Способ регулирования четырехтактного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: способ предназначен для использования при регулировании двигателей внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами. Сущность изобретения: регулирование ДВС осуществляют путем отключения подачи топлива и прекращения газообмена с одновременным изменением момента инерции маховой массы двигателя. Новым в способе является изменение момента инерции маховой массы двигателя в сторону ее увеличения путем присоединения к коленчатому валу двигателя дополнительной маховой массы. 2 с. и 1 з п.ф-лы, 2 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК юм F 02 Р 17/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4655774/06 (22) 27.02,89 (46) 15,05.92. Бюл. ¹ 18 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им, В.В.Куйбышева (72) В,Ф.Амельченко, А,А.Славский и В.П.Денисов (53) 621.43-541. 2(088. 8) (56) Заявка Ф Р Г ¹ 3005343, кл. F 02 D 17/02,опублик. 1981. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к автоматическому регулированию двигателей внутреннего сгорания автотракторного типа.
Известен способ регулирования двигателя внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами, при котором отключение части цилиндров осуществляется путем отключения в них подачи топлива. прекращения массообмена и изменений момента инерции маховых масс двигателя, выполняемых одновременно с отсоединением индивидуального коленчатого вала, принадлежащего отключаемой части цилиндров.
Недостатком известного способа является нарушение равномерности хода при переходе на работу с частью отключенных цилиндров, что снижает надежность двигателя.
Целью изобретения является повышение надежности четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами. Ж 1733б59 А1 (57) Использование: способ предназначен для использования при регулировании двигателей внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами. Сущность изобретения: регулирование Д В С осуществля ют путем отключения подачи топлива и прекращения газообмена с одновременным изменением момента инерции маховой массы двигателя, Новым в способе является изменение момента инерции маховой массы двигателя в сторону ее увеличения путем присоединения к коленчатому валу двигателя дополнительной маховой массы. 2 с, и 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Поставленная цель достигается тем, что при реализации способа регулирования четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами, отключение части цилиндров осуществляют путем отключения подачи в них топлива и прекращения газообмена с одновременным изменением момента инерции маховой массы, при этом изменение момента инерции маховой массы вроизводят в сторону ее увеличения путем присоединения к коленчатому валу двигателя дополнительной маховой массы.
Способ реализуется посредством устройства для регулирования четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами, содержащего механизм отключения цилиндров с гидроуправляемой фрикционной муфтой, выполненной в виде упорных элементов, нажимного и фрикционного с гасителем крутильных колебаний дисков. размещенных на конце коленчатого вала двигателя, который жестко
1733659 связан с основным маховиком, при этом устройство снабжено дополнительным маховиком, выполненным в виде диска с шлицами на его внешней цилиндрической поверхности, а фрикционный диск размещен между дополнительным маховиком и нажимным диском, который снабжен выполненным заодно с ним цилиндрическим венцом с шлицами на его внутренней поверхности, охватывающим дополнительный маховик и образующим с последним подвижное в осевом направлении шлицевое соединение, при этом упорные элементы выполнены в виде обращенных друг к другу подпружиненных тарелок, охватывающих нажимной и фрикционный диски и установлены посредством радиально-упорных подшипников на двух втулках, каждая из . которых жестко связана соответственно с ,дополнительным маховиком и нажимным .диском.
Кроме того, между упорными элементами по их периферии размещены управляемые гидроцилйндры и упорные элементы поджаты друг к другу посредством пружин сжатия.
На фиг.1 изображен двигатель внутреннего сгорания с системой регулирования, реализующей предлагаемый способ; на фиг.2 — устройство для реализации предлагаемого способа регулирования, Двигатель содержит блок-картер 1, коленчатый вал 2, на одном конце которого жестко закреплен основной маховик 3, а на другом — размещено устройство для осуществления способа, которое включает дополнительный маховик 4, выполненный в виде диска с шлицами на его внешней цилиндрической поверхности, нажимной диск 5, снабженный выполненным заоднос ним цилиндрическим венцом с шлицами на его внутренней поверхности, охватывающим дополнительный маховик 4 и образующим с последним подвижное в осевом направлении шлицевое соединение, размещенный между дополнительным маховиком 4 и нажимным диском 5, снабженным гасителем крутильных колебаний 6 фрикционный диск
7, установленный на шлицевом конце коленчатого вала 2, упорные элементы в виде обращенных друг к другу подпружиненных пружинами сжатия 8 тарелок 9, охватывающих дополнительный маховик 4, нажимной
5 и фрикционный 7 диски, установленных посредством радиально-упорных подшипников 10 на двух втулках 11, каждая из которых жестко связана соответственно с дополнительным маховиком 4 и нажимным диском 5.
Управляемые гидроцилиндры 12 размещены между упорными элементами 9 по их периферии, а упорные элементы 9 поджаты друг к другу посредством пружин сжатия 8, 5 Управляемые гидроцилиндры 12 с помощью трубопровода 13 связаны с главным гидроцилиндром 14, приводимым в действие гидроцилиндром 15. соединенным трубопроводом 16 с применением обратного
10 клапана 18 с насосом 19.
Рабочая жидкость — масло 20 — находится в картере ДВС. Электромагнитные клапаны 17 с помощью электрических связей 21 приводятся в действие управляющим меха15 низмом 22, который одновременно связан с системой отключений подачи топлива (не показана), В качестве электромагнитного клапана 17 может быть использован управляющий механизм, Рабочей жидкостью для
20 гидроцилиндра 15 является масло, содержащееся в картере двигателя 20. Рабочей жидкостью гидроцилиндров 12.14 может служить тормозная жидкость.
Устройство работает следующим обра25 зом, При работе всех цилиндров двигателя с помощью управляющего механизма 22 с использованием электромагнитных клапанов
17 соединяют гидроцилиндр 15 через тру30 бопровод 16 с насосом 19. В результате чего под давлением рабочей жидкости, создаваемым насосом 19, поршень гидроцилиндра
15 перемещает поршень гидроцилиндра 14, который в свою очередь создает давление в.
35 трубопроводе 13 и гидроцилиндрах 12 и посредством поршней этих гидроцилиндров, сжимая пружины 8, отводит упорные элементы 9 и вместе с ними нажимной диск 5 и дополнительный маховик 4 от фрикционно40 го диска 7, чем обеспечивает кинематическое отсоединение дополнительного маховика 4 от коленчатого вала 2 двигателя, т.е. уменьшает его маховую массу, При работе двигателя на малых нагруз45 ках и холостом ходу с помощью управляющего механизма 22 прекращают подачу топлива в часть цилиндров двигателя и с целью повышения надежности одновременно с отключением подачи топлива — в часть
50 цилиндров этим же управляющим механизмом 22, посредством электромагнитных клапанов 17 соединяют канал 16 гидроцилиндра 5 с рабочей жидкостью 20, хранящейся в картере двигателя, отключив его от
55 насоса 19. В результате под давлением пружин 8 жидкость из гидроцилиндра 12 возвращается по трубопроводу 13, перемещая при этом поршни гидроцилиндров 14 и 15, вытесняя рабочую жидкость из гидроцилиндра 15 в заполненный маслом 20 картер
1733659 двигателя. Одновременно под воздействием пружин 8 упорные элементы 9 и дополнительный маховик 4 плотно прижимаются к фрикционному диску 7, благодаря чему осуществляется кинематическое присоединение дополнительного маховика 4 к коленчатому валу 2 двигателя, чем и восстанавливается допустимая неравномерность хода двигателя.
Формула изобретения
1. Способ регулирования четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами, при котором отключение части цилиндров осуществляется путем отключения подачи в них топлива и прекращения газообмена с одновременным изменением момента инерции маховой массы, отл ича ющийс я тем, что, с целью повышения надежности двигателя, изменение момента инерции маховой массы производят в сторону ее увеличения путем присоединения к коленчатому валу двигателя дополнительной маховой массы.
2. Устройство для регулирования четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с отключаемыми цилиндрами, содержащее механизм отключения цилиндров с гидроуправляемой . фрикционной муфтой, выполненной в виде упорных элементов, нажимного и фрикционного с гасителем крутильных колебаний дисков, размещенных на конце коленчатого вала двигателя, который жестко связан с основ5 ным маховиком, отл ича ю щееся тем, что оно снабжено дополнительным маховиком. выполненным в виде диска со шлицами на его внешней цилиндрической поверхности. а фрищионный диск размещен между
10 дополнительным маховиком и нажимным диском, который снабжен выполненным заодно с ним цилиндрическим венцом со шлицами на его внутренней поверхности, охватывающим дополнительный маховик и
15 образующим с последним подвижное в осевом направлении шлицевое соединение, при этом упорные элементы выполнены в виде обращенных друг к другу подпружиненных тарелок, охватывающих дополни20 тельный маховик, нажимной и фрикционный диски, и установлены посредством радиально-упорных подшипников на двух втулках, каждая из которых жестко связана соответственно с дополнительным
25 маховиком и нажимным диском.
3. Устройство по п.2, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что между упорными элементами по их периферии размещены управляемые гидроцилиндры, и.упорные элементы поджаты
30 друг к другу посредством пружин сжатия.
1733659
Составитель В.Денисов
Редактор М.Васильева Техред М.Моргентал Корректор O,Êðàeöîâà
Заказ 1649 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям nðè ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., 4/5
Производственно-издательекий комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101