и вверх . (фиг. 6), а при прижатии гусениц 1 в почве они вместе с пластинчатыми упорами 12 попадают в полости 10 звеньев 5, преодолевая усилие пружин 11, что препятствует про- 10 вороту уширителей 8 вокруг болтов 7.
Приэтом ширина гусениц 1 увеличивается, Затем при выходе звеньев 5 иэ-под опорных катков 4 уширители под действием возвратных пружин 11 выходят из полостей 10 вме- 15 сте с пластинами 12. При прохождении звеньями 5 горизонтального участка верхней части цепи 1 уширители 8 удерживаются силой трения поверхности пластин 12 в исходном положении, соответствующем фа- 20 зе выхода звеньев 5 из-под опорных катков
4. И, наконец, при огибании звеньями 5 Ilpoфиля звездочки 2 уширители за счет собственного веса, преодолевая сопротивление поверхности пластин 12, опустятся. Цикл 25 повторяется.
Предлагаемая конструкция позволяет изменять ширину гусеничных цепей, не меняя габаритов корпуса серийной машины, и повысить ее проходимость за счет увеличения опорной поверхности.
Поворотные уширители 8 могут бытьвыполнены съемными и применяться для повышения проходимости машины по слабым грунтам например торфу.
Формула изобретения
Гусеничная цепь, содержащая звенья, уширители с пружинами, шарнирно установленные на звеньях внахлест со стороны опорной поверхности с обеих краев по ширине звена с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости звена, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, каждое звено выполнено с полостями, в каждой из которых закреплена пружина, при этом гусеничная цепь снабжена ограничителями поворота, фиксирующими крайние положения уширителя, и пластинчатыми упорами, свободно расположенными между пружинами и уширителями.
1729885
50 1729885
Составитель В. Шульга
Редактор М, Кобылянская Техред М,Моргентал Корректор М. Кучерявая
Заказ 1475 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101