Траловая система

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в промышленном рыболовстве при лове разноглубинными тралами . Сущность изобретения: система включает трал с крыльями, кабели, ваера, устройство для вертикального и горизонтального раскрытия. Зону облова увеличивают канатные элементы для образования вихревых шлейфов, служащих продолжениями крыльев трала. Верхние концы этих элементов закреплены на верхних кабелях, а нижние концы - на уровне нижней, подборы соединены канатными перемычками и оснащены грузами для уменьшения отклонения от вертикального положения в процессе траления. Расстояние между канатными элементами определяют с учетом сопротивления канатного элемента, перпендикулярного потоку, диаметра канатного элемента, скорости траления и порогового значения скорости потока, при котором он обладает задерживающим действием. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 А 01 К 73/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ: (21) 4738396/13 (22) 18.09.89 (46) 07.05.92. Бюл. М 17 (75) В,Н.Мельников и А,В.Мельников (53) 639.2. 081.114(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1175414, кл. А 01 К 13/02, 1983. (54) ТРАЛОВАЯ СИСТЕМА (57) Использование: в промышленном рыболовстве при лове разноглубинными тралами. Сущность изобретения; система включает трал с крыльями, кабели, ваера, устройство для вертикального и горизонтального раскрытия. Зону облова увеличивают канатные элементы для образования

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к лову разноглуби нными тралами.

Цель изобретения — повышение эффективности лова путем увеличения зоны облова и надежности удержания рыбы в этой зоне.

На фиг. 1 и 2 приведена траловая система, вид сбоку.

Траловую систему, включающую трал, кабели, ваера, устройства для горизонтального и вертикального раскрытия, снабжают канатными. элементами для образования вихревых шлейфов, верхние концы которых закреплены на верхних кабелях, а нижние концы на уровне нижней подборы соединены канатными перемычками и. оснащены грузами для уменьшения отклонения канатов-вихреобразователей от вертикального положения в процессе траления. Вихревые

„„ Ц„„1731122 А1 вихревых шлейфов, служащих продолжениями крыльев трала. Верхние концы этих элементов закреплены на верхних кабелях, а нижние концы — на уровне нижней, подборы соединены канатными перемычками и оснащены грузами для уменьшения отклонения от вертикального положения в процессе траления. Расстояние между канатными элементами определяют с учетом сопротивления канатного элемента, перпендикулярного потоку, диаметра канатного элемента, скорости траления и порогового значения скорости потока, при котором он обладает задерживающим действием. 3 з,п. ф-лы, 2 ил. шлейфы всех канатов-вихреобразователей сливаются в общий вихревой шлейф, который служит продолжением крыльев трала и в 2-2,5 раза увеличивает горизонтальные размеры зоны облова.

Траловая система включает трал 1, грузы-углубители 2, кабели 3, траловые доски 4, ваера 5. К верхним кабелям крепят канатные элементы-выхреобразователи 6, на нижних концах которых на уровне нижней подборы располагают грузы 7 и которые соединяют перемыками 8.

Крепление каналов-вихреобразователей к верхним кабелям возможно с помощью узлов или скоб, как показано на фиг.

1, Возможен вариант, когда верхние концы канатов-вихреобразователей 6 снабжают кольцами 9, которые нанизывают на кабели 3 (фиг. 2). B последнем случае верх1731122

1 =067 („б р ) 20

55 ние концы канатов-вихреобразователей так же, как и нижние, соединяют канатными перемычками 10, что позволяет всю систему канатов-вихреобразователей при подъеме и спуске трала собирать вместе у траловых досок или у концов крыльев трала. Кольца 9 могут быть сплошными или разъемными для удобства демонтажа системы вихреобразователей.

Расстояние между канатами-вихреобразователями принимают таким, чтобы зоны действия соседних канатоввихреобразователей перекрывали одна другую, Такое расстояние определяют по формуле где Cgo — коэффициент сопротивления канатного элемента, перпендикулярного потоку, равный 1,0 — 1,2;

d — диаметр канатного элемента;

vip — скорость траления;

v — пороговое значение скорости потока, при котором он обладает задерживающим действием.

Диаметр каната-вихреобразователя из стального, комбинированного или синтетического каната принимают равным

0,015 — 0,03 м.

Минимальное значение порога чл равно порогу реореакции. Но чтобы повысить удерживающее действие вихревых шлейфов ч принимают равным 0,05 — 0,10 м!с (большее значение для активных рыб).

Траловая система работает следующим образом.

С судна спускают трал 1, кабели 3 с вихреобразователями 6, траловые доски

4, травят ваера 5 до выхода трала на заданную глубину, после чего начинают траление, Вихревые шлейфы канатов-вихреобразователей направляют рыбу в переднюю часть трала, а затем в траловый мешок. После окончания траления выбирают ваера, траловые доски, а затем кабели с вихреобразователями, поднимают трал на палубу и выливают из тралового мешка рыбу.

Если верхние концы канатов-вихреобразователей снабжены кольцами, надетыми на верхние кабели, то после подъема траловых досок отдают прикрепленный к ним конец, идущий от верхних перемычек, и вся система вихреобразователей собирается у концов крыльев.

Рассмотрим конкретный пример выполнения траловой системы на промысле ставриды. Трал имеет горизонтальное раскрытие 50 м, вертикальное раскрытие 60 м, длину кабелей 140 м, угол атаки кабелей 16О, скорость траления 2,8 м/с. Вихреобразователями служит капроновый канат диаметром 0,025 м. С учетом вертикального раскрытия трала, равного 50 м, длина канатов-вихреобразователей равна 50 — 60 м (большие размеры у траловых досок, которые идут выше верхней подборы трала).

По формуле (1) определим расстояние между соседними канатами вихоеобразователями, принимая v>"0,08 м/с, как для рыбы высокой активности, а Cgo-= 1,1:

l =0,67 — 22,3 м.

С90 о (ч„/vip ) Примем расстояние L равным 20 м, а общее число канатов-вихреобразователей

16 (по восемь на каждом кабеле), Горизонтальный размер зоны облова трала с учетом вихревых шлейфов

Ь = 60+ 2 140 sin16 = 137 м, Таким образом, горизонтальные размеры зоны облова увеличились с 60 до 137 м, т,е. более, чем в два раза. Перемычки изготовили из капронового каната диаметром 10 мм, масса грузов на нижнем конце вихреобраэователей 10 кг.

Траловую систему можно использовать в любых случаях разноглубинного тралового лова, в том числе в придонном варианте.

Применение траловой системы позволяет в

2 — 3 раза увеличить горизонтальные размеры зоны. облова разноглубинных тралов и повысить производительность лова на 20—

30 .

Формула изобретения

1. Траловая система, включающая трал, ваера, верхние и нижние кабели и подборы, устройства для горизонтального и вертикального раскрытия, канатные элементы оснастки предустьевой части трала и средства для создания вихревых шлейфов в предустьевой части трала, выполненные в виде канатных элементов, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности лова путем увеличения зоны облова и надежности удержания рыбы в этой зоне, верхние концы канатных элементов для образования вихревых шлейфов закреплены на верхних кабелях, а нижние на уровне нижней подборы трала соединены канатными перемычками.. 1731122

2. Система по и. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что расстояние между канатными элементами для создания вихревых шлейфов определяют по формуле ч, — пороговое значение скорости потока, при котором он обладает задерживающим действием.

3. Система по и. 1, отличающаяся

5 тем, что нижние концы канатных элементов для образования вихревых шлейфов снабжены грузами..

4, Система по и. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что верхние концы канатных элементов

10 для образования вихревых шлейфов снабжены кольцами, надетыми на верхние кабели, и соединены перемычками.

С90 (ч lч,р Я где Сэо — коэффициент сопротивления канатного элемента, перпендикулярного потоку;

d — диаметр канатного элемента; чбтр — скорость траления;

Составитель В.Мельников

Техред М.Моргентал Корректор Н. Бобкова

Редактор Н.Яцола

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1523 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5