Модель зубчатого колеса

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: обучение техническим дисциплинам, в частности для обеспечения наглядности в процессе обучения машиностроительным специальностям при изучении принципа замены косозубого зацепления на эквивалентное прямозубое зацепление. Сущность изобретения: модель выполнена разъемной по нормам к боковой поверхности одного из зубьев в средней его части. Для соединения частей имеются штифты. Венец колеса имеет ширину, определяемую зависимостью диаметра начальной окружности и угла наклона зубьев. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s G 09 В 23/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4873347/12 (22) 16,07.80 (46) 15.05.92. Бюл. N. 18 (71) Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения (72) Ю.Я.Охримович, С.B.Àïàðàêèí и

E.Þ.Àïàðàêèíà (53) 371.66 (088.8) (56) Юденич В.В„Бушцев А.B. и Бабий В.И.

Технические средства обучения и типовое учебно-лабораторное оборудование. — М., 1974, с. 134, Изобретение относится к преподаванию технических дисциплин, в частности к обеспечению принципа наглядности в процессе обучения учащихся (студентов) машиностроительным специальностям, и может быть использовано при преподавании курса деталей машин.

Известны модели зубчатых колес машин и механизмов, широко используемых для обеспечения принципа наглядности в процессе обучения учащихся (студентов) машиностроительным специальностям. Модели могут быть специально спроектированы и изготовлены для нужд учебного процесса.

Наиболее близкой к предлагаемой является реальная модель цилиндрического колеса внешнего зацепления, состоящая из жестко соединенных ступицы и косозубого венца. (54) МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА (57) Использование: обучение техническим дисциплинам, в частности для обеспечения наглядности в процессе обучения машиностроительным специальностям при изучении принципа замены косозубого зацепления на эквивалентное прямозубое зацепление. Сущность изобретения: модель выполнена разъемной по нормам к боковой поверхности одного из зубьев в средней его части. Для соединения частей имеются штифты, Венец колеса имеет ширину, определяемую зависимостью диаметра начальной окружности и угла наклона зубьев. 2 з,п. ф-лы, 2 ил.

Недостатком данных моделей цилиндрических косозубых колес является наличие только внешних отличительных особенностей косозубого зацепления и, следовательно, низкий уровень наглядности при характеристике особенностей зацепления в случае пояснения принципа замены косозубого зацепления на эквивалентное прямозубое зацепление.

Целью изобретения является расширение диапазона решаемых задач путем демонстрации эквивалентности косозубого и прямозубого зацеплений.

Поставленная цель достигается тем, что образец цилиндрического косозубого колеса, содержащий венец с косыми зубьями (диаметр делительной окружности d, угол наклона зубьев Р, ширина венца В), состоит из двух частей, причем разъем осуществлен

1734117

55 по нормальной секущей плоскости к боковой поверхности одного из зубьев, а ширина образца выбирается из условия В > dtg P, При этом разъемные части образца при сборке фиксируются как минимум двумя 5 штифтами.

На фиг. 1 изображен образец цилиндрического косозубого колеса; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Образец содержит левую 1 и правую 2 10 части и соединительные штифты 3.

Процесс преподавания при помощи модели зубчатого колеса осуществляется следующим образом.

Преподаватель показывает учащимся (студентам) модель цилиндрического косо- 15 зубого колеса в сборе.

Затем он говорит о том, что косозубое зацепление можно заменить на эквивалентное прямозубое зацепление, изученное ранее и более простое, если через середину боковой поверхности одного из зубьев про- 20 вести нормальную секущую плоскость. В этот момент преподаватель производит разъем модели на две части. При этом наглядно демонстрируется то, что в сечении получается эллипс, с помощью которого ве- 25 дутся пояснения о дальнейших действиях при замене на эквивалентные колеса и определении сил, действующих в зацеплении.

Использование предлагаемой модели позволяет повысить эффективность наглядного воздействия на учащихся (студентов), активизировать и повысить качество учебного процесса.

Формула изобретения

1. Модель зубчатого колеса, состоящая из жестко соединенных ступицы и косозубого венца, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона решаемых задач путем демонстрации эквивалентности косозубого и прямозубого зацеплений, модель выполнена из двух частей, каждая иэ которых образована разрезом модели нормальной секущей плоскостью, проходящей через середину боковой поверхности одного из зубьев.

2. Модель по п. 1, отличающаяся тем, что она имеет штифты для соединения ее частей.

3. Модель по и. 1, отличающаяся тем, что венец колеса имеет ширину, определяемую из соотношения B dtg Р, где  — ширина венца; d — диаметр делительной окружности; Р- угол наклона зубьев.

1734117

30

45

Составитель Ю.Охримович

Техред М.Моргентал Корректор О,Кундрик

Редактор Е.Копча

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1672 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5