Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в общем машиностроении , в частности для фиксации деталей на валу, в коробках передач транспортных средств с цепной передачей Осевая фиксация детали 4 на шлицевом участке вала 3 осуществляется двумя шайбами1 фиксирующей 6 и стопорной 7, выполненными со шлицевыми посадочными отверстиями 10 8 Фиксирующая шайба 6 установлена в кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага шлиц вала. Обе шайбы размещены с одного торца детали 4 и связаны между собой разрезным пружинным кольцом 8. Для этого на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы с образованием радиальных выступов 9 и 10. Радиальные выступы 9 и 1C шайб имеют наклонные у основания и прямолинейные на конце участки и расположены каждый в противолежащем пазу другой шайбы. При этом наклонные участки двух соседних выступов шайб встречно направлены и образуют канал под указанное пружинное кольцо. Прямолинейные участки выступов стопорной шайбы размещены в торцовой кольцевой выемке фиксируемой детали.4 ил. fe VI СО ND о fcb VI

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

О 4

Рог. S

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4768903/27 (22) 10.11.89 (46) 07.05.92, Бюл. N-. 17 (71) Производственное обьединение "Завод им, B.À.Äåãòÿðåâà" (72) А. В,Канчук (53) 621,88(088,8) (56) Каталог "Suzuki GT 250 N Parts

Catalogue" Suzuki Motor СО, LTD, 1978, с 10, фиг.10. (54) УЗЕЛ ОСЕВОЙ ФИКСАЦИИ ДЕТАЛИ

НА ШЛИЦЕВОМ УЧАСТКЕ ВАЛА (57) Использование: в общем машиностроении, в частности для фиксации деталей на валу, в коробках передач транспортных средств с цепной передачей. Осевая фиксация детали 4 на шлицевом участке вала 3 осуществляется двумя шайбами. фиксирующей 6 и стопорной 7, выполненными со шпицевыми посадочными отверстиями. Ы, 1732047 А1 (я)з. F 16 D 1/00; F 16 B 21/00

Фиксирующая шайба 6 установлена в кольцевой канавке вала со смещением шпиц посадочного отверстия на половину шага шпиц вала, Обе шайбы размещены с одного торца детали 4 и связаны между собой разрезным пружинным кольцом 8. Для этого на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы с образованием радиальных выступов 9 и 10. Радиальные выступы 9 и 1С шайб имеют наклон н ые у основания. и и рямолинейные на конце участки и расположены каждый в противолежащем пазу другой шайбы. При этом наклонные участки двух соседних выступов шайб встречно направлены и образуют канал под указанное пружинное кольцо. Прямолинейные участки выступов стопорной шайбы размещены в торцовой кольцевой выемке фиксируемой детали. 4 ил.

1732047

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств с цепной передачей.

Известен узел осевой фиксации детали 5 на шлицевом участке вала в коробке передач, содержащий звездочку задней передачи, которая шлицевым соединением связана с шестерней основной в сборе и закреплена на ней гайкой звездочки задней 10 передачи. Стопорение деталей осуществлено через шайбу звездочки задней передачи, расположенную на шлицах шестерни между звездочкой и гайкой путем отгиба краев шайбы на грани гайки, 15

Недостатками известной конструкции являются нарушение стопорения при длительных знакопеременных вращательных движениях, звездочки вследствие разгиба краев шайбы звездочки, большие осевые ra- 20 бариты, а также ограниченное число стопорений, связанных с живучестью шайбы в местах перегиба, Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предла- 25 гаемому является узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала в коробке передач, содержащий шлицевый вал, расположенную в нем звездочку, кольцевую канавку, выполненную на валу глубиной, 30 равной глубине шлицевых канавок вала. и фиксируемую шайбу с шлицевым посадочным отверстием, которая вставлена через шлицы вала в кольцевую канавку, повернута в ней на половину шага шлиц и прикреплена 35 в этом положении вместе со стопорной отгибной шайбой, находящейся на наружном диаметре вала, к звездочке двумя болтами.

Стопорение деталей осуществлено путем отгиба краев стопорной шайбы на грани го- 40 ловок болтов.

Недостатками известной конструкции являются увеличение времени на срочную замену звездочки вследствие большого числа застопоренных крепежных деталей, а 45 также необходимость замены стопорной отгибной шайбы при каждом монтаже новой звездочки, так как отгибные шайбы. в основном — стопоры разового применения.

Указанные недостатки особенно видны 50 в мотоциклетных соревнованиях, где общие передаточные числа трансмиссии приходится подбирать в зависимости от трассы путем постановки звездочек с разным числом зубьев. 55

Цель изобретения — повышение удобства монтажа-демонтажа, долговечности и снижения осевых габаритов соединения.

Указанная цель достигается тем, что в узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала. содержащем фиксирующую шайбу с шлицевым посадочным отверстием, стопорную шайбу и элемент соединения шайб, при этом на валу выполнена кольцевая канавка глубиной, равной глубине шлицевых канавок вала, обе шайбы установлены в контакте друг с другом и размещены с одного торца фиксируемой детали, а фиксирующая шайба установлена в кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага шлиц вала и связана со стопорной шайбой элементов соединения, на торце фиксируемой детали со стороны размещения шайб выполнена кольцевая выемка, стопорная шайба выполнена с шлицевым посадочным отверстием, а элемент соединения шайб выполнен в виде разрезного пружинного кольца, на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы, расположенные между пазами радиальные выступы выполнены с наклонными у основания и прямолинейными на конце участками, при этом радиальные выступы одной шайбы расположены в противолежащем пазу другой шайбы, причем наклонные участки двух соседних радиальных выступов шайб встречно направлены и образуют канал, в котором установлено укаэанное пружинное кольцо. а прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещены в кольцевой выемке фиксируемой детали, На фиг.1 изображена коробка передач с узлом осевой фиксации детали на шлицевом участке вала, разрез; на фиг,2 — сечение А-А на фиг.1. на фиг.3 и 4 — запорная и фиксируемая шайбы, Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала содержит установленный в подшипник 1 картера 2 шлицевый вал 3, звездочку 4, расположенную на шлицах вала, кольцевую канавку 5, выполненную гэ валу у торца звездочки глубиной. равной глубине шлицевых канавок вала, распсложенную в кольцевой канавке фиксирующую шайбу 6. установленную на шлицах вала в контакте с шайбой 6 стопорную шайбу 7 и элемент соединения этих шайб, выполненный в виде разрезного пружинного кольца

6, Посадочные отверстия шайб выполнены шлицевыми, а на образующей каждой шайбы относительно шлиц выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы и расположенные между пазами радиальные выступы 9 и 10, которые выполнены с наклонными у основания и прямолинейными на концах участками. Различие шайб между собой состоит в том, что посадочное шлицевое отверстие одной из 1732047

55 них имеет угловое смещение относительно другой, равное половине шага шлиц. Прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещаются в кольцевой выемке 11, выполненной на торце звездочки 4.

Узел осевой работает следующим образом, На шлицы вала 3 до упора в подшипник

1 надевается звездочка 4, Затем одна из шайб, к примеру 6, через шлицы вала вставляется в кольцевую канавку 5, причем радиальные выступы 9 фиксируемой .шайбы 6 должны быть наклонными участками сориентированы в направлении от звездочки, В кольцевой канавке 5 фиксируемая шайба 6 поворачивается наполовину шага шлиц, вследствие чего зубья шлицевого OTBBpc f vl$I шайбы заходят за зубья шлицев вала и фиксируют звездочку в осевом направлении, Для сохранения этого положения фиксируемой шайбы 6 на шлицы вала надевается стопорная шайба 7с радиальными выступами 10, наклонные участки которых сориентированы в направлении к звездочке, при этом радиальные выступы одной шайбы располагаются в противолежащем пазудругой шайбы, а наклонные участки двух соседних радиальных выступов шайб, встречно направленные друг у другу, образуют канал, в которых устанавливается разрезное пружинное кольцо 8. Прямолинейныеучастки радиальных выступов 10 стопорной шайбы 7 размещаются в кольцевой выемке 11.

Таким образом, фиксируемая шайба 6 оказывается связана через радиальные выступы 9 и 10 и стопорную шайбу 7 со шлицами вала 3 и не имеет возможности повернуться в кольцевой канавке 5, а разрезное пружинное кольцо 8 предотвращает разъединение этих шайб.

Технико-зкономическое преимущество предлагаемого устройства заключается в повышении удобства монтажа-демонтажа звездочки на валу, долговечности фиксируемых и стопорных деталей за счет исключения крепежных болтов и отгибной шайбы, а также снижение осевых габаритов соединения за счет размещения прямолинейных

5 участков радиальных выступов стопорной шайбы в кольцевой выемке звездочки, Формула изобретения

Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала, содержащий фиксирую10 щую шайбу со шлицевым посадочным отверстием, стопорную шайбу и элемент соединения шайб, при этом на валу выполнена кольцевая канавка глубиной, равной глубине шлицевых канавок вала, обе шайбы уста15 новлены в контакте друг с другом и размещены с одного торца фиксируемой детали. а фиксирующая шайба установлена в кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага

20 шлиц вала и связана со стопорной шайбой элементом соединения, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения удобства монтажа-демонтажа. долговечности и снижения осевых габаритов соединения, на

25 торце фиксируемой детали со стороны размещения шайб выполнена кольцевая выемка, стопорная шайба выполнена со шлицевым посадочным отверстием, а элемент соединения шайб выполнен в виде

30 разрезного пружинного кольца, на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно расположенные по окружности пазы, расположенные между пазами радиальные выступы выполнены с

35 наклонными у основания и прямолинейными на конце участками, при этом радиальные выступы одной шайбы расположены в противолежащем пазу другой шайбы, причем наклонные участки двух соседних ради40 альных выступов шайб встречно направлены и образуют канал, в котором установлено указанное пружинное кольцо, а прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещены в торцовой

45 кольцевой выемке фиксируемой детали, 1732047

Составитель А.Канчук

Редактор В.Бугренкова Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Заказ 15б9 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР . 113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101