Самостопорящаяся резьбовая деталь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , а именно к стопорению резьбовых деталей. Цель изобретения - повышение надежности . Упругая вставка 5 размещена в диаметральном пазу стержня 2. Ширина паза выбирается в зависимости от внутреннего диаметра резьбы. Это обеспечивает повышение прочности стержня в зоне паза. 4 ил., 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 В 39/34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
, l
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4741780/27 (22) 27.09.89 (46) 15.05.92. Бюл. ¹ 18 (71) Харьковский комплекс "Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт" (72) Н.Ф. Четвериков (53) 621,882 (088,8) (56) Патент США ¹ 2601651,кл. F 16 В 39/34,.
1952.
„„. ЖÄÄ 1733740 А1 (54) САМОСТОПОРЯЩАЯСЯ РЕЗЬБОВАЯ
ДЕТАЛ Ь (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к стопорению резьбовых деталей.
Цель изобретения — повышение надежности. Упругая вставка 5 размещена в диаметральном пазу стержня 2. Ширина паза выбирается в зависимости от внутреннего диаметра резьбы. Это обеспечивает повышение прочности стержня в зоне паза. 4 ил„
1 табл.
1733740
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для соединения устройств, подверженных воздействию повышенных статических и динамических нагрузок, Известна самостопорящаяся резьбовая деталь, имеющая сквозной продольный паз, в котором размещена упругая вставка 1, Недостатком известной самостопорящейся резьбовой детали является снижение ее надежности путем уменьшения площади поперечного сечения стержня в зоне шири.ны паза, а следовательно, и уменьшения его прочности в целом.
Цель изобретения — повышение надежности путем повышения прочности стержня в зоне паза.
Указанная цель достигается тем, что самостопорящаяся резьбовая деталь со стороны резьбы, начиная от торца стержня, имеет диаметрально-сквозной паз, ширина которого выбирается из соотношения:
b„= 0,1, „., 0,2, где b„— внутренний диаметр резьбы, На фиг, 1 изображен самостопорящийся резьбовой элемент с пазом, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3— соединение самостопорящего резьбового элемента с корпусной деталью; на фиг, 4— узел на фиг.3, поясняющий силовое взаимодействие витков резьбы самостопорящегося резьбового элемента, Самостопорящаяся резьбовая деталь, например болт, содержит головку 1 и резьбовой стержень 2. Со стороны резьбовой части, начиная от торца 3, имеется диаметрально-сквозной паз 4, Ширина паза 4 равна Ьн = (0,1 — 0,2)он, где dip — внутренний диаметр резьбы, В пазе 4 размещена упругая вставка 5, длина которой равна наружному диаметру резьбы, а ширина сопряжена с размером паза 4 bn.
Самостопорящаяся резьбовая деталь работает следующим образом.
При завинчивании резьбового стержня
2 (болта) в корпус 6 на упругой вставке 5 формируется резьбовая часть. В дальнейшем при затяжке резьбового элемента в корпусе 6 его резьбовые концы деформируют под нагрузкой в зоне паза 4, отчего упругая вставка 5 уменьшается по ширине и увеличивается по длине, воздействуя при этом на стенки профиля резьбы корпусной детали 6. Это обеспечивает, с одной стороны, самостопорение резьбового элемента, так как ширина упругой вставки 5, равная диаметру резьбы, уплотняет ее, увеличивая коэффициент трения, с другой, повышает надежность путем повышения прочности стержня 2 в зоне паза 4, так как ширина его ограничивается оптимальным размером из соотношения Ьг = (0,1 — 0,2)dip для всех диаметров резьб, относящихся к машиностроению в пределах М8 — М48, Так, например, в таблице для резьбовой детали
М10 — 1,5 полученные данные подтверждают достижение цели только при оптимальной величине ширины паза 4, выбранного в пределах соотношения Ьп = (0,1 — 0,2)des.
55
Из таблицы видно, что с увеличением ширины паза Ьп уменьшается площадь сече20 ния Fs, что вызывает увеличение напряжений растяжения о> при действии нагрузки.
Увеличение напряжений растяжения сто в примерах 1, 2, 3 и 4 соответствует условию прочности, так как с7р (р), а в примере 5 нарушается условие прочности, так как
op > (ор), что снижает надежность резьбового элемента. С другой стороны с уменьшением ширины паза Ь увеличивается коэффициент концентрации напряжений в зоне скругления углов паза, Увеличение коэффициента концентраций напряжений в примере 1 до бесконечно большой величины недопустимо, так как резко снижается прочность сечения резьбового элемента, а следовательно, и снижается его надежность в целом, Величина же коэффициента напряжения в примерах 2 — 5 удовлетворяет условию прочности стержня, Использование предлагаемой резьбы
40 детали позволит повысить надежность резьбовых элементов в разъемных соединениях и сократить трудозатраты на текущий и капитальный ремонты, Формула изобретения
45 Самостопорящаяся резьбовая деталь, содержащая головку и резьбовой стержень с диаметральным пазом на торце, в котором размещена упругая вставка, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения
50 надежности путем повышения прочности стержня в зоне паза, ширина паза Ь =
= (0,1 — 0,2) бвн, где бвн — внутренний диаметр резьбы, 1733740 с UT
p(>)= ——
16 ьа
p =r -у Р . (1р = м ма Г сс кxr/ñì
432 б зк мм
nPH- dP, мер мм макс
КГ и
84 d ьл кг/смз
0,05х8,3G=0,4 18
8,4 536,0
250 58,43 420,66.
1 10
Недопус. тимо
3,0
0,052
452,25
489,50
533,16
583>98
55,25
51,07
46,89
42,81
0,lx7,36 0,83G
8,4
8,4
8,4
8,4
536,0
536,0
536,0
536,0
0,111
0,176
0,25
0,33
250
О, 15х8> 36=1, 254
0,2x8,36=1,672
0,25х8,36 2,09 .
2 2
250
3 10
4 10 5 10
1,7
2г50
1,3
250
П р и м е ч а н и е: dp - диаметр резьбы;
Ьп (0,1-0,2)<>за — ширина паза;
de„ - внутренний диаметр резьбы;
P - максимальная нагрузка на резьбовый элемент, маке площадь стержня резьбового элемента в зоне паза; площадь стержня резьбового элемента; площадь паза; напряжение растяжения, действующее в стержне резьбового элемента с пазом; расчетный коэффициент запаса прочности; коэ<Иициент концентрации напряжений; напряжение текучести для материала резьбового элемента; допускаемое напряжение:
Ьа
- отношение, учитывающее конструкцию напряжений в . зоне паза с радиусом скругления углов;
Ое(/" т (() )1 с(е
35.40. 45 т радиус скруглення углов, образованных поверхностями пааа; ! ° шири.>а имноя части резьо»в»яш а1>вм»нта, р4вдмле>мн»гв пвавм.
Составитель Н. Четвериков
Редактор А. Долинич Техред М.Моргента.; Корректор И. Муска
Заказ 1653 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по и;.оСр,;тениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, ;;;г окая наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101