Способ приготовления алюмокобальтмолибденового катализатора гидроочистки нефтяных дистиллятов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к нефтепереработке , в частности к приготовлению алюмокобальтмолибденового катализатора гидроочистки нефтяных дистиллятов. Цельповышение гидрообессеривающей активности катализатора. Для этого обработку алюмосодержащего носителя на первой стадии ведут при соосаждении на нем кобальта из водного раствора его соли с последующей пропиткой на второй стадии полученного алюмокобальтсодержащего носителя 3-4 мас.% аммиачным раствором соли молибдена, сушат и прокаливают продукт при 50-550°С после каждой стадии обработки . Эти условия повышают относительную степень обессеривания с 87,8 до 99,3%. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 01 J 37 02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4762537/04 (22) 27.11.89 (46) 07.05.92, Бюл. ¹ 17 (71) Н аучно-и роизводст вен ное объединение по разработке и внедрению нефтехимических процессов -"Леннефтехими (72) Г.Н.Маслянский, А.Я.Глозштейн, Г.Е.Полоцкая, Р.Н.Шапиро, Б,В.Красий, Ю.А.Швандин, Б.Б. Жарков, Т,M.Êëèìåíêî, А.И.Луговской и Ю.Н,Бубнов (53) 665,75(088.8) (56) Патент CLLIA № 4048115, кл, В 01 J 21/04, 1977.
Радченко Е.Д. и др. Промышленные катализаторы гидрогенизационных процессов нефтепереработки. М,. Химия, 1987, с.98 — 109. (54) СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АЛЮМОКОБАЛЬТМОЛИБДЕНОВОГО КАТАЛИЗАТОРА ГИДРООЧИСТКИ НЕФТЯНЫХ
ДИ СТИЛЛ ЯТО В
Изобретение относится к технологии нефтепереработки, точнее к производствукатализаторов для гидроочистки нефтяных дистиллятов.
Известен двухстадийный способ приготовления катализатора гидроочистки, сочетающий соэкструзию порошков и пропитку.
На первой стадии оксид алюминия смешивают с солью кобальта (количество кобальта менее 10 от всего количества), растирают эту смесь до талькообразного состояния (20 — 100 меш.) и в нее добавляют азотную кислоту до получения пасты. Пасту экструдируют в экструдаты требуемого размера, сушат при 93 — 315 С и прокаливают при
371-650 С. На второй стадии полученный продукт пропитывают водным раствором солей кобальта и молибдена до конечного
ЬЫ 1731268 А1 (57) Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к приготовлению алюмокобальтмолибденового катализатора гидроочистки нефтяных дистиллятов. Цель— повышение гидрообессеривающей активности катализатора. Для этого обработку алюмосодержащего носителя на первой стадии ведут при соосаждении на нем кобальта из водного раствора его соли с последующей пропиткой на второй стадии полученного элюмокобальтсодержащего носителя 3 — 4 мас. аммиачным раствором соли молибдена, сушат и прокаливают продукт при 50 — 550 С после каждой стадии обработки. Эти условия повышают относительную степень обессеривания с
87,8 до 99,3 . 1 табл. содержания кобальта 3,4 мас. и молибдена 11,6 мас.%, снова сушат и прокаливают при 430-760 С.
Недостатком известного способа является получение катализатора с недостаточ- Ь но высокой активностью. (л
Более близким к предложенному спасо- Оф бу является способ приготовления апюмокобапьтмолибденового катализатора гидроочистки нефтяных дистиллятов путем юеав последовательной двухстадийной пропитки ал юмосодержащего носителя растворами солей кобальта и молибдена, включающий сушку и прокаливания продукта при 50550 С после каждой стадии обработки.
Недостатком известного способа также является получение катализатора с недоста1731268 точной активностью. (Относительная степень обессеривания 87,8 ).
Цель изобретения — повышение гидрообессеривающей активности алюмокобальтмолибденового катализатора гидроочистки н ефтя н ых дистиллятов, Указанная цель достигается предлагаемым способом приготовления алюмокобальтмолибденового катализатора гидроочистки нефтяных дистиллятов путем двухстадийной обработки алюмосодержащего носителя раствора солей кобальта и молибдена, согласно которому, обработку носителя на первой стадии ведут при соосаждении на нем кобальта из водного раствора его соли и последующей пропиткой на второй стадии полученного алюмокобальтсодержащего носителя 3 — 4 мас. аммиачным раствором соли молибдена, с сушкой и прокаливанием при 50 — 550 С после каждой стадии обработки.
Способ осуществляют следующим образом, Катализатор, содержащий 10 — 20 мас. трехокиси молибдена и 2,5 — 8,0 мас. закиси кобальта на оксиде алюминия готовят обработкой водным раствором нитрата кобальта свежеосажденного гидрооксида алюминия с последующим упариванием полученной массы, ее формовкой, сушкой при 110 — 130 С и прокалкой при 500 — 550 С, На этой стадии в катализатор вносят весь молибден, пропитывая носитель аммиачным раствором молибдата аммония. Полученный продукт снова просушивают при
110 — 130 С и прокаливают при 550 — 550 С, Гидроочистку проводят на пилотной установке с подачей водорода на проток.
Обессериванию подвергают прямогонный бензин (фракция 85 — 180 С) с содержанием серы 0;1 мас, и прямогонную дизельную фракцию (197 — 349 С) с содержанием серы
0,88 мас. . Свежеприготовленный катализатор в количестве 30 см загружают в установку, сушат и восстанавливают при о медленном подъеме температуры до 150 С в течение 7,5 ч и подаче водорода 20 л/ч.
Затем катализатор подвергают предварительному сульфидированию исходным высокосернистым сырьем из расчета остаточного содержания серы на катализаторе 8 мас. . Условия предварительного сульфидирования следующие: давление 3,0
МПа, скорость подачи сырья 5 ч (150 мл/ч) скорость подачи водорода 250 нм /м сырья (38 n/÷), время сульфидирования 12 ч, Применяют медленный подъем температуры от 150 С до 300 С со скоростью 10 С/ч.
Сравнение обессеривающей активности катализатора проводят при следующих условиях гидроочистки: давление 3,0 — 4,0
МПа, скорость подачи сырья 5 ч " (150 мл/ч) скорость подачи водорода 500 нм /м з сырья (76 л/ч), температура 340 С, продол5 жительность испытания 24 ч, Пример 1. К 200 r свежеосажденного гидроксида алюминия (ППК 75 ) приливается 20 мл водного раствора, содержащего
11,65 r соли нитрата кобальта. Осаждение
10 кобальта из раствора проводится при 80—
90 С в течение 90 мин при непрерывном перемешивании, После окончания этой операции массу упаривают, а затем подвергают формовке экструзией на шнековой машине.
15 Экструдаты сушат при 50 — 130 С в течение
10 ч и прокаливают при 550 С в течение 4 ч в токе сухого воздуха. В результате получают полупродукт, содержащий 4,8 мас.
Со0, остальное А1гОз (в расчете на конечный
20 и родукт).
Полученный полупродукт пропитывают
40 мл 3 — 4 -ного раствора аммиака, содержащего 11,04 г соли молибдата аммония.
Носитель выдерживают в растворе 1 ч при
25 комнатной температуре. Катализатор сушат при 50 — 130 С втечение 10ч, затем прокаливают в токе сухого воздуха при 500 — 550. С в течение 4 ч.
Получают катализатор, содержащий
30 14,5 мас. МоОз и 4,8 мас. СоО, остальное
А 2ОЗ
30 см свежеприготовленного катализатора загружают в реактор пилотной установки гидроочистки, сушат и
35 восстанавливают водородом при медленном подъеме температуре до 150 С, после чего его сульфидируют сырьем, содержащим 0,88 мас, серы при медленном подьеме температуре от 150 до 300 С в течение
40 12 ч при давлении 3,0 МПа, скорость подачи сырья 150 мл/ч, подача водорода 38 л/ч, Гидроочистке подвергают прямогонную дизельную фракцию с содержанием серы
8300 мг/кг, Условия гидроочистки: темпера45 тура 340 С, давление 3,0 МПа, подача водорода 76 л/ч, скорость подачи сырья 150 мл/ч, продолжительность испытания 24 ч.
Остаточное содержание серы в гидрогенизате, получаемого в этом примере равно
50 0,062 мас. .
Пример 2. Приготовление катализатора осуществляется аналогично примеру 1, только на первой стадии берется раствор содержащий 6,07 г соли нитрата кобальта, а
55 на второй стадии раствора, содержащий
7,61 г соли молибдата аммония.
Получают катализатор, содержащий
10,0 мас. / МоОз и 2,5 мас. / СоО, остальное
AlzOz. Сушка, восстановление и осернение катализатора осуществляется аналогично
1731268
55 примеру 1. Гидроочистка дизельного топлива осуществляется аналогично примеру 1.
Остаточное содержание серы в гидрогенизате, полученном в этом примере, равно
0,076 мас.%.
Пример 3. Приготовление катализатора осуществляется аналогично примеру 1, только на первой стадии берется раствор, содержащий 19,42 г соли нитрата кобальта, а на второй стадии раствор, содержащий
15,22 г соли молибдата аммония.
Получают катализатор, содержащий
20,0 мас.% МоОз и 8,0 мас.% СоО, остальное
А!гОз.
Сушка, восстановление и осернение катализатора осуществляется аналогично примеру 1. Гидроочистка дизельного топлива осуществляется аналогично примеру 1.
Остаточное содержание серы в гидрогенизате, полученном в этом примере, равно
0,068 мас. .
Пример 4. Приготовление катализатора осуществляется аналогично примеру 1.
Получают катализатор, содержащий 4,8 мас. СоО и 14,5 мас. МоОз, остальное
А1гОз, Гидроочистка высокосернистого прямогонного бензина осуществляется аналогично примеру 1. Остаточное содержание серы в гидрогенизате, полученном в этом примере, равном 0,0001 мас.%.
Пример 5. Приготовление катализатора осуществляется аналогично примеру 1.
Гидроочистка дизельного топлива осуществляется аналогично примеру 1, только тем-: пература гидроочистки 390 С, Остаточное содержание серы в гидрогенизате, полученном в этом примере, равно
0,009 мас.%, что соответствует относительной степени обессеривания 99,3%.
Пример 6. Приготовление катализатора осуществляется аналогично известному способу. На первой стадии берут 50 r прокаленной А!гОз смешивают ее с 0,78 сухой соли нитрата кобальта из расчета внесения на этой стадии менее 10 всего требуемого количества кобальта. Затем эта смесь передирается в шаровой мельнице до талькообразного состояния и к ней добавляется 16 мл 13 -ной А1гОз до образования пасты. Эта паста экструдируется и полученные экструдаты подвергают сушке при 935 315ОC и прокалке при 371-650ОС, На второй стадии полученный носитель обрабатывают водным раствором, содержащим 10,87 г азотнокислотного кобальта и 11,04 г молибдата аммония. Затем проводят сушку и про10 калку пропитанного носителя.
Получают катализатор, содержащий 4,8 мас.% CoO и 14,5 мас.% МоОз, остальное
А!гОз.
Гидроочистка дизельного топлива осу15 ществляется аналогично примеру 1. Остаточное содержание серы в гидрогенизатер полученном в этом примере равно 0,31 мас. $.
В известном способе остаточное содер20 жание серы в дизельном топливе составляет
0,11% (против 0,9% первоначального содержания), т.е. относительная степень обессеривания составляет 87,8 .
Результаты, полученные в примерах, 25 сведены в таблицу.
Как видно из сравнения примеров 1-5 и примера 6, активность катализатора, полученного по предлагаемому способу, выше, чем у приготовленного известными спосо30. бами.
Формула изобретения
Способ приготовления алюмокобальтмолибденового катализатора гидроочистки нефтяных дистиллятов путем последова35 тельной двухстадийной обработки алюмосодержащего носителя раствора солей кобальта и молибдена, включающий сушку и прокаливаниепродукта при 50-550 С после каждой стадии обработки, о т л и ч а ю40 шийся тем, что, с целью повышения гидрообессеривающей активности катализатора, обработку носителя на первой стадии ведут при соосаждении на нем кобальта из водного раствора его соли и последую45 щей пропиткой на второй стадии полученного алюмокобальтсодержащего носителя 3-4 мас.% аммиачным раствором соли молибдена.
1731268
Окончательный состав активных компонентов в катализато е, мас.
Пример
МоОз
СоО
4;8
Дизельное топливо (0,88) 14,5
4,8
0,062
10,0
2,5
0,076
Дизельное топливо (0,88) 2,5
Дизельное топливо (0,88) 20,0
8,0
8,0
0,068
Бензин прямой гонки (0,10) 4,8
4,8
0,0001
14,5
5 (сравнительный ) 4,8
Дизельное топливо (0,88) 14,5
4,8
0,009
Дизельное топливо 0,88
4,8
0,131
6 (известный ) 14,5
0,4
15
Составитель Н.Богданова
Техред М.Моргентал Корректор Э.Лончакова
Редактор Н.Химчук
Заказ 1530 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 д(.
Количество кобальта, нанесенного на
1-ой стадии в расчете на конечный состав, мас. ф
Сырье, подвергаемое гидроочистке (содержание серы,мас. % ) Содержание серы в гидрогенизате„ мас о