Центробежно-шестеренный насос наружного зацепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к центробежно-шестеренным насосом наружного зацепления, и может быть использовано в масляных системах двигателей. Цель изобретения - расширение бескавитационных режимов работы. Центробежно-шестеренный насос наружного зацепления содержит индивидуальные осевые входные каналы, корпус с днищем 3, в цилиндрических расточках 4 которого размещены с образованием полости всасывания 5 и нагнетания 6 шестерни 7, крыльчатки 8, установленные на валу каждой шестерни 7 с образованием входного 10 и выходного 11 каналов, причем выходной канал 11 каждой крыльчатки 8 расположен на части ее окружности с образованием полости всасывания 5 для каждой шестерни 7, а часть каждого канала выхода 11 из крыльчатки 8 выполнена в виде расположенного в днище 3 корпуса 2 дополнительного спирального канала 12, проходное сечение которого увеличивается в направлении вращения шестерни 7. 2 ил. А v s fe
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 04 С 2/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Д-А
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (У1) 4821716/29 . (22) 03.05.90 (46) 07.05.92, Бюл. ЬЬ 17. (71) Научно-производственное объединение
"Сату.рн" им.А. М.Люльки (72) И.А. Бекренев (53) 621.664(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР N 209213, кл. F. 04 С 2/04, 1968.
Авторское свидетельство СССР N .1571290, кл. F 04 С 2/04, 1988. (54) ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС НАРУЖНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроеwe. в частности к центробежно-шестеренным насосом наружного зацепления, и может быть использовано в масляных системах двигателей. Цель изобретения — расши Ы 1731990 А1 рение бескавитационных режимов работы.
Центробежно-шестеренный насос наружного зацепления содержит индивидуальные осевые входные каналы, корпус с днищем 3, в цилиндрических расточках 4 которого размещены с образованием полости всасывэния 5 и нагнетания 6 шестерни 7, крыльчатки 8, установленные на валу каждой шестерни 7 с образованием входного 10 и выходного 11 каналов, причем выходной канал 11 каждой крыльчатки 8 расположен на части ее окружности с образованием полости всасывания 5 для каждой шестерни 7, а часть каждого канала выхода 11 из крыльчатки 8 выполнена в виде расположенного в днище 3 корпуса 2 дополнительного спирального канала 12, проходное сечение которого увеличивается в направлении вращения шестерни 7. 2 ил.
1731990
Изобретение относится к машиностроению, в частности к центробежно-шестеренным насосам, наружного зацепления.
Известны центробежно-шестеренные насосы. наружного зацепления с индивидуальным осевыми входными каналами и общим выходным каналом для жидкости, у которых каждая шестерня снабжена предвключенной крыльчаткой с выходом, расположенным на части окружности, образующей входной канал шестерни (11.
В этом насосе выход жидкости из центробежной крыльчатки осуществляется только на части ее окружности и располагается напротив входного канала к зубьям шестерни. На остальнойчасти окружности выход из крыл ьчатки отсутствует, так как заперт стенкой, в данном случае отсечным буртом. Это приводит к неравномерному полю скоростей на выходе из крыльчатки и образованию обратного вихря, идущего в сторону входа в крыльчатку и.далее к подводимому трубопроводу. Это явление приводит к кавитации жидкости на входе в насос, что существенно снижает производительность насоса при пониженных давлениях нэ входе и снижает его кавитационный запас, Из известных устройств наиболее близким по технической сущности к предложенному является центробежно-шестеренный насос наружного зацепления с индивидуальными.осевыми входными каналами и общим выходным каналом, у которого каждая шестерня снабжена предвключенной крыльчаткой с выходом, расположенным на части ее окружности, образующей входной канал шестерни, причем входной канал предвключенной крыльчатки выполнен с поперечным. сечением в виде сектора или секторного кольца, размещенного напротив входного канала шестерни P).
В этом насосе за счет указанной конфигурации сечения входного канала перекрывается та часть входа в крыльчатку, которая расположена напротив отсеченного Гурта и через которую не производится проход жидкости в зону зубьев шестерни. В результате возникший вихрь не распространяется навстречу основному потоку во всасывающем канале насоса и замыкается внутри межлопаточного пространства крыльчатки, поэтому он не создает помехи для потока во всасывающем канале, что и позволяет расширить диапазон бескавитационных режимов работы насоса, Однако у этого насоса имеются свои недостатки. Выполнение входного канала в виде сектора уменьшает его общее проходное сечение, а для центробежного насоса наименьшие потери на входе обеспечиваются при круглом сечении входного канала.
Кроме того. наличие выхода для жидкости из крыльчатки только на части ее окружности не позволяет получить равномерного поля скоростей в межлопаточных каналах крыльчатки. Все это не позволяет получить максимально высокий кавитационный запас насоса.
Целью изобретения является расширение диапазона бескавитационных режимов
10 работы насоса.
Для достижения указанной цели в центробежно-шестеренном насосе наружного зацепления с индивидуальными осевыми входными каналами, содержащем корпус с
15 днищем, в цилиндрических расточках которого размещена с образованием полости всасывания и нагнетания шестерни, крыльчатки, установленные на валу каждой шестерни с образованием входного и
20 выходного каналов, причем выходной канал каждой крыльчатки расположен на части ее окружности с образованием полости всасывания для каждой шестерни, согласно изобретению часть каждого канала выхода из
25 крыльчатки выполнена в виде расположенного в днище корпуса дополнительного спирального канала, проходное сечение которого увеличивается в направлении вращения шестерен.
30 На фиг.1 представлен описываемый насос, продольный разрез; на фиг.2 — разрез
А-А на фиг.1.
Центробежно-шестеренный насос на- . ружного зацепления содержит индивидуальные осевые входные каналы 1, корпус 2 с днищем 3, в цилиндрических расточках 4 которого размещены с образованием полостей всасывания 5 и нагнетания 6 шестерни
7 крыльчатки 8, установленные на валу каж35
40 дой шестерки 7 с образованием входного 10 и выходного 11 каналов, причем выходной канал 11 каждой крыльчатки 8 расположен на части ее окружности с образованием поласти всасывания 5 для.каждой шестерни 7, при этом часть каждого канала выхода из крыльчатки 8 выполнена в виде располо45 женного в днище 3 корпуса дополнительноПри работе центробежно-шестеренного насоса жидкость входит в него по каналу 1, проходит через крыльчатки 8, поступает в выходные каналы 11 и в спиральный канал
12, выход 13 из которого сообщен с полостью всасывания 5, заполняет межзубовые впадины шестерни 7 и переносится в полость нагнетания 6, ro спирального канала 12, проходное сечение которого увеличивается в направ50 лении вращения а шестерни 7.
1731990
®nc, 1
Составитель И.бекренев
Техред М.Моргентал Корректор O.ципле
Редактор Л. Волкова
Заказ 1566 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
При прохождении лопаток центробежной крыльчатки 8 около спирального канала 12 происходит дополнительный отвод жидкости из межлопаточных каналов, при этом скорости движения жидкости во всех межлопаточных каналах выравниваются.
Изобретение позволяет расширить диапазон бескавитационных режимов работы насоса за счет выравнивания поля скоростей на входе в насос и по всему всасывающему тракту внутри насоса. Это достигается за счетустранения вредного влияния обратного вихря на входной поток жидкости. Кроме того, дополнительный подвод масла на вход в шестерню из спирального канала позволяет улучшить заполнение междузубовых впадин шестерни. Все это повышает производительность насосов и обеспечивает возможность работы насоса без потерь при низких давлениях жидкости на входе в насос.
Формула изобретения центробежно-шестеренный насос наружного зацепления с индивидуальными осевыми входными каналами, содержащий
5 корпус с днищем, в цилиндрических расточках которого размещены с образованием полости всасывания и нагнетания шестерни, и крыльчатки, установленные на валу каждой шестерни с образованием входного
10 и выходного каналов, причем выходной канал каждой крыльчатки расположен на части ее окружности с образованием полости всасывания для каждой шестерни, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью расширения
15 бескавитационных режимов работы, часть каждого канала выхода из крыльчатки выполнена в виде расположенного в днище корпуса дополнительного спирального.канала, проходное сечение которого увеличи20 вается в направлении вращения шестерен.