Блокируемый гидротрансформатор гидромеханической передачи транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах транспортных средств, преимущественно автомобилей и автобусов. Цель изобретения - повышение надежности путем исключения возможности блокирования гидротрансформатора на тяжелых режимах движения транспортного средства. Гидротрансформатор 1 содержит механизм 14 командного включения блокировочной муфты 12, соединенный с рабочей полостью гидравлического нажимного цилиндра 13 через гидрораспределитель 16, полость управления которого подключена гидролинией 18 управления к датчику 11 частоты вращения выходного вала коробки 8 передач , а выходной канал 17 - к рабочей полости цилиндра 13 муфты 12. По достижении транспортным средством заданной скорости давление от датчика 1-1 частоты вращения выходного вала 10, связанного с колесами, передается по гидролинии 18, перемещая золотник гидрораспределителя 16 и обеспечивая подачу жидкости из главной магистрали 5 в канал 17 и полость цилиндра 13, блокируя гидротрансформатор. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР уЗРЕ8КМ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
18 (21) 4794639/11 (22) 20.02.90 (46) 30.04.92. Бюл. М 16 (71) Минский автомобильный завод (72) Н.М,Нишчик, Е.В.Нишчик, Г.Ф.Минаев и О.Л.Косткин (53) 621,226.5(088.8) (56) Колесное шасси МАЗ 543 и его модификации. — Техническое описание и конструкция по эксплуатации, М.. Военное изд-во
Министерства обороны СССР, 1983, с. 107, рис, 50. (54) БЛОКИРУЕМЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДА-.
Ч И TPAH СПОРТН ОГО СР ЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидромеханических передачах транспортных средств, преимущественно автомобилей и автобусов. Цель изобретения — повышение надежности путем исклю Ж 1730494 А1 (я)з F 16 H 41/30, В 60 К 17/10 чения возможности блокирования гидротрансформатора на тяжелых режимах движения транспортного .средства.
Гидротрансформатор 1 содержит механизм
14 командного включения блокиравочной муфты 12, соединенный с рабочей полостью гидравлического нажимного цилиндра 13 через гидрораспределитель 16, полость уп- равления которого подключена гидролинией 18 управления к датчику 11 частоты вращения выходного вала коробки 8 передач, а выходной канал 17 — к рабочей полости цилиндра 13 муфты 12. По достижении транспортным средством заданной скорости давление от датчика 11 частоты вращения выходного вала 10, связанного с колесами, передается по гидролинии 18, перемещая золотник гидрораспределителя 16 и обеспечивая подачу жидкости из главной магистрали 5 в канал 17 и полость цилиндра
13, блокируя гидротрансформатор. 1 ил.
1730494
20
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям с блокируемым гидротрансформатором транспортных средств, преимущественно автомобилей большой грузоподьемности.
Цель изобретения — повышение надежности работы, На чертеже показан предложенный гидротра нсформатор.
Блокируемый гидротрансформатор гидромеханической передачи транспортного средства содержит контур циркуляции гидротрансформатора 1, включающий в себя гидравлически связанные между собой теплообменник 2 и насос подпитки 3, клапан подпитки 4, подключенный к контуру циркуляции гидротрансформатора 1 и к главной магистрали 5, связанной с. источником давления жидкости (не показан), имеющим устройство 6 регулирования, и подключенным к механизму 7 управления кинематически связанной с гидротрансформатором 1 коробки 8 передач. Входной вал 9 гидротрансформатора кинематически связан с двигателем (не показан). На выходном валу
10 коробки передач 8 установлен выполненный в виде трубки Пито датчик 11 частоты вращения. Гидротрансформатор 1 снабжен блокировочной муфтой 12 с нажимным цилиндром 13, Источник давления главной магистрали
5 подключен через механизм 14 командного включения блокировочной муфты к входному каналу 15, имеющего торцовые полости управления гидрораспределителя 16, выходной канал 17 которого гидравлически соединен с полостью нажимного цилиндра 13 блокировочной муфты гидротрансформатора, а одна из торцовых полостей управления связана гидролинией 18 управления с датчиком 11 частоты вращения.
Выходной вал 10 кинематически связан с колесами (не показаны) транспортного средства.
Устройство работает следующим образом.
Входной вал 9 вращается двигателем (не показан) и источник давления жидкости (не показан), имеющий привод от элементов гидромеханической передачи, подает рабочую жидкость под давлением через устройство 6 регулирования в главную магистраль 5. Из магистрали 5 жидкость поступает через механизм 7 управления к коробке пе. редач 8 на питание и управление последней, через клапан подпитки 4 — в контур циркуляции гидротрансформатора 1, в котором насос подпитки 3 осуществляет прокачку рабочей жидкости через теплообменник 2 и гидротрансформатор 1, обеспечивая охлаждение последнего, Из главной магистрали 5 рабочая жидкость подводится также к механизму 14 командного включения блокировочной муфты 12. По команде водителя включается механизм 14 и давление рабочей жидкости из главной магистрали 5 подводится через механизм 14 и по входному каналу 15 к гидрораспределителю 16.
При достижении транспортным средством заданной скорости давление требуемой величины от датчика 11 частоты вращения выходного вала 10, связанного с колесами машины, передаетсл до гидролинии управления 18 в одну из торцовых полостей управления гидрораспределителя 16, при этом золотник последнего перемещается вправо (по чертежу), сжимая пружину, и обеспечивает подачу давления из главной магистрали 5 в выходной канал 17 и далее в рабочую полость нажимного цилиндра 13 блокировочной муфты 12, обеспечивая блокирование гидротрансформатора. При снижении скорости движения ниже заданной величины, необходимой для выключения блокировочной муфты, давление, передаваемое от датчика 11 частоты вращения выходного вала по управляющей гидролинии
18 в торцовую полость управления гидрораспределителя 16, падает ниже требуемой величины, гидрораспределитель срабатывает и перекрывает подачу жидкости из главной магистрали 5 в рабочую полость нажимного цилиндра 13, одновременно соединяя эту полость со сливом. Гидротрансформатор на этом режиме движения разблокируется, независимо от положения механизма 14 командного включения блокировочной муфты. Разблокирование гидротранформатора может производиться также по команде водителя на других режимах движения, Блокирование гидротрансформатора производится только по командам водителя и на скорости движения не ниже заданной величины, что повышает надежность блокировочной муфты, Исключается возможность командного включения блокировочной муфты и выхода ее из строя на тяжелых режимах движения, например, при трогании машины с места, движении на малых скоростях.
Предлагаемое устройство позволяет повысить надежность блокировочной муфты путем исключения возможности командного блокирования гидротрансформатора на тяжелых режимах, а обеспечение работы разблокированного гидротрансформатора на этих режимах и автоматическое разблокирование его при движении со скоростью ниже заданной позволяют повысить тягово1730494
25
35.40
50
Составитель Н.Нишчик
Редактор М.Недолуженко Техред М.Моргентал Корректор Л.Алексеенко
Заказ 1506 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 динамические качества транспортного средства, Формула изобретения
Блокируемый гидротрансформатор гидромеханической передачи транспортного средства, содержащий контур циркуляции гидротрансформатора, включающий в себя гидравлически связанные между собой теплообменник и насос подпитки, клапан подпитки, подключенный к контуру циркуляции и к главной магистрали, связанной с имеющим устройство регулирования источником давления, подключенным к механизму управления кинематически связанной с гидротрансформатором коробки передачи, на выходном валу которой установлен выпол.ненный в виде трубки Пито датчик частоты вращения, и через механизм командного включения блокировочной муфты — к входному каналу, связанному с полостью нажимного цилиндра блокировочной муфты
5 гидротрансформатора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения возможности блокирования гидротрансформатора на тяжелых режимах движения транспортного средства, 10 он снабжен имеющим торцовые полости управления гидрораспределителем, входной канал которого соединен с механизмом командного включения блокировочной муфты, выходной канал — с полостью нажимного
15 цилиндра блокировочной муфты гидротрансформатора, а одна из торцовых полостей. управления — с датчиком частоты вращения.