Устройство для контроля состояния подшипников качения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации и ремонте подшипниковых узлов машин и механизмов. Цель изобретения - упрощение технологии изготовления и снижение габаритов . На основании 1 на приводном валу 3 установлен контролируемый подшипник 4, стакан 5 с крышкой 4 и и нагревателем 7. Нагреватель заполнен легкоплавким сплавом 8. На валу 3 выполнены спиральные канавки 9 и 10„ Эти канавки образуют с поверхностями стакана и крышки газодинамические насосы. При переходе сплава в жидкое состояние при работе устройства он выполняет роль жидкостного токоподвода Канавки 9 и 10, нагнетая в зону токоподвода сжатый воздух , препятствуют вытеканию сплава. Такая конструкция позволяет уменьшить его габариты и упростить изготовление 1 ил г w

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„БУ„„1732217 А 2 (51) 4 01 И 13/04

I j $ iI,i g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1656375 (21 ) 4797893/27 (77) 02. 03.90 (46) 07. 05.92. Бюл. М 17 (72) А. A. Бобченко, Г. E. Баранова и Г.В, Воробьев (53) 621.822.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

V 1656375, . с 01 И 13/04, 1988. (54) Устаойство для контРоля состояНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при эксплуатации и ремонте подшипниковых узлов машин и механизмов.

Цель изобретения,- упрощение технологии изготовления и снижение габа2 ритов. На основании 1 на приводном валу 3 установлен контролируемый подшипник 4, стакан 5 с крышкой 4 и и нагревателем 7. Нагреватель заполнен легкоплавким сплавом 8. На валу

3 выполнены спиральные канавки 9 и .10. Эти канавки образуют с поверхностями стакана и крышки газодинамические насосы. При переходе сплава в жидкое состояние при работе устройства он выполняет роль жидкостного токоподвода. Канавки 9 и 10, нагнетая в зону токоподвода сжатый воздух, препятствуют вытеканию сплава.

Такая конструкция позволяет умень" шить его габариты и упростить изготовление. 1 ил.

173221 7

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано при эксплуатации и (1 ремонте машин и механизмов, имеющих подшипниковые узлы.

Известны устройства для контроля состояния подшипников качения, основанные на .контроле электрического сопротивления зоны контакта, измерении длительности контактирования его деталей.

Устройства позволяют судить о наличии дефектов на рабочих поверхностях деталей подшипников. Однако изза наличия помех в щеточных контактах укаэанные устройства не позволяют с достаточной точностью оценить размеры дефектов.

Наиболее близким к предлагаемому 20 является устройство, которое предназначено для контроля состояния подшипников качения по электрическим параметрам и содержит смонтированные на основании и электрически изо- 25 лированные от него приводной вал для фиксации и вращения контролируемого подшипника, токопровод в виде стакана с обогревом и крышкой, .охватывающей цилиндрическую часть привод- щ ного вала со спиральной канавкой с шагом, уменьшающимся в сторону внутренней полости стакана с токопроводящим веществом, блок измерения и обработки электрических параметров и блок питания. В качестве токопроводящего вещества в токосъемном устройстве использован легкоплавкий сплав. В результате нагревания и расплавления легкоплавкого сплава 10 обеспечивается жидкостный токоподвод, что позволяет повысить точность контроля за счет уменьшения переходного сопротивления в электрической цепи, связывающей внутреннее кольцо 4 подшипника и измерительный блок.

Однако недостатком известного устройства является сложность в изготовлении. В данном устройстве

she консоли вала электропривода должнй быть обработаны с высокой точностью, так как на одной из них монтируется контролируемый подшипник, а на другой - токосъемное устройство. По этой причине изготовить указанное устройство технологически сложно, что затрудняет его практичес» кое применение, особенно при массо" вом контроле в эксплуатации и ремонте

Таким образом, прототип не отвечает требованиям, предъявляемым к серийным устройствам для контроля состояния подшипников.

Целью изобретения является упрощение технологии изготовления и снижения.габаритов при сохранении точности контроля подшипников.

Ю

Поставленная цель достигается тем, что с целью упрощения технологии изготовления и снижения габаритов, на приводном валу выполнена дополнительная спиральная канавка с шагом, уменьшающимся в сторону внутренней полости стакана и с направлением спирали, противоположным основному, а в дне стакана выполнено отверстие, в котором размещена цилиндрическая часть вала.

На чертеже показана конструктивная схема устройства..

На основании 1 смонтирован привод

2 (электродвигатель) с приводным валом 3 для вращения контролируемого подшипника 4, стакан 5 с крышкой б и нагревателем 7, заполненный легкоплавким сплавом 8, например сплавом

Вуда, осуществляющим электрический контакт стакана с валом. На цилиндрической поверхности вала, охваченной стаканом и крышкой, выполнены спиральные канавки 9 и 10 с шагом, уменьшающимся в сторону легкоплавкого сплава 8. Спиральные канавки с охватывающими поверхностями стакана и крышки образуют гаэодинамические насосы, предохраняющие от вытекания сплав 8. Кольца подшипника 4 подключены K блоку 11 измерения электрических параметров. При этом в качестве токоподвода к вращающемуся кольцу

4 служит вал 3, сплав 8 и стакан 5.

Нагреватель 7 подключен к блоку 12 питания.

Устройство работает следующим образом.

Включают блок 12 питания. При достижении сплавом 8 температуры, близкой к температуре плавления (для сплава Вуда около 40 С), включают привод (электродвигатель} 2. В результате трения вала о сплав и действия нагревателя легкоплавкий сплав переходит в жидкое состояние, выпол няя роль жидкостного токоподвода.

Канавки 9 и 10, нагнетая в зону токоподвода сжатый воздух, препятствуют вытеканию сплава. С помощью блока 11 измеряют электрические параме ры подшипника ч и производят их обработку.

Составитель И. Теравская

Редактор А. Мотыль . Техред М.Дидык Корректор И. Самборская

Заказ 1577 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина ° 101

Предложенное устройство по срав.нению с известным проще в изготовлении и имеет меньшие габаритные размеры, что позволяет использовать его в условиях серийного изготовления, ремонта и эксплуатации машин и механизмов, имеющих подшипниковые узлы.

1737217

6 т- Формула изобретения.:.

Устройство для контроля состояния подшипников качения Ilo авт. св.

N 1656375, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и снижения габаритов, на приводном валу выполнена дополнительная спиральная канавка с

10 шагом, уменьшающимся в сторону внутренней полости стакана и с направле- нием спирали, противоположным основному, а в дне стакана выполнено отверстие, в котором размещена цилиндрическая часть вала.