Способ ремонта шестеренных насосов внешнего зацепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам ремонта шестеренных насосов внешнего зацепления, и может быть использовано при ремонте шестеренных насосов, применяемых в гидросистемах тракторов и сельскохозяйственных машин. Цель изобретения - уменьшение трудоемкости ремонта, Способ ремонта шестеренных насосов внешнего зацепления заключается в том, что обрабатывают поверхности торцовых уплотнительных элементов 9 и 10, примыкающие к торцам шестерен , до приведения посадок в сопряженных до исходных и растачивают изношенные соосные уплотнительные и опорные поверхности консольных частей 7 и 8 радиального уплотнительного элемента 6 до выведения следов износа, при этом обработку торцовых уплотнительных элементов 9 и 10 проводят до уменьшения их толщины на толщину защитной пластины 22, размещаемой с их тыльной стороны, устанавливают торцовые уплотнительные элементы 9 и 10 с защитными пластинами 22 в собранном виде совместно с радиальным уплотнительным элементом 6, подшипниковым блоком 5 и шестернями в приспособлении, а затем в консольных частях 7 и 8 и подшипниковом блоке 5 по обе стороны от торцов шестерен перпендикулярно плоскости, проходящей через оси шестерен, растачивают отверстия 23, в которые при сборке устанавливают штифты 24, 3 ил. ип с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)s F 04 С 2/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
6 гг га
"0
11
7г
6 V ЛжZZ (21) 4825379/29 (22) 15,05.90 (46) 07.05.92.Бюл.N 17 (71) Кировоградский завод гидравлических силовых машин им.ХХУ сьезда КПСС (72) П,А.Мазур, А,Г.Гаркуша, А,А,Майоров и
B.M.×åðêàñåíêo (53) 621.664(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ¹
1184972, кл. F 04 С 2/04, 1984. (54) СПОСОБ РЕМОНТА ШЕСТЕРЕННЫХ
НАСОСОВ ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам ремонта шестеренных насосов внешнего зацепления, и может быть использовано при ремонте шестерен ных насосов, применяемых в гидросистемах тракторов и сельскохозяйственных машин. Цель изобретения — уменьшение трудоемкости ремонта, Способ ремонта шестеренных насосов внешнего зацепления заключается в том, что обрабатывают повер» ЫХ, 1731991 А1 хности торцовых уплотнительных элементов 9 и 10, примыкающие к торцам шестерен, до приведения посадок s сопряженных до исходных и растачивают изношенные соосные уплотнительные и опорные поверхности консольных частей 7 и 8 радиального уплотнительного элемента 6 до выведения следов износа, при этом обработку торцовых уплотнительных элементов 9 и 10 проводят до уменьшения их толщины на толщину защитной пластины 22, размещаемой с их тыльной стороны, устанавливают торцовые уплотнительные элементы 9 и 10 с защитными пластинами 22 в собранном виде совместно с радиальным уплотнительным элементом 6, подшипниковым блоком
5 и шестернями в приспособлении, а затем в консольных частях 7 и 8 и подшипниковом блоке 5 по обе стороны от торцов шестерен перпендикулярно плоскости, проходящей через оси шестерен, растачивают отверстия
23, в которые при сборке устанавливают штифты 24. 3 ил.
1731991
Изобретение относится к ремонту машин, а именно к способам ремонта шестеренных насосов, применяемых в гидросистемах тракторов и сельскохозяйственных машин.
Известны способы ремонта шестереных насосов с радиальным уплотнительным элементом и подшипниковым блоком (авт.св, СССР N 646090, N. 1165814 иN 1184972 кл. F 04 С 2/04).
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ, описанный в авт.св.СССР N 1184972.
Насосы этого типа содержат торцовые уплотнительные элементы, находящиеся в пазах радиального уплотнительного элемента между его консольными частями и поверхностью, уплотняющей вершины зубьев шестерен. Посредством давления рабочей жидкости в компенсационных камерах торцовые уплотнительные элементы поджимаются к торцам шестерен, а усилие от давления жидкости в камерах передается на консольные части радиального уплотнительного элемента, которые также с целью и редотвра щения отгиба от торцовых уплотнительных элементов уравновешивают компенскационными камерами, расположенными со стороны крышки и дна корпуса насоса, Однако такое уравновешивание не может быть полностью достигнуто, в связи с чем в работе насоса наблюдается деформация консольных частей и, как следствие, защитные элементы эластичных манжет, уплотняющих камеры, разрушают гнезда, в которых они находятся, и приводят к выходу манжет со строя.
При ремонте насоса по описанному способу поверхности торцовых уплотнительных элементов, примыкающие к торцам шестерен, фрезеруются до приведения посадок в сопряжениях к исходным и растачивают изношенные соосные уплотнительные и опорные поверхности консольных частей радиального уплотнительного элемента до выведения следов износа и углубляют в них гнезда под компенсационные камеры, а защитные элементы изготавливают новые с соответствующей увеличенной толщиной, Все это значительно увеличивает трудоемкость ремонта и не повышает надежности восстановленного насоса.
Целью изобретения является упрощение ремонта и снижение его трудоемкости.
Поставленная цель достигается тем, что в известном способе ремонта шестеренных насосов внешнего зацепления с радиальным уплотнительным элементом и подшипниковым блоком, заключающемся в том, что обрабатывают поверхности торцовых уплотнительных элементов, примыкающие к торцам шестерен, до приведения посадок в сопряжениях до исходных и растачивают изношенные соосные уплотнительные и опорные поверхности консольных частей
5 радиального уплотнительного элемента до выведения следов износа, согласно изобретению обработку торцовых уплотнительных элементов проводят до уменьшения их толщины на толщину защитной пластины, раз10 мещаемой с их тыльной стороны, устанавливают торцовые уплотнительные элементы с защитными пластинами в собранном виде совместно с радиальным уплотнительным элементом, подшипниковым
15 блоком и шестернями в приспособлении и затем в консольных частях радиального уплотнительного элемента и подшипниковом блоке по обе стороны от торцов шестерен перпендикулярно плоскости, проходящей че20 рез оси шестерен, растачивают отверстия, в которые при сборке устанавливают штифты.
При таком способе ремонта уже не требуется восстанавливать уплотнение компенсационных камер в консольных частях
25 радиального уплотнительного элемента и сами камеры, а имеется возможность удалить их в отремонтированном насосе за ненадобностью, так как подвод рабочей жидкости в эти камеры от компенсационных
30 камер в торцовых уплотнительных элементах будет закрыт защитной пластиной, а отгиб консольных частей предотвращает посредством установки штифтов, давая в то же самое время возможность беспрепятст35 венной радиальной подвижки уплотнительного элемента без нарушения функционирования насоса.
Способ поясняется фиг.1-3, где на фиг,1 изображен продольный разрез отремонти40 рованного насоса по осям шестерен; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1; на фиг.3 — поперечный ступенчатый разрез Б-Б на фиг.1, Предлагаемый способ может быть реализован при ремонте шестеренного насоса, 45 содержащего зацепленные между собой шестерни 1 и 2, выполненные совместно с цапфами 3 и 4, которые размещены в подшипниковом блоке 5, Поверхность вершин зубьев шестерен 1 и 2 уплотнена радиаль50 ным уплотнительным элементом 6 с консольными частями 7 и 8, опирающимися на внешние концы цапф шестерен.
Торцы шестерен уплотняют торцовые уплотнительные элементы 9 и 10, входящие
55 в пазы, выполненные в радиальнс уплотнительном элементе 6, и которые на своих тыльных сторонах имеют компенсационные камеры 11, уплотненные эластичными манжетами 12.
1731991
55
Рабочая жидкость из камер 11 по осевым каналам 13 в консольных частях 7 и 8 подводится к компенсационным камерам
14 со стороны крышки 15 и дна корпуса 16 насоса. Корпус 16 закрыт крышкой 15 при помощи болтов 17. В корпусе 16 и подшипниковом блоке 5 выполнен входной канал
18, а в корпусе 16 и радиальном уплотнительном элементе 6 выполнен выходной канал 19 с компенсационной камерой 20, уплотненной эластичной манжетой 21.
Описываемый способ состоит в следующем.
Обрабатывают изношенную поверхность торцовых уплотнительных элементов
9 и 10, примыкающую к торцам шестерен, на толщину защитной пластины 22 так, что посадки торцовых уплотнителей 9 и 10 совместно с пластинами 22 в пазах радиального уплотнительного элемента 6 приводят до исходных. Защитные пластины 22 имеют такую же конфигурацию, как и уплотнители
9 и 10, с тыльной стороны которых они устанавливаются в отремонтированном насосе.
После этого растачивают со смещением в сторону напорной полости соосные уплотнительные и опорные поверхности в радиальном уплотнительном элементе, выводя следы износа как минимум на четверти длины окружности этих поверхностей, Растачивание производят инструментом в радиусом, равным радиусу окружности выступов и радиусу цапф шестерен, которые прошли перешлифовку на ремонтные размеры, Далее перед окончательной сборкой отремонтированного насоса торцовые уплотнительные элементы 9 и 10 с защитными пластинами 2 в собранном виде с радиальным уплотнительным элементом 6, подшипниковым блоком 5 и шестернями 1 и 2 устанавливают в приспособлении и по обе стороны от торцов шестерен перпендикулярно плоскости, проходящей через их оси, растачи ва ют отверстия 23.
При окончательной сборке в отверстия
23 устанавливают штифты 24, размещая их концы как в консольных частях 7 и 8 радиального уплотнительного элемента 6, так и
5 в подшипниковом блоке 5.
Этим самим подвод рабочей жидкости по осевым каналам 13 в компенсационные камеры 14 будет уже перекрыт защитными пластинами 22, а восстанавливать камеры
10 14 и уплотнять их уже нет необходимости, так как отгиб консольных частей 7 и 8 будет предотвращаться штифтами 24 посредством замыкания усилий на подшипниковом блоке 5.
Формула изобретения
Способ ремонта шестеренных насосов внешнего зацепления с радиальным уплотненным элементом и подшипниковым бло20 ком, заключающийся в том, что обрабатывают поверхности торцовых уплотнительных элементов, примыкающие к торцам шестерен, до приведения посадок в сопряжениях до исходных и растачивают
25 изношенные соосные уплотнительные и опорные поверхности консольных частей радиального уплотнительного элемента до выведения следов износа, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью уменьшения трудоем30 кости ремонта, обработку торцовых уплотнительных элементов проводят до уменьшения их толщины на толщину защитной пластины, размещаемой с их тыльной стороны, устанавливают торцовые уплотни35 тельные элементы с защитными пластинами в собранном виде совместно с радиальным уплотн ител ьным элементом, подшипниковым блоком и шестернями в приспособлении и затем в консольных частях
40 радиального уплотнительного элемента и подшипниковом блоке по обе стороны от торцов шестерен перпендикулярно плоскости, проходящей через оси шестерен, растачивают отверстия, в которые при сборке
45 устанавливают штифты, 1731991
25 в-в
19 20 2I йт. 3
Составитель А.Гаркуша
Техред М.Моргентал Корректор О.Ципле
Редактор Л.Волкова
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1566 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5