Винтовой механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к механизмам, преобразующим вращательное движение в поступательное . Цель изобретения - расширение кинематических возможностей путем обеспечения одновременно нескольких скоростей . С этой целью в корпусе 2 установлен вал 3 со шпоночным пазом 4, ось которого параллельна оси винта 1. На валу 3 установлены ведущие зубчатые колеса 8-10, при вращении которых ведомые зубчатые колеса 11-13 одновременно перемещаются вдоль оси винта 1. Передаточные отношения между соответствующими зубчатыми колесами различны, поэтому колеса 11-13 перемещаются вдоль оси винта 1 с различной скоростью. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s F 16 Н 25/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 4
Ы (л) 4 (Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4719555/28 (22) 14,07,89 (46) 15,05,92.Бюл.М 18 (71) Пермский научно-исследовательский технологический институт (72) B.À.Màëûõ, В,М,Шитов, Ю.А,Ипполитов, С,В.Родионов и Б,Я,Сидоренков (53) 621,231-223(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР М
264081, кл. F 16 Н 25/20, 1970.
Авторское свидетельство СССР hL 152373, кл.
F 16 Н 25 /20, 1987. (54) ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам, преобразующим вращательное движение в поступательное. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем обеспечения одновременно нескольких скоростей. С этой целью в корпусе 2 установлен вал 3 со шпоночным пазом 4, ось которого параллельна оси винта 1. На валу 3 установлены ведущие зубчатые колеса 8-10, при вращении которых ведомые зубчатые колеса 11-13 одновременно перемещаются вдоль оси винта 1. Передаточные отношения между соответствующими зубчатыми колесами различны, поэтому колеса 11-13 перемещаются вдоль оси винта 1 с различной скоростью, 1 ил.
1733775
Изобретение относится к машиностроению, служит для преобразования вращательного движения в поступательное и может быть использовано в различных механизмах приводов.
Известно устройство, состоящее иэ винта и нескольких гаек, которое с целью одновременного поступательного перемещения нескольких гаек с различными осевыми скоростями вдоль всего винта имеет на последнем несколько винтовых нарезок с различным шагом винтовой линии, а каждая из гаек выполнена с соответствующим шагом резьбы.
К недостаткам данного устройства относятся ограниченная нагрузка винтовой пары ввиду того, что из-эа совмещенных винтовых нарезок витки нарезки получаются неполными, и низкие эксплуатационные возможности, которые связаны с тем, что числ0 гаек, установленных на винте, ограничено числом возмо кных в интовых нарезок на винте.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является винтовой механизм, содержащий корпус, размещенный в нем винт, взаимодействующие с винтом основную и по крайней мере одну дополнительную гайки, установленные с возможностью вращения, приводной вал, ось которого параллельно оси винта, зубчатые передачи по числу гаек, ведомые колеса, каждое из которых жестко связано с соответствующей гайкой, а ведущее установлено на приводном валу, при этом передаточные отношения зубчатых передач различны, Недостатком данного винтового механизма является винтовое движение винта, раскладываемое на его вращение в подшипниках и совместное поступательное перемещение с рабочим органом, что сужает кинематические возможности механизма.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем обеспечения одновременно нескольких скоростей линейного перемещения.
Поставленная цель достигается тем, что винтовой механизм, содержащий корпус, размещенный в.нем винт, взаимодействующие с винтом основную и по крайней мере одну дополнительную гайки, установленные с возможностью вращения, приводной вал, ось которого параллельна оси винта, зубчатые передачи по числу гаек, ведомые колеса, каждое из которых жестко связано с соответствующей гайкой, а ведущее установлено на приводном валу, при этом передаточные отношения зубчатых передач различны, снабжен каретками по числу гаек, 5
15 ми колесами 8-10, Данные зубчатые колеса
55 при этом каждая гайка и соответствующие ей ведущее и ведомое зубчатые колеса установлены в соответствующей каретке с возможностью совместных с ней поступательных перемещений, На чертеже показан предлагаемый винтовой механизм, разрез.
Винтовой механизм состоит из винта 1, неподвижно закрепленного в корпусе 2, в котором также установлен вал 3, с возможностью вращения. На валу 3 выполнен шпоночный паз 4, по которому могут перемещаться вдоль продольной оси вала 3 шпонки 5-7 с насаженными на них зубчатызацеплены с зубчатыми венцами колес 1113, насаженных на гайки 14-16, которые размещены на винте 1, Зубчатые колеса 8-10 и зубчатые колеса 11-13 выполнены разных диаметров и ограничены от взаимного осевого перемещения щеками 17-19, которые жестко закреплены на каретках 20-22, Винтовой механизм работает следующим образом, При вращении вала 3 начинают вращаться зубчатые колеса 8-10. Поскольку диаметры зубчатых колес разные, то находящиеся с ними в зацеплении зубчатые колеса 11-13 вращаются с разной угловой скоростью. Но так как упомянутые зубчатые венцы колес насажены на гайки 14-16, расположенные на винте 1, то зубчатые венцы колес 11-13 перемещаются вдоль оси винта
1 с различной скоростью (ввиду различных угловых скоростей вращения гаек), а каретки 20-22 не позволяют выходить из зацепления зубчатым колесам 11-13 с зубчатыми колесами 8-10, вызывая перемещение последних на соответствующих шпон ках 5-7 по шпоночному пазу 4 в едином блоке.
Таким образом, предлагаемый винтовой механизм позволяет получить набор поступательных перемещений с различной скоростью и повысить нагрузочную способность винта за счет того, что резьба выполнена полной, Введение ходового вала, расположенного параллельно винту с насаженными на нем зубчатыми колесами различного диаметра позволяет иметь в механизме произвольное количество кареток с различными скоростями перемещения. Выполнение на винте полной резьбы повышает надежность работы винтового механизма и позволяет установить одновременно любое количество гаек, что расширяет кинематические возможности винтового механизма, Формула изобретения
Винтовой механизм, содержащий корпус, размещенный в нем винт, взаимодейст1733775
Составитель B,А,Малых
Техред М,Моргентал Корректор Л. Бескид
Редактор А.Лежнина
Заказ 1655 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 вующие с винтом по крайней мере две гайки, установленные с возможностью вращения, приводной вал, ось которого . параллельна оси винта, и зубчатые передачи по числу гаек, ведомое колесо каждой из которых жестко связано с соответствующей гайкой, а ведущее установлено на приводном валу, при этом передаточные отношения зубчатых передач различны, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем обеспечения одновременно нескольких скоростей, винт установлен неподвижно, ведущие зубчатые колеса установлены с возможно5 стью поступательного перемещения относительно приводного вала, механизм снабжен каретками по числу гаек, при этом каждая гайка и соответствующие ей ведущее и ведомое зубчатые колеса установлены в соответ10 ствующей каретке с возможностью совместных с ней поступательных перемещений,