Ходовая часть крана
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению и может быть использовано в ходовой части мостовых и козловых кранов. Цель изобретения - учеличение срока службы. Ходовая часть крана содержит буксы 1, в которые дополнительно введены две группы упругих низкомодульных элементов, одна группа которых
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sl)s В 66 С 9/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4774013/11 (22) 25.12.89 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Тульский политехнический институт (72) В.Г.Сальников, В,И.Ануфриев, B.Ñ.Äðoнов и В.B.Ãðèøèíà (53) 621.874 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
hL 1183447, кл. В 66 С 9/06, 1985. Ж 1730004 А1 (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ КРАНА (57) Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению и может быть использовано в ходовой части мостовых и козловых кранов. Цель изобретения— учеличение срока службы. Ходовая часть крана содержит буксы 1, в которые дополнительно введены две группы упругих низкомодульных элементов, одна группа которых
1730004 выполнена плоскими и расположена между прилегающими плоскостями буксы 1 и отбортовкой 8, а другая группа — с плоскогофрированными элементами, размещенными в полости, образованной соосными пазами
10 и 11 в буксе 1 и отбортовке 8 металлоконструкции. При этом оси гофров ориентированы перпендикулярно прилегающим
Изобретение относится к подъемнотранспортной технике и может быть использовано в подъемно-транспортных машинах, а именно в мостовых и козловых кранах.
Цель изобретения — повышение долговечности металлоконструкции. крана.
На фиг. 1 показан узел крепления буксы к концевой балке, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид спереди; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2.
Ходовая часть крана содержит угловые буксы 1, в подшипниковых узлах 2 которых закреплены оси ходовых колес 3, и концевые балки 4. Металлоконструкция концевой балки 4 выполнена в виде вертикальных стенок 5 с окнами 6, поясов 7 и отбортовки 8.
Концевая балка 4 соединена с угловой буксой 1 посредством болтового соединения 9.
Отбортовка 8 представляет собой Г-образную пластину, на внутренней поверхности которой, обращенной к буксе, выполнены продольные пазы 10. На внешней поверхности корпуса угловой буксы 1 выполнены ответные пазы 11 таким образом, что стенки пазов 10 и 11 попарно принадлежат одной плоскости.
Между обращенными друг к другу поверхностями угловой буксы 1 и отбортовки
8 концевой балки 4 размещены плоские упругоподатливые элементы 12, выполненные из низкомодульного материала, например резины или другого эластомера. Упругоподатливые элементы 12 размещены таким образом, что их боковые стенки вместе со стенками пазов 10, 11 образуют полость прямоугольного поперечного сечения. В полости размещен змеевидный упругий элемент 13. Ширина упругого элемента 13, измеряемая по вершинам выпуклостей 14, находящихся с каждой стороны в одной плоскости, равна ширине пазов 10, 11 с учетом допусков скользящей посадки. Высота упругого элемента 13, измеряемая вдоль гофра, принята меньше высоты полости на величину возможного обжатия упругоподатливого элемента 12 при максиплоскостям буксы 1 и моста, а буксы 1, мост и упругие элементы скреплены болтами.
Гайки, головки которых прижаты к плоским поверхностям полушаров с радиальными отверстиями, вложенных s сферические выемки, выполнены на буксе и мосте с возможностью проскальзывания по сферическим поверхностям. 4 ил. мальном значении нагрузки на колесо 3, B отбортовке 8 и корпусе буксы 1 выполнены отверстия овального сечения с большей осью, параллельной оси концевой балки.
5 На входе и выходе отверстий соосно с ними выполнены сферические углубления, в которые вставлены полушары 15 с радиальными цилиндрическими отверстиями. Болт
16 болтового соединения 9 пропущен
10 сквозь отверстия в полушарах 15, корпуса буксы 1 и отбортовки 8, при этом его головка
17 и гайка 18 прижаты к плоским поверхностям полушаров 15, Ходовая часть крана работает следую15 щим образом.
При перемещении крана по путям, имеющим нвровности по всем трем координатным осям, в металлоконструкции крана возникают динамические напряжения. Сни20 жение уровня этих напряжений происходит следующим образом. При наезде колеса 3 на неровность рельса в вертикальной плоскости (перепад рельсов) на колесо 3 со стороны рельса воздействует дополнительное
25 усилие. Это усилие через ось колеса и подшипниковый узел 2 передается на угловую буксу 1 и может быть представлено в виде двух составляющих: вдоль рельса и нормальной к рельсу, При передаче нормаль30 ной составляющей усилия через упругоподатливые элементы 12 на концевую балку 4 происходит сжатие горизонтально расположенного упругоподатливого элемента 12, на что расходуется значи35 тельная часть энергии удара колеса о препятствие. При сжатии горизонтально расположенного упругоподатливого элемента 12 одновременно происходит сдвиг вертикальных прилегающих плоскостей уг40 ловой буксы 1 и отбортовки 8, осуществляемый за счет сдвиговых деформаций в материале вертикального упругоподатливого элемента 12. Поскольку элемент 12 выполнен из низкомодульного материала, 45 большие деформации сдвига не вызывают появления в его сечениях больших значений
1730004
55 напряжений. Сдвиг буксы 1 относительно отбортовки 8 приводит к действию на болтовое соединение 9 сдвигающего усилия.
Болт 16 получает угловое относительно первоначального положения его оси смещение.
Полушары 15 проскальзывают по сферическим поверхностям относительно буксы 1 и отбортовки 8, а головка болта 16 и гайка 17 остаются прижатыми к плоским частям полушаров 15. Таким образом, на концевую балку действует меньшее значение силы, вызывая в ее поясах 7 и стенках 5 нормальные напряжения меньше предела выносливости. При передаче составляющей ударной нагрузки, направленной вдоль рельса, устройство работает таким же образом, только горизонтальный и вертикальный элементы
12 меняются местами, При действии на колесо 3 силы, параллельной главной балке (пролетному строению) крана, например в случае удара реборды о неровность на рельсе происходит перекашивание колеса 3, приводящее к несимметричному деформированию каждого из горизонтального и вертикального упругоподатливых элементов
12, и осевое смещение колеса 3, приводящее к развитию сдвиговой деформации s плоских упругоподатливых элементах 12 и сдавливанию змеевидного элемента 13.
Большая деформация этих упругих элементов приводит к значительному поглощению энергии удара, что снижает уровень напряжений от кручения в стенках 5 и поясах 7 концевых балок 4, При снижении упругих свойств плоских элементов 12 (например, вследствие старения) производится обжатие узла путем подкручивания гаек 17 через окно 6, Если возникает необходимость сменить буксовый узел.,болтовые соединения 9 разбираются и вынимается змеевидный элемент 13. После смены элементов 12 змеевидный элемент 13 вставляется в пазы 10 и 11 и фиксирует буксу 1 относительно концевой балки 4.
Таким образом, введение плоских упругих и упругогофрированных элементов позволяет повысить долговечность металлоконструкций мостового крана. Плоские про5 кладки из низкомодульного материала демпфируют колебания в вертикальной плоскости, особенно высокочастотную составляющую, являющуюся основным влияющим фактором усталостного разру10 шения металлоконструкции, что повышает ее ресурс, Установленный в продольном пазу упругогофрированный элемент сохраняет кинематические параметры узла в вертикальной плоскости и демпфирует
15 нагрузки, что уменьшает уровень напряжений в балках моста и приводит к меньшему истиранию реборд ходовых колес, Простота устройства повышает его надежность и позволяет реализовать его с минимальными
20 изменениями в существующей технологии производства ходовых частей.
Формула изобретения
Ходовая часть крана, содержащая ходовые колеса, смонтированные каждое в соот25 ветствующей буксе, установленной на мосту крана посредством крепежных элементов, пропущенных в отверстия буксы и моста с возможностью ограниченного перемещения в направлении, перпендикулярном пло30 скости колес, отличающаяся тем, что, с целью увеличения срока службы, она снабжена плоскими упругими и упругогофрированными элементами, на контактирующих поверхностях моста крана и буксы выпал- - - С
35 нены продольные пазы, в которых размещены упомянутые упругогофрированные элементы, контактирующИе наружными поверхностями вершин гофров с боковыми поверхностями пазов буксы и моста соответственно, 40 плоские упругие элементы размещены между прилегающими поверхностями буксы и моста, а крепежные элементы установлены посредством сферических шайб с возможностью углового перемещения.
1730004
1730004
35
45
Составитель В. Сальников
Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко
Редактор Л. Келемеш
Заказ 1481 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Мс ква, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101