Способ работы привода распределительного вала двигателя внутреннего сгорания и привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: для повышения эффективности работы двигателей внутреннего сгорания путем улучшения наполнения цилиндра свежим зарядом и удаления отработавших газов изменяется режим вращения распределительного вала в пределах 90°. При этом улучшается полнота сгорания рабочей смеси в камере сгорания. Режим вращения распределительного вала подбирается так, что даже при применении безударных кулачков уменьшается продолжительность открытия и закрытия клапанов и увеличивается продолжительность нахождения их в открытом состоянии при неизменном начале открытия и конца закрытия клапанов. 2 с.п.ф-лы, 7 ил., 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s F 01 1 1/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4837767/06 (22) 13.06.90 (46) 15.05.92. Бюл.N -18 (71) Чувашский сельскохозяйственный институт (72) В.И.Медведев, B.Ñ.Ìàêàðîâ и B,Ï,Мазяров (53) 621.43 — 33(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 11226677002255, кл. F 01 (13/00, 1986. (54) СПОСОБ РАБОТЫ ПРИВОДА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ПРИВОД
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛАДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС).
Известны способ и устройство для его осуществления, в котором оптимальная величина проходного сечения клапанов задается параметрами золотникового распределительного устройства.
Недостатками этих способа и устройства для его осуществления являются сложность конструкции и наличие большого количества подвижных элементов, Вследствие этого при работе двигателя из-за износа элементов привода клапана возможно изменение фаз газораспределения. Кроме того,.золотниковое устройство не позволяет быстро изменить проходное сечение клапана, что ухудшает наполнение цилиндра свежим зарядом и удаление отработавшихся газов.
Наиболее близким к изобретению является способ работы дизеля, в котором для уменьшения продолжительности переход„„. Ж„„1733643 А1 (57) Сущность изобретения: для повышения эффективности работы двигателей внутреннего сгорания путем улучшения наполнения цилиндра свежим зарядом и удаления отработавших газов изменяется режим вращения распределительного вала в пределах
90, При этом улучшается полнота сгорания рабочей смеси в камере сгорания. Режим вращения распределительного вала подбирается так, что даже при применении безударных кулачков уменьшается продолжительность открытия и закрытия клапанов и увеличивается продолжительность нахождения их в открытом состоянии при неизменном начале открытия и конца закрытия клапанов, 2 с.п.ф-лы, 7 ил„2 табл. ных процессов с одновременным изменением фаз газораспределения применяется изменяющийся темп подъема клапанов. Для изменения темпа подъема клапанов используются электрогидравлический привод клапанов с гидроаккумулятором.
Недостатком такого способа изменения параметра "время-сечение" является высокая инерционность гидравлического привода, что . ограничивает пределы регулирования параметра "время-сечение", Кроме того, небольшой износ элементов гидравлического привода приводит к значительному изменению характера подъема клапанов и, как следствие, к ухудшению заполнения цилиндра свежим зарядом и удаления отработавшихся газов.
Целью изобретения является увеличение параметра "время-сечение" клапана.
Для осуществления заданной цели предлагается способ работы привода распределительного вала ДВ С, предусматрива1733643 ющей вращение распределительного вала с переменной скоростью в пределах каждых
90 его поворота, и также устройство для его осуществления, включающее дифференциальный многоступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями, имеющими нарезку зубьев в пределах определенных секторов и размещенными на параллельных валах с возможностью поочередного включения ступеней редуктора с заданной последовательностью в пределах каждого оборота коленчатого вала, При сохранении выпуклой формы кулачков распределительного вала, предложенный дифференциальный редуктор увеличивает параметр
"время-сечение" клапана и обеспечивает как хорошую заполняемость цилиндра свежим зарядом, так и его очистку от отработавших газов, При этом за счет повышения полноты сгорания улучшаются экологические показатели работы двигателя, его экономичность, На фиг.1 показана принципиальная схема привода распределительного вала; на фиг.2 — схема расположения зубчатых секторов на ведущих и ведомом колесах дифференциального редуктора; на фиг.3— расположение зубчатых колес; на фиг.4— график изменения угловой скорости распределительного вала за каждый оборот; на фиг.5 — график изменения высоты подъема клапана; на фиг.6 — промежуточный диск; на фиг.7 — крайние диски.
Устройство состоит из коленчатого вала
1 с ведущей шестерней 2, промежуточной шестерни 3, дифференциального редуктора
4 и распределительного вала 5 с кулачками
6. Диф фере н циал ьн ы и редуктор я вл я ется одноступенчатым с полным передаточным числом = 1 и состоит из пяти пар зубчатых колес 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 со ступенчатым расположением зубчатых секторов 17 — 21 на ведущем и ведомом валах, Зубчатые секторы 17 и 18, выполненные на больших 8 и 15 и малых 7 и 16 колесах, имеют большую длину дуги, чем зубчатые секторы на колесах 9, 11, 13 и 10, 12, 14, Это позволяет получить заданный режим вращения распределительного вала с четырьмя ускорениями и четырьмя замедлениями с последующими выстоями клапана и закрытом положениях.
Предложенный способ обеспечивает увеличение параметра "время-сечение" путем изменения угловой скорости распределительного вала в пределах каждых 90, Предложенное устройство для увеличения параметра "время-сечение" работает следующим образом.
t2
Рклл — f Ркл t1t — Mt MF Fabed
30 где Mt — масштаб времени по оси абсцисс на диаграмме подъема клапана (фиг.5); .
MF — масштаб площади проходного сечения клапана по оси ординат (фиг.5);
35 Fabed — площадь диаграммы.
Расчет параметра "время-сечение" по предлагаемому способу ведется по формуле
12
dMt dРкл
45 и
MF, где п — количество пар контактирующих зубчатых секторов, Данные для расчета параметра "время50 сечение" впускного клапана приведены в табл.2.
В результате расчета параметр "времясечение" впускного клапана при одинаковых исходных данных у прототипа составило 2,35 мм в 1 с, а у предлагаемого способа — 4,1 мм в 1 с.
Увеличение параметра "время-сечение" значительно улучшает заполнение цилиндра свежим зарядом и удаление отработавшихся газов, что приводит к повышению
От коленчатого вала 1 вращение через шестерни 2 и 3 передается на ведущий вал дифференциального редуктора 4с шестернями 8, 10, 12, 14 и 16, а от них через
5 контактирующие зубчатые секторы 17, 18, 19, 20 и 21 на ведомый вал дифференциального редуктора, Ведомый вал имеетжесткую связь с распределительным валом двигателя. Кинематические пары в диффе10 ренциальном редукторе подобраны таким образом (табл.1 и 4), что при равномерном вращении коленчатого вала ДВС, распределительный вал в пределах каждых 90 его поворота в начале открытия клапана
15 имеет максимальную угловую скорость вращения (точка 1), при максимальном открытии клапана — вновь возрастает до ма ксимальной (точка 6).
При этом средняя угловая скорость рас20 пределительного вала обеспечивается равной половине угловой скорости коленчатого вала, Определение параметра "время-сечение" клапана у прототипа производится по
25 формуле
1733643 эффективности работы двигателя и полноты сгорания, улучшению экологических показателей работы.
Таблица 1
Кинематические параметры дифференциального редуктора
Па а замедления, ¹
Параметры рабочих элементов
= 150
= 150
=90
=90
18
12
18
12
0 66 0 66 1,5
1,5
Таблица 2
Расчетные параметры "время-сечение" клапана в такте впуска с дифференциальным редуктором
Формула изобретения
1. Способ работы привода распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, включающий равномерное вращение коленчатого вала и передачу крутящего момента на распределительный вал, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью увеличения параметра "время-сечение" клапана, вращение распределительного вала осуществляется с переменной скоростью в пределах каждых 90 его поворота.
Радиус ведущей шестерни, мм
Радиус ведомой шестерни, мм
Угол сдвига на ведущем валу, а
Угол сдвига на ведомом валу, р
Расчетное число зубьев на ведущих дисках, 2
Расчетное число зубьев на ведомых дисках, 2, Передаточные числа контактирующих секта ов, 2, Привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий механическую передачу между коленчатым и распределительным валами, о т л и5 ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения параметра "время-сечение" клапана, механическая передача снабжена дифференциальным многоступенчатым редуктором с цилиндрическими шестернями, имеющими
10 нарезку зубьев в пределах определенных секторов и размещенными на параллельных валах с возможностью поочередного включения ступеней редуктора с заданной последовательностью в пределах каждого
15 оборота коленчатого вала.
1733643
1733643
/7пуХ
270 360 ф Уг л na8apumu рюслреОола
Я0 80
345 0 15,70 49 60 75 Ю 105 /20 /У5 Рр распр.6.
0 .У0 И Ю f20 l50 И7 110 ЯО 270 9> иаленмат
1733643
30
40
50
Составитель В,Макаров
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Л.Патай
Редактор Н.Швыдкая
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1648 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5