Способ закалки изделий сложной конфигурации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: изобретение относится к термической обработке металлов и может быть использовано при обработке массивных деталей машин и инструмента Сущность: способ включает нагрев массивных изделий до температуры аустенитизации выдержку и дифференцированное охлаждение участков с различным сечением распыленной водой. Охлаждение массивных изделий распыленной водой производят с удельным расходом 2,5-14 м3/м2 ч, а участков меньшей массы -с расходом 14-25 м3/м2ч, после чего процесс интенсивного охлаждения прекращают по достижении наиболее удаленными от поверхности точками температуры 450-500°С с окончательным охлаждением изделия в воздушной среде. Способ способствует снижению температуры хладноломкости , созданию на поверхности сжимающих остаточных напряжений 4 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s С 21 D 1/78
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
6д (гд
Д.
,фз > (21) 4862146/02 (22) 09.07.90 (46) 15.05.92. Бюл. № 18 (71) Институт технической теплофизики
АН УССР (72) Н. И. Кобаско (53) 621.783(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1518390, кл, С 21 D 1/18, 1978. (54) СПОСОБ ЗАКАЛКИ ИЗДЕЛИЙ СЛОЖНОЙ КОНФИГУРАЦИИ (57) Использование; изобретение относится к термической обработке металлов и может быть использовано при обработке массивных деталей машин и инструмента, СущИзобретение относится к термической обработке металлов и может быть использовано при термоупрочнении массивныхдеталей машин и инструмента.
Известен способ закалки деталей, изготовленных из высоколегированных марок сталей, заключающийся в том, что охлаждение осуществляют в условиях 0,8 Kn 1 до момента создания максимальных сжимающих напряжений на поверхности закаливаемых деталей, после чего осуществляют изотермическую выдержку при температуре начала мартенситного превращения (М ), где Кй — число Кондратьева. Такой способ позволяет увеличить ресурс работы термоупрочняемых деталей.
Известен способ закалки легированных марок сталей, содержащих углерод в количестве 0,65-0,85%. Способ реализуется с поность: способ включает нагрев массивных изделий до температуры аустенитизации, выдержку и дифференцированное охлаждение участков с различным сечением распыленной водой, Охлаждение массивных изделий распыленной водой производят с удельным расходом 2,5-14 м !м ч, а участ-3 2 ков меньшей массы — с расходом 14-25 м /м ч, 3 2 после чего процесс интенсивного охлаждения прекращают по достижении наиболее удаленными от поверхности точками температуры 450-500 С с окончательным охлаждением изделия в воздушной среде, Способ способствует снижению температуры хладноломкости, созданию на поверхности сжимающих остаточных напряжений, 4 табл. мощью струйного охлаждения. Струи подаются под давлением 0,4-0,6 МПа на протяжении 0,2-0,8 с, после чего детали подвергают изотермической выдержке при
150-250 С на протяжении 10-50 мин.
Описанные способы аналогичны, так как струйное охлаждение обеспечивает условие 0,8 <Кп < 1, а изотермическая выдержка после прерванного охлаждения осуществляется при 150-250 С, т.е. практически при М„так как с изменением содержания углерода в пределах 0,65-0,85% М колеблется в пределах 150-250 С.
Указанные способы закалки в основном относятся к деталям простой формы. При закалке деталей сложной формы ввиду неодновременности охлаждения различных сечений детали возникают большие терми1733484 ческие и структурные напряжения, приводящие к разрушению материала.
Наиболее близок к предлагаемому способ закалки массивных изделий сложной конфигурации, при котором охлаждение массивной части изделия производят распыленной водой с удельным расходом 1420 м /м ч, а менее массивной части — с расходом 2,5-9 м /м ч, з г
Сущность предлагаемого способа заключается в выравнивании температуры по оси массивного, изделия, что должно привести к уменьшению вероятности разрушения материала за счет снижения концентрации напряжений по оси.
Однако при такой технологии возникают значительные градиенты температуры на поверхности, что приводит к трещинообразованию и деформации закаливаемых изделий. Кроме того, тонкая часть хвостовика охлаждается так же медленно, как и сердцевина массивной части, что приводит к снижению механических свойств материала, повышению темпера уры хладноломкости и ухудшению параметров, характеризующих вязкость разрушения материала. Недостатком является также возникновение на поверхности тонких частей растягивающих остаточных напряжений, в то время как,на поверхности массивных частей возникают сжимающие напряжения, В этом случае в местах перехода от тонкой части к массивной наблюдается высокая концентрация напряжений, что также связано с опасностью образования закалочных трещин.
Цель изобретения — повышение качества изделий при исключении трещинообразований.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу закалки массивных изделий сложной конфигурации, включающему нагрев до температуры аустенитизации, выдержку дифференцированное охлаждение участков изделий с различным сечением распыленной водой, охлаждение массивных частей изделия производят распыленной водой с удельным расходом
2,5-14 м /м ч, а участков меньшей массы— с расходом 14-25 м /м ч, при этом процесс
3 2 интенсивного охлаждения прекращают по достижении наиболее удаленными от поверхности точками температуры 450-500 С с окончательным охлаждением изделия в воздушной среде.
Таким образом закалку деталей сложной конфигурации из легированных марок сталей ведут таким образом, чтобы массивная и тонкая части изделий охлаждались в одинаковых условиях, т.е. по всей поверхности сложного изделия осуществлялось условие Bi ж 0, что приводит к созданию сжимающих напряжений по всей поверхности.
Это означает, что на тонкую часть изделий должен быть направлен большой расход водовоздушной смеси, поскольку условие Bi = aR/À R! 20 для меньшего размера выполнимо при более высоком а.
Выбор параметров расхода воды при водовоздушном охлаждении и величины давления при струйном охлаждении обусловлен экспериментальными данными, представленными в табл. 1.
Набор охлаждающих средств, представленных в табл, 1, позволяет реализовать предлагаемый способ на детали сложной конфигурации, разнотолщинность которой изменяется в пределах 60-2000 мм, так как для любой толщины может быть выполнено условие Bi 20, Действительно, для тонкой части изделия диаметром 60 мм условие Bi 20 может быть выполнено при а = 14000 Вт/м К
20 а R 14000 Вт/мг.К-О,ОЗ M
В! — —; — 21 Вг м К вЂ” 20
Это соответствует струйному охлаждению под давлением до 1 МПа.
Для массивной части (2000 м) это же условие может быть выполнено при а= 420 Вт/м К, что соответствует рас2 ходу водовоздуш ной смеси 2,5 м /м ч (табл, з
1). Таким образом можно значительно сократить расход воды.
Предлагаемый способ, по сравнению с известным увеличивает скорость охлаждения сердцевины тонких частей хвостовика или ротора.
Скорость охлаждения при 600 С сердцевины цилиндров в зависимости от их размеров и числа Био представлена в табл. 2.
Так, сердцевина цилиндра диаметром 100 мм в соответствии с известным способом охлаждается со скоростью 7300 С/ч, в то время как по предлагаемому способу скорость охлаждения превышает 27000 С/ч, т,е, скорость охлаждения увеличивается почти в 4 раза.
Существенная разница сказывается на меха. нических свойствах материала, особенно это касается порога хладноломкости.
Сравнение механических свойств стали
35ХНЗМФА, полученной по известному и предлагаемому способам, приведено в
Кроме того, при применении предлагаемого способа на поверхности тонких частей вместо растягивающих (при известном способе) возникают сжимающие остаточ1733484 ные напряжения (табл. 4). Повышение механических свойств материала, снижение температуры хладноломкости и создание сжимающих остаточных напряжений на поверхности приводит к повышению долговечности и надежности работы термоупрочненных изделий, т.е. к повышению их качества, а также к снижению вероятности образования эакалочных трещин, Пример. Вал, изготовленный из стали
35 XM (см. чертеж), нагревают до 870 С, после чего помещают в установку для водовоздушного охлаждения, На участках I u I I детали обеспечивается охлаждение водовоздушной смесью с расходом 9,5 м /м ч (табл. 1), а на участках III и I Y — расходом воды 20,6 м /м .ч.
При этом процесс интенсивного охлаждения на участках I I I u I Y прекращают через
13 бмин, а научастках I u ll — через45,7мин.
Далее деталь охлаждают до полного остывания на воздухе, после чего подвергают обычному отпуску.
В результате применения предлагаемого способа увеличиваются прокаливаемость и закаливаемость, повышаются прочностные свойства сердцевины на 20 при одновременном увеличении ударной вязкости в 1,5-2 раза, экономится расход водовоздушной смеси.
Выбор технологических параметров обусловлен следующим.
Научастках I и!! при расходе9,5м /м з ч обеспечивается условие (табл. 1)
Bi — " — 203
1450 бмг К 0,315 м
На участках Ill u IY при расходе
20,6 м /мг ч обеспечивается условие — — - — — -»
3000 г г.К 0,15 м
Следовательно, на массивной и тонкой частях детали создаются сжимающие напряжения (Bi > 18), что предотвращает возможность образования закалочных трещин, Тонкая часть детали (участки ill и IY) охлаждается на протяжении времени, которое определяется по формуле т= (048 + !и, — 1
870 — 30 С К
500 — 30 С
=(0,48+0,58) 5783 563 13,6мин14мин, 225 . 100
R2
5,78
Кп ж09 а=5,6310 м /с, Время охлаждения массивной части (участки и !!) определяется аналогично, при этом
-г г, К . 6 13 10 м, 1 +
R2 Уг
1,31 10 г = 1,06, -45,7 мин
09 563 10 60
Таким образом, преимущества предла10 гаемого способа закалки по сравнению с известным заключаются в следующем.
Равномерно по всей поверхности закаленной детали образуются высокие сжимающие напряжения, что усложняет
15 возможность образования закалочных трещин. При использовании известного способа на поверхности тонких частей хвостовика возникают растягивающие напряжения, переходящие в сжимающие на массивной части, 20 что приводит к большой концентрации напряжений в местах перехода. Это связано с опасностью образования закалочных трещин.
Увеличивается скорость охлаждения тонких частей 2-4 раза, что приводит к улуч25 шению вязких характеристик и механических свойств материала, к снижению порога хладнолом кости.
Увеличивается производительность труда вследствие более интенсивного ох30 лаждения тонких частей хвостовика, Увеличивается долговечность работы деталей, обусловленная улучшением механических свойств материала и созданием на поверхности деталей сжимающих напряжений.
35 Обеспечивается возможность замены высоколегированных сталей менее легированнымии материалами.
Упрощается контроль и автоматизация технологического процесса охлаждения, 40 возрастает стабильность технологического режима, уменьшается расход воды.
Формула изобретения
Способ закалки изделий сложной конфигурации. включающий нагрев до темпера45 туры аустенитизации, выдержку и раздельное охлаждение участков изделия с различным сечением распыленной водой, отличающийся тем, что, с целью повышения качества изделий за счет исклю50 чения трещинообразования, производят охлаждение массивных частей изделия с удельным расходом 2,5-14 м /м ч, а участз г, ков меньше массы — c расходом 14-25 м /м °
3 2 ч, при этом процесс охлаждения распылен55 ной водой прекращают при достижении наиболее удаленными от поверхности точками температуры 450-500 С, после чего окончательное охлаждение производят в воздушной среде, 1733484
Таблица 1 а, Вт/м ° К
Таблица 2
Скорость охлаждения сердцевины валов различных
1000м
Таблица 3
-14
16 ) П р и м е ч а н и е .Числитель — известный способ, знаменатель — предлагаемый способ
Осредненные коэффициенты теплоотдачи применительно к охлаждению модели ротора с применением водяного душа
18
29
42
48
52
64
66 .67
Механические свойства сердцевины валов (сталь 35ХНЗМФА) в зависимости от условий охлаждения
2050-2150
1350-1450
800-850
400-430
73
119
168
211
243
257
»o ) 1733484
1О
Зависимость величины остаточных осевых gz u окружных Озз напряжений, МПа, на поверхности валов от условий охлаждения
Таблица 4