Опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: узлы трения скольжения . Сущность изобретения: внутренняя поверхность охватывающей вал 2 втулки 3 выполнена с концентрично расположенными кольцевыми канавками4. Втулка 3 выполнена из пьезоэлектрического материала. Под действием нагрузки на втулке 3 возникает электрический разряд. Под действием электрических сил частицы износа скапливаются в канавках 4.2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) ((12 (я)5 F 16 С 17/02, 17/12

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР ф 1 Оуц

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4753858/27 (22) 25.10.89 (46) 07.05.92. Бюл. hh 17 (71) Московский институт электронного машиностроения (72) E.Н.Ивашов и С,В.Степанчиков (53) 621.822.8 (088.8) . (56) Авторское свидетельство СССР

N 1434157, кл. F 16 С 17/02, F 16 С 17/12, 1988. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Использование: узлы трения скольжения. Сущность изобретения: внутренняя поверхность охватывающей вал 2 втулки 3 выполнена с концентрично расположенными кольцевыми канавками 4. Втулка 3 выполнена из пьезоэлектрического материала. Под действием нагрузки на втулке 3 возникает электрический разряд. Под действием электрических сил частицы износа скапливаются в канавках 4. 2 ил.

1732030

Изобретение относится к приборостроению, а более конкретно — к подшипникам скольжения, работающим в "чистых" технологических средах, например в устройствах вакуумных напылительных установок.

Известна опора скольжения, содержащая цапфу вала и охватывающую ее втулку, установленную в корпусе.

Недостатком данной опоры скольжения является то, что образовавшиеся продукты износа не задерживаются в зоне трения, а удаляются из нее и попадают на технологические объекты — подложки, на которые производится напыление. Это снижает выход годных изделий, повышает их стоимость.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является опора скольжения, содержащая цапфу вала, охватывающую ее втулку, внутренняя поверхность которой выполнена с канцентрична располо>кенными концевыми канавками.

Недостатком известной опоры является сложность конструкции опоры скольжения со средством улавливания продуктов износа, ель изобретения — упрощение конструкции опоры, Поставленная цель достигается тем, что втулка выполнена иэ пьезоэлектрического материала.

Введение в конструкцию опоры скольжения втулки из пьезоэлектрического материала обеспечивает улавливание продуктов износа бс» применения трибоэлектрических колец, что и позволяет упростить конструкцию опоры.

На фиг, 1 представлена, опора скольжения, общий вид; на фиг. 2 — конструкция втулки с концентрично расположенными кольцевыми канавками..

Опора скольжения содержит цапфу 1 вала 2, охватывающую ее втулку 3,.внутренняя поверхность koTopoA BblllollHGHB c концентрично расположенными кольцевыми канавками 4. Средство улавливания продуктов износа (фиг.2) выполнено в виде втулки

3 из и ьеэоэл е ктрическо го материала.

В качестве пьезоэлектрического материала используются, например, цирконат свинца (PbZr02), титанат бария (ВаТ(О2), обладающие низким коэффициентом трения в

5 паре со стальной цапфой 1.

Опора скольжения работает следующим образом.

При вращении цапфы 1, например,.при использовании опоры скольжения в переда10 точном механизме, при передаче крутящего момента на втул ку 3 действует ради ал ьна я нагрузка. Под действием этой нагрузки на пьезоэлектрической втулке возникает соответственно электрический заряд, В резуль15 тате этого частицы износа скапливаются в концентрично расположенных кольцевых канавках 4 под действием электрических сил.

Средство улавливания продуктов изно20 са также может быть выполнено в виде втулки из магнитастрикционного материаяа, в котором под действием нагрузки возникает магнитный заряд. В результате этого частицы износа скапливаются в концентрична .

25 расположенных кольцевых канавках под действием магнитных сил.

В качеСтве магнитострикцианного материала могут использоватьсв, например, никель, ряд ферритов, некоторые редкозе-

30 мельные элементы, обладающие низким коэффициентом трения в паре со стальной цапфай.

Применение предлагаемой опоры сколь>кения позволяет упростить ее конст35 рукцию и использовать опору в конструкциях механических систем, работающих в

"чистых" технологических средах;

Формула изобретения

40 Опора скольжения, содержащая цапфу вала, охватывающую ее втулку, внутренняя поверхность которой выполнена с концентрично расположенными кольцевыми канавками, о т л и-ч а ю щ а я с я тем, что, с целью

45 упрощения конструкции опоры. втулка выполнена из пьезоэлектрического материала-.

1732030 фиг. 2

Составитель E.Èâàíîâ

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Ципле

Редактор H.Tóïèöç

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1568 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям. при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5