Транспортная шина для верхней конечности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к медицинской технике. Цель изобретения - уменьшение травматизации тканей конечности отломками кости при транспортировании пациента.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РГСПУГЛИК

<Я15 А 61 F 5/04

ГОСУДАРСТВЕННЫ И КОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОткРытиям

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4795290/14 (22) 26.02.90 (46) "5.05.92. Бюл. N 18 (75) И,Л. Ротков (53) 615.472 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1466741, кл. А 61 5/04. 1986.,, ЯХ, Ä 1732973 А1 (54) ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА ДЛЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ (57) Изобретение относится к медицинской технике. Цель изобретения — уменьшение травматизации тканей конечности отломками кости при транспортировании пациента, 1732973

Товнспорт..а;. ш,ила для верхней конечности содержи секци о 1 для надплечья и лопаток, секции 2, 3 для плеча и предплечья, состоящие иэ пластины и эластичной прокладки, и ремни крепления 11, Пластина выполнена и". гиbèî. :о листового металла (например, из алюминия), которая разделена на секции 1. 2, 3 посредством перемычек, 7 меньшей по сравнению с секциями 1, 2, 3 ширины, расположенных в местах перегибов шинь;. в плечевом и локтевом суставах, секция 2 для плеча снабжена в местах переИзобретение относится к медицине. а именно к травматологии. и может бы-ь использовано для транспoртнои иммобилизации верхних конечносгей пои переломах плеча и повреждениях:межных суставов.

Извес" но применение стандартной лесTHè÷íîé шины для тра Hспортной иммобилизации верхней конечности при переломах плеча и повреждениях смежных суставов.

Применение этой шины не исключает колебаний иммобилизованной конечности при транспортной iряске из-за недостаточно жесткой фиксации конечности, что может вызывать повышенную болезненность и травматиэацию окружающих тканей отломками костей. Кроме того, при иммобилиэа. ции конечности этой шиной затрачивается много времени и труда и расходуется большое количество перевязочных материалов (250 г ваты и три бинта 15 см х 7 м).

Извес i íà шина для транспортной иммобилизации верхней конечности. содержащая секцию для надплечья и лопаток и секцию для плеча и предплечья, состоящие из пластин и эластичньх прокладок. и ремни крепления.

У этой шины секция для надплечья и лопаiQK и секция для плеча и предплечья соединены между собой посредством фиксируемого шарнира. состоящего из пальца и крыльчатой гайки, причем секция для плеча и предплечья выполнена в виде одной цельной пластины, моделируемой при иммобилизации по согнутой в локтевом суставе конечности. Каждая секция содержит, кроме пенополиэтиленовой пластины и эластичной прокладки, карманы, в которых ycTBH0BppIIbl гибкие армирующие прутки и дополнительные армирующие полосы с заклепками, Данная шина не обеспечивает жесткости конечности в суставах. В плечевом сусгибов выполненными с двух сторон фигурными вырезами 8 и выступающими в сторону секции для надплечья и секции для предплечья фиксирующими язычками 9, вставляемыми при фиксации шиной конечности в отверстия 10, выполненные на обращенных к язычкам 9 концах секции 1 для надплечья и лопаток и секции 3 для предплечья, с воэможностью загибания концов язычков 9 на наружной относительно тела пациента поверхности секций 1, 2, 3 в процессе фиксации конечности. 4 ил, таве жесткость фиксации конечности не может быть обеспечена шарнирным соединением секций, а в локтевом суставе моделирование секции для плеча и преди Ip4ья по согнутой конечности также не создает жесткую конструкцию и не обеспечивает жесткой фиксации конечности. Не предохраняет от колебаний при транспортной тряске поврежденную конечность и применение петли с винпговым механизмом для крепления шины к туловищу, Таким образом, при транспортной тряске пациент испытывает повышенную болезненность. не исключается при этом и травматизация окружающих тканей отломками костей при переломах, Кроме того, шина сложна по конструкции, требует больших затрат труда при изготовлении и применения дорогостоящих материалов, Цель изобретения — уменьшение травматизации тканей конечности отломками костей при транспортировании пациента за счет увеличения жесткости фиксации конечности.

Для достижения этой цели транспортная шина для верхней конечности, содержащая секцию для надплечья и лопаток и секции для плеча и предплечья в виде пластины с ремнями крепления, выполнена цельной из гибкого листового металла, секция для надплечья и лопаток соединена с секцией для плеча посредством имеющейся в пластине перемычки меньшей по сравнению с секциями ширины, секция для предплечья выполнена отдельно от секции для плеча и соединена с последней посредством второй аналогичной перемычки, пластина в секции для плеча выполнена с двух

40 сторон с язычками для фиксации при транспоргной иммобилизации конечности в щелевых отверстиях, выполненных в пластине

l732973 в секции для надплечья и лопаток и в секции для предплечья.

Жесткость фиксации конечности данной шиной обеспечивается за счет того, что ее секции, которые при фиксации конечности огибают руку, охватывают не менее половины ее периметра в поперечном сечении, образуя жесткий полукруглый профиль, и при фиксации между собой секций язычками секции два плеча, вставляемыми в прорези соседних секций и загибаемыми на их наружной поверхности, образуют охватывающий руку жесткий каркас, исключающий колебания иммобилизованной конечности в суставах при транспортной тряске и предотвращающий травматизацию окружающих тканей отломками костей при транспортировании пациента.

На фиг,1 показано положение шины при фиксации конечности, вид спереди; на фиг.2 — то же, вид сзади; на фиг.3 - развертка шины; на фиг.4 — разрез А-А на фиг.3.

Шина содержит секцию 1 для надплечья и лопаток, секции 2 и 3 соответственно для плеча и предплечья, ремни 4 для крепления к конечности и к туловищу, Шина выполнена в виде цельной пластины 5 из гибкого листового металла, предпочтительно (для меньшей массы) из алюминия, на одну из поверхностей которой наклеена эластичная прокладка 6. выполненная, например, из поролона. Шина разделена на секции 1, 2 и 3 посредством перемычек 7 меньшей по сравнению с секциями ширины, которые расположены в местах перегибов шины в плечевом и локтевом суставах, Пластина 5 в секции 2 для плеча снабжена в местах перегибов выполненными с двух сторон фигурными вырезами 8 и выступающими в стороны секций 1 и 3 фиксирующими язычками 9, вставляемыми при фиксации конечности в щелевые прорези 10, выполненные в пластине 5 на обращенных к язычкам 9 концах секций 1 и 3, с возможностью загибания концов язычков на наружной относительно тела пациента поверхности секций в процессе фиксации конечности (за. гнутое положение язычков показано на фиг.1 и 2). Эластичная прокладка б наклеена по всей поверхности пластины 5, кроме мест 11 расположения прорезей 10 в секциях 1 и 3 и язычков в секции 2. Для обеспечения возможности использования пластины 5 как для левой, так и для правой конечности секция 1 для надплечья выполнена с двумя полукруглыми .ырезами 12 для LUBN, расположенными симметрично QTHocvlTeJIbho продольной оси шины, Шину используют следующим образом.

При повреждениях плеча или смежных суставов после проведения противошоковых мероприятий проводят транспортную иммобилизацию в правильном физиологическом положении верхней конечности. Эту конечность сгибают s локтевом суставе до

5 90, плечо выводят вперед на 30, кисть — в положение супинации. Секцию 1 накладывают в области лопаток пациента, захватывая оба надплечья и помещая вырез 12 в области шеи, Сгибают шину в плечевом су10 ставе по перемычке 7, соединяющей секции

1 и 2, охватывают поверхности надплечья секцией 1 и поверхность плеча секцией 2 в поперечном направлении, одновременно вставляя язычки 9 в прорези 10 секции 1 (на

15 фиг.3 имеется несколько рядов прорезей

10). При иммобилизации используют тот или иной ряд прорезей 10 в зависимости от действительных размеров верхней конечности пациента. Фиксируют секции 1 и 2 ремнями

20 4 к туловищу и к руке, затем сгибают секцию

3 относительно секции 2 по соединяющей их перемычке 7. вставляют язычки 9 в один из рядов щелевых прорезей 10 секции 3 (в зависимости от размеров руки пациента).

25 Секция 3 огибает поверхность предплечья в поперечном направлении, ее фиксируют ремнями 4. Затем устанавливают конечность в необходимое для тсанспортной иммобилизации положение, слегка изменяя углы ее

30 сгибания в суставах: и окончательно фиксируют конечность в этом положении язычками 9, загибая их на наружной поверхности шины.

35 При необходимости иммобилизации одновременно двух конечностей может быть использована подобная шина, у которой на противоположном конце имеются вторые секции 2 и 3 для плеча и предплечья, распо40 ложенные симметрично относительно nepsbIx секций, а в секции 1 на противоположном конце имеются прорези 10 для язычков второй секции 2.

45 Формула изобретения

Транспортная шина для верхней конечности, содержащая секцию для надплечья и лопаток и секцию для плеча и предплечья и

50 выполненная в виде пластины с ремнями крепления, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения травматизации тканей отломками костей при транспортировании пациента за счет увеличения жесткости фик55 сации конечности, пластина выполнена цельной из листового металла, секция для надплечья и лопаток соединена с секцией для плеча посредством имеющейся в пластине перемычки меньшей по сравнению с секциями ширины, секция для предплечья

1732973

55 н на отдельно от секции для плеча и выполнена м втосоединены с последней посредством рой аналогичной перемычки, пластина в секции для плеча выполнена с двух сторон с язычками для фиксации при транспортной иммобилизации конечности в щелевых отверстиях, выполненных в пластине в секции для надплечья и в секции для предплечья.

173?973..з у л- A