Траловая распорная доска

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: распорное средство для тралов в промышленном рыболовстве. Сущность изобретения: распорная доска содержит щит 1 с ваерной дугой 4 и гребенками 6, к которым подключены ваер 2 и кабели 3 с лапками 5. Амортизирующие элементы в виде пружин 7 и 8 установлены на тыльной и лицевой сторонах щита 1. Пружины 7 подключены к кабелям 3 и к передней части щита 1, пружины 8 подключены к ваеру 2 и к задней части щита. Изменение длины пружин 7 и 8 во время траления под действием нагрузки на ваере и кабелях приводит к уменьшению заданного строительного угла на величину угла атаки кабелей и к сохранению угла атаки доски в диапазоне оптимальных углов атаки. 2 ил. / ° 1V ел с х| СО N3

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (k9) (11) (51)5 А 01 К 73/045

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

0 r . 9"

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4799461/13 (22) 16.02.90 (46) 07.05.92. Бюл. № 17 (71) Научно-и роизводственное объединение

"Даль рыбтехцентр" (72) 3.М.Рыкунов (53) 639,2.081.114(088.) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 667191, кл. А 01 К 73/04, 1974. (54) ТРАЛОВАЯ РАСПОРНАЯ ДОСКА (57) Использование: распорное средство для тралов в промышленном рыболовстве.

Сущность изобретения: распорная доска содержит щит 1 с ваерной дугой 4 и гребенками

6, к которым подключены ваер 2 и кабели 3 с лапками 5. Амортизирующие элементы в виде пружин 7 и 8 установлены на тыльной и лицевой сторонах щита 1. Пружины 7 подключены к кабелям 3 и к передней части щита 1, пружины 8 подключены к ваеру 2 и к задней части щита. Изменение длины пружин 7 и 8 во время траления под действием нагрузки на ваере и кабелях приводит к уменьшению заданного строительного угла на величину угла атаки кабелей и к сохранению угла атаки доски в диапазоне оптимальных углов атаки. 2 ил.

1731124

Изобретение относится к промышленному рыболовству, в частности к распорным доскам для рыболовных тралов, и может быть использовано для постройки траловых досок с регулируемыми углами атаки.

Цель изобретения — упрощение конструкции траловой доски.

На фиг, 1 приведена траловая доска, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Траловая доска содержит профилированный щит 1 с прикрепленными к нему ваером 2 и кабелями 3, Ваер 2 и кабели 3 закреплены на доске традиционным способом с помощью ваерной дуги 4 и лапок 5 с гребенками 6, которые установлены на лицевой (ваерная дуга 4) и тыльной (лапки 5 с гребенками 6) сторонах щита соответственно в передней и задней его частях. Доска снабжена амортизирующими элементами, выполненными в виде пружин 7 и 8, которые, установлены как на тыльной, так и на лицевой стороне щита 1. Пружины 7, установленные на тыльной стороне щита 1, одними концами подключены к кабелям 3 в задней части щита в точке В, а другими концами прикреплены к щиту 1 в передней его части, в точке А. Подключение пружин 7 к точкам А выполнено с помощью тяг 9. Пружины 8, установленные на лицевой стороне щита 1, подключены одними концами к ваеру 2 в передней части щита в точке С, а другими концами прикреплены к щиту 1 в задней его части в точке D с помощью тяг 10. Под разные типы траулеров и разные типоразмеры траловых досок рассчитываются и изготавливаются пружины с различными характеристиками. Так, для траулеров мощностью

150 л,с., например MPC-150, с суммарным тяговым усилием на обеих траловых лебедках 1500 кг и траловых досок площадью 1,7 м пружины должны выг держивать усилие на растяжение не менее 750 кг, Кроме того, расчет параметров пружин производится под конкретную высоту ваерной дуги и длину лапок кабелей с тем, чтобы диаметр прутка, шаг и диаметр навивки, а главное — длина пружины, обеспечивали бы в ненагруженном состоянии начальный строительный. угол, равный оптимальному углу атаки доски, а в процессе траления при растяжении не давали доске выходить за пределы минимально допустимых углов атаки, Траловая доска работает следующим образом.

На борту судна траловую доску настраивают на заданный строительный угол р, равный оптимальному углу атаки йс путем подключения к доске пружин 7 и 8 с заранее

a=y+P, 40 то уменьшение строительного угла h p на

AP = — hp, 45 сохраняет равенство

5

35 подобранным соотношением их длины к длине лапок 5 и высоте ваерной дуги 4, и опускают доски в воду. При этом на доску начинают действовать силы натяжения ваера Т> и кабеля Т», а угол атаки кабеляP равен

0 (изображение пунктирными линиями на фиг. 2), Благодаря тому, что строительный угол уЪ равен оптимальному углу атаки а „,, доски создают эффективный первоначальный распор. По мере вытравливания ваеров

2 трал расправляется, угол атаки Р кабеля увеличивается, увеличивается сопротивление трала, усилия Т> на ваерах и Т» на кабелях возрастают, нагружая пружины 7 и 8, которые начинают изменять свою длину в. сторону увеличения. Изменение длины пружин меняет соотношение между длиной лапок 5 и ветвью АВ, а также между высотой ваерной дуги 4 и ветвью CD, что приводит к увеличению диагонали ВС условного четырехугольника ABDC, являющейся элементом строительного угла, т.е. угла, образованного диагональю ВС и хордой

EF. Одновременно с этим в результате увеличения угла атаки Р кабеля происходит разворотдиагонали ВС по часовой стрелке относительно хорды EF на величину приращения угла атаки АР кабеля. Поскольку диагональ ВС образует с хордой EF строительный угол, то ее разворот ведет к уменьшению строительного угла до величины рр на величину угла разворота, т.е. на величину приращения угла атаки Лф кабеля. Поскольку угол атаки а есть сумма строительногоугла ри угла атакиР кабеля, т.е. величину приращения угла атаки кабеля

Л,В, т,е. таким образом угол атаки доски а остается в диапазоне оптимальных углов атаки а, .

Представленная схема работы траловой доски характерна для режима установившегося траления и соответствует изображению, выполненному сплошными линиями на фиг.

2.

В зависимости от объекта лова и наполнения мешка трала в процессе траления доска может занимать промежуточное

1731124

Составитель Э,Рыку

Техред М.Моргентал

Корректор Н,Бобкова

Редактор Н.Яцола

Заказ 1523 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 положение между указанными на фиг, 2.

При облове быстроходных рыб для предотвращения их выхода из устья трала выборка ваеров лебедками производится со скоростью, компенсирующей уменьшение скорости траления. В этом случае положение доски приближается к показанному на фиг. 2 сплошными линиями. При лове малоподвижных рыб, в основном донных, положение доски приближается к среднему между обозначен н ыми сплошной и пунктирной линиями, поскольку трал наполнен уловом и натяжение в ваерах хотя и ослаблено, но большее, чем при спуске пустого трала.

По сравнению с известным предлагаемая траловая доска более проста по конструкции, так как не содержит корпуса (стакана) для размещения пружин и направляющих для установки амортизирующих элементов, при этом отпадает необходимость обеспечения параллельности направляющих на щите криволинейного профиля; не требует переделки или какого-либо изменения конструкции щита доски, поскольку амортизирующие элементы подключаются к уже существующим. средствам (скобам и отверстиям) крепления ваера и кабелей.

Предлагаемая доска имеет более широкий диапазон регулирования строительных углов, что вызвано тем, что на криволинейном профиле щита у известной доски приходится монтировать стакан и направляющие с прямыми осями, при этом для достижения широкого диапазона регулирования строительных углов неизбежно значительное наращивание длины направляющих и стакана (по расчетам и эскизной проработке их длина приближается к длине щита) и высоты опор, что может отрицательно повлиять на прочность конструкции и безопасность работы с ней, и ухудшает гидродинамику доски. Кроме того, предлагаемая доска более

5 удобна в эксплуатации. Как правило, при настройке досок на борту судна на начальный строительный угол их приходится устанавливать на "спину", т.е, с наклоном на тыльную сторону щита. При этом подключе10 ние амортизирующих элементов как на лицевой, так и на тыльной стороне щите производится легко и без каких-либо неудобств. Настроенная доска обычно транспортируется к месту спуска волоком на

15 "спине", при этом отсутствие на тыльной стороне щита жестких элементов конструкции, выступающих за габариты доски, предотвращает повреждение палубы и не создает неудобств при транспортировке.

Формула изобретения

Траловая распорная доска, содержащая щит с прикрепленными к нему тросами, средства крепления которых расположены

25 на каждой из сторон щита в противоположных его частях, и амортизирующие элементы, установленные на одной из сторон щита, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, доска снабжена

30 дополнительными амортизирующими элементами, расположенными на противоположной стороне щита, при этом амортизирующие элементы, расположенные на каждой из сторон щита, одними кон35 цами подключены к соответствующим тросам, другими концами — к щиту, а точки крепления амортизирующих элементов к щиту расположены в противоположных его частях.