Способ определения неровностей железнодорожного пути
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области измерения геометрических параметров железнодорожного пути и может быть использовано для измерения неровностей рельсов в продольном профиле, плане и по уровню. Цель изобретения - повышение достоверности результатов путем измерения неровностей относительно средней линии большой протяженности . Измерительную базу выбранной длины разбивают на определенное количество участков до точки, в которой измеряют неровность, и равное им количество участков после этой точки, замеряют углы наклона участков до указанной точки и поеле нее относительно условного или реального горизонта, затем в масштабе определяют ординату точки, в которой замеряют неровность, и ординату проекции этой точки на среднюю линию, предварительно построив среднюю линию, соединяющую крайние точки базы, определяют неровность , сравнивая ординату указанной точки с ординатой ее проекции, а величину кривой линии рельса определяют по формуле i т/2р2 I- Г a(n+I-т/2-1 ) 2R X I т Х
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СО ЦИАЛ И СТИЧ Е С К ИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ С ВИДЕТЕЛ ЬСТВУ
ВСггОС(, A t(AR
ПАТЕНтц, 1-ПХ": ЧЕС(4я (21) 4746303/11 (22) 27.06.89 (46) 23,05,92, Бюл. ¹ 19 (71) Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад.
В,Н.Образцова (72) B.B.Äëîóãèé, А.E.Àëåêñååâ, А,В,Мочалов и А.П.Попов (53) 625.144.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N431278,,кл,,Е 01 В 35/06, 1970, (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРОВНОСТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (57) Изобретение относится к области измерения геометрических параметров железнодорожного пути и может быть использовано для измерения неровностей рельсов в продольном профиле, плане и по уровню. Цель изобретения — повышение достоверности результатов путем измерения неровностей относительно средней линии большой протяженности, Измерительную базу выбранной длины разбивают на определенное количество участков до точки, в которой измеряют неровность, и равное им количество участков после этой точки, замеряют углы наклона участков до указанной точки и поИзобретение относится к области измерения геометрических параметров железнодорожного пути и может быть использовано для измерения неровностей рельсов в продольном профиле, плане и по уровню (в продольной, поперечной и горизонтальной плоскостях), Целью изобретения является повышение достоверности результатов путем измерения неровностей относительно средней линии большой протяженности, „„ Ы„„1735476 А1 сле нее относительно условного или реального горизонта, затем в масштабе определяют ординату точки, в которой замеряют неровность, и ординату проекции этой точки на среднюю линию, предварительно построив среднюю линию, соединяющую крайние точки базы, определяют неровность, сравнивая ординату указанной точки с ординатой ее проекции, а величину кривой линии рельса определяют по формуле
i =m/2
Р2
Н,„=f g а(п+ -m/2 — 1)- 2R х
1 =m х «» (2 m+1 — 21) a(rt+im/2 — 1), 1 где : — длина участка, на котором измеряют угол наклона пути, например, к горизонту; а- угол наклона на участке до соответствующей точки, в которой измеряют неровность, к условному или реальному горизонту; R — база измерений; m — количество участков измерений, входящих в базу измерений R; п — порядковый номер точки, в которой измеряют неровность; i — порядковый номер измерительного участка (пути на базе измерения R (от 1 до m). 5 ил„1 табл, На фиг. 1 представлен график измерений неровности пути в продольном направлении; на фиг. 2-4 — графики к математическому обоснованию новой математической зависимости; на фиг. 5 — график для расчета неровности к примеру конкретного выполнения.
Под неровностью пути согласно схеме на фиг, 2 понимается отключение рельсовой нити НР„в точке Х> от расчетной прямой линии, которая проведена так(В,-Вк) что площади кривой пинии, лежащие выше и
1735476 ниже указанной прямой линии, равны между собой. Длина расчетной линии однозначно определена длиной базового участка пути R, длина которого неизменена и определена выбором, Величина неровности Н» на абсциссе Хп, соответствующей середине базовой и расчетной прямым линиям, определяется по формуле
Hpn = Yn Ycn, где Yn — ордината точки на линии рельса;
Ycn — ордината середины расчетной прямой линии, На фиг. 3 указаны обозначения для определения текущего значения ординаты Yi через текущие значения угла наклона кривой и линии рельса в точке с координатой X по формуле л
YI = YO+ f XIdX, (1)
Хо где Y — начальная ордината.
Используя формулу (1), величину неровности пути Н» определим зависимостью
Н рп = Yn Уcn (2) при этом величина У, определяется по формуле
Х, й)+ f x
2 R
Х (n — — ) г х di(Xi) dX, (3) гДе Y (и 1 — оРДината нити пУти, соот2) ветствующая абсциссе в начальной точке базовой линии пройденного пути R, Величина Усп, как ордината средней точки с на на фиг. 4, определяется из того условия, что расчетная измерительная линия В,-В» должна разделить кривую линию рельса Yi = f(Xi) таким образом, чтобы сумма площадей, ограниченных кривой и лежащей выше расчетной линии (со знаком "+" на фиг, 4) была бы равна сумме площадей, лежащих ниже расчетной линии (co знаком
"-"), т,е, выполнялось условие
Х (n + — )
f (Yj(Xj) — Yj P(Õ)) dX = 0, (4)
Х(п — — )
R где Yi Р— текущая ордината прямой Ân-Вк.
Кроме условия (4) необходимо. чтобы площадь трапеции Вд — В к — X (и )—
2 — Х (и была бы равна площади фигуры, 2) образованной линией Y (n ) с осью аб2 сцисс (базовым отрезком пути R), линией
Y (и» 1 и кривой Yi=f(Xi), Этоаналогич2) но тому, что выполняется условие
Х (n + — )
Yi(Xi)dX = YcnR, (5)
Х(п — — )
R г
Система уравнений (4) и (5) полностью определяет положение измерительной прямой линии, проведенной через точки У,„, Bii, Вк.
Из выражения (5) определяем числен10 ное значение
X(n+ — )
Yi(Xi) dX. (6)
X(n — — )
2
В выражение (6) вместо Yj(Xj) подставляется его значение Yi из (3), тогда получаем
Х (n + — )
Vcn R f (У („)+
R 2
Х(п — — ) г
Х(+-, )
+ f а; (Х;) dX) dX, (7)
Х (и — — )
Ycn =
25 г
Х(п+ — )
Ycn = Y (и-Й) + — ) x и-2 В R
Х(п — — )
40
X(n+ — ") х f (di(Xi)) dX dX, Х(п — — )
2
Подставляя в формулу (2) значение Уп и в формулу (3) значение Усп из (1), окончательно получаем величину неровности Нр линии рельса
Ап 1
Н» = . (di(Xj)) 1".1Х вЂ” — x
Х(п — — )
Х(п+ — ) х ) 1 pQj (Xj)) dX бХ. (8)
Х(п — — )
R г
Более удобно использовать измеритель угла не в аналоговой форме, а в дискретной, так как последующая обработка данных предполагается осуществляться ЭВМ. В этом случае полученная математическая зависимость в дискретной форме примет вид
I =—
Н» = (; a(o +1 — -1) „Х
55 х,>, (2m+ 1 — 21) а(п + i — — — 1), (9)
1
В окончательную формулу (9) начальные ординаты измерительного участка не входят, т,е. от указанных ординат величина не1735476 ровности не зависит, Для определения величины неровности рельсовой нити в заданной точке Хп необходимо лишь знать функцию а- — f(X ) на длине пройденного базового участка R.
Пример. Способ определения неровностей железнодорожного пути опробован в лабораторных условиях. Для реализации способа используют макет измерительной тележки с базой измерительного участка I =
=2 м. В процессе измерения неровности пути выбрана база измерения R = 16 м, т.е, m =R/I 8, Измерения производят на общей длине пути 20 м, с условными точками пути от i =
=24 до i = 45.
На макете измерительной тележки устанавливают один лазерный гироскоп, подключенный к реверсивному счетчику, выход которого подключен к самописцу. К самописцу подключают датчик пройденного пути. Вычисления производят с помощью
ЭВМ, которая находится вне макета измерительной тележки.
Для участка пути 20 м вычислены неровности на основе геодезических замеров ординат пути. По полученным значениям построен график Hp„= 1(п)(фиг, 5). Согласно предлагаемому способу производится за мер глубины местных неровностей на измерительной базе определенной длины.
Фиксируется равное число участков до точки, в которой измеряется неровность, и равное число участков после нее, т,е. m =
=-I/R, где R = 16 м, I = 2 м, т,е. m = 8; m/2 = 4.
Фиксирование участков производится по числу оборотов колесной пары макета измерительной тележки. Углы наклона участков а2э...а46, определяются с помощью лазерного гироскопа, установленного на макете измерительной тележки, Для ординат от Узз до У42 с помощью Э ВМ на основе новой математической зависимости определяются неровности пути.
В таблице приведены искомые значения, полученные в результате эксперимента.
Сопоставление указанных величин в таблице и на графике (фиг,5) Фоказывает их полное соответствие.
Формула изобретения
Способ определения неровностей железнодорожного пути, включающий в себя
5 измерение местных неровностей на измерительной базе определенной длины и фиксирование результатов измерения в масштабе, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результа10 тов путем измерения неровностей относительно средней линии большой протяженности, измерительную базу выбранной длины разбивают на определенное количество участков до точки, в которой из15 меряют неровность, и равное им количество участков после этой точки, замеряют углы наклона участков до указанной точки и после нее относительно условного или реального горизонта, затем в масштабе
20 определяют ординату точки, в которой замеряют неровность,и ординату проекции этой точки на среднюю линию, предварительно построив среднюю линию, соединяющую крайние точки базы, определяют неров25 ность, сравнивая ординату указанной точки с ординатой ее проекции, а величину неровности кривой линии рельса определяют по формуле
30 2
Hpn t . а(п +! — m/2 — 1) — — х
1 ! =m х, >, (2 m + 1 — 2 i ) a(n + i m/2 — 1 ), 1
35 где f — длина участка, на котором измеряют угол наклона пуги, например, к горизонту; а — угол наклона на участке до соответ40 ствующей точки, в которой измеряют неровность, к условному или реальному горизонту;
R — база измерений;
m — количество участков измерений, 45 входящих в базу измерений R; п — порядковый номер точки, в которой измеряют неровность;
i — порядковый номер измерительного участка i пути на базе измерения R (от 1 до
50 п1) 1735476
Номер участка У>
НеровНОСТЬ Hpn
Угол
У1 — Уг
Разность
У1 У2
Орди ната, мм! „ а(n+ I — — — 1)—
1
2 г (2m+ 1 — 2i) х
2R х a(n+ i — -2- — 1)
1=4
i =8
Г
1.
У,,(l
У у. бр. 7 ... - с
/ с
29
31
32
33
34
36
37
38
39
41
42
43
44
73,5
69,5
78
83
86
93
92
108
101
96
88
72
83
85,5
86 — 4
8,8
3
7 — 1
8 — 7 — 5 — 8 — 16
13
0 — 2 — 2,5
0,5 — 11
0,2
0,425
0,28
0,15
0,35 — 0,05
0,4
0,4 — 0,35 — 0,25 — 0,4
-0,8
0,65
0 — 0,1
0,125
0,025 — 0,55
16,5
2,5
10,5
12,5
23,5
14
17
22
4 — 12 — 36 — 13 — 11 — 5
13,5
15,87
9,31
11,44
8,12
13,03
21,15
15,75
12,19
8,62
0,25
0,31
--9,19 — 19.66 — 15 — 12,25
--6,31
8,56 — 5,25 — 0,53
2,34 — 1,75
4,8
13,4
7,75
3,69 — 2,81 — 16,34
173547б
) (f: .- Р (/- J х
Фиг. 5 х(лil/ ) 10
1735476 + !
=Г
1 л
/ /
Составитель Л, Петрухин
Редактор С. Пекарь Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко
Заказ 1798 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101