Судоходный шлюз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: относится к судопропускным гидротехническим сооружениям, в частности к шлюзам, и может быть использовано на внутренних водных путях. Сущп ность изобретения: шлюз содержит камеру 1, ворота 4 и 5, верхнюю 2 и нижнюю 3 головы и боковые продольные галереи 6, соединенные с участками в торцах камеры 1 и нижним бьефом 9. Боковые продольные галереи 6 в местах присоединения оборудованы задвижками 10-12 и сороудерживающими решетками 13-15. В среднюю часть галерей 6 вмонтирован управляющий элемент - насос 7, позволяющий аннулировать перепад уровней между торцовыми стенками камеры 1 или нижним бьефом 9 и даже создавать отрицательный перепад за счет принудительного перетока воды по галереям 6 в сторону верхнего и нижнего бьефов. 1 ил. У Ј - Намял/ -3 бьеф XJ СА 2 8 5
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ PECnYljJlMK (я)з Е 02 С 1/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1, (61) 867995 (21) 4827612/11 (22) 28.03.90: (46) 23 05.92. Бюл. ЬЬ 19 (71):Новосибирский инженерно-строительный институт им. В,B. Куйбышева (72} А.А. Атаеин, B.Ï. Сапцин и А.П. Яненко (53} 626;44(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
: М 867995, кл. E 02 8 8/06, 1978. (54) СУДОХОДНЬ!Й ШЛЮЗ (S7) Использование: относится к судопропускным гидротежнйчвским. сооружениям, в частнбсти к шлюзам, и может быть йспользовано на внутренних водных путях. Сущ,; Ж„, 1735485 А2 ность изобретения; шлюз содержит камеру
1, ворота 4 и 5, верхнюю 2 и нижнюю 3. головы и боковые продольные галереи 6, соединенные с участками в торцах камеры 1 и нижним бьефом 9. Боковые продольные галереи 6 в местах присоединения оборудованы задвижками 10-12 и сороудерживающими решетками 13-15. В среднюю часть галерей 6 вмонтирован управляющий элемент --насос 7, позволяющий аннулировать .перепад уровней между, торцовыми стенками камеры 1 или нижним бьефом 9 и даже создавать отрицательный перепад за счет принудительного перетока воды по галере.ям 6 в сторону верхнего и нижнего бьефов.
1 ил.
1735485
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, может быть использовано на внутренних водных путях и является усовершенствованием изобретения по авт. св. М 867995.
Известен судоходный шлюз, содержащий шлюзовую камеру, верхнюю и нижнюю головы с двухстворчатыми воротами, причем камера с помощью боковых продольных галерей дополнительно сообщена с нижним бьефом.
Однако боковые продольные галереи шлюза работают в пассивном режиме, уменьшая волновое сопротивление при входе (выходе) судов за счет перетока жидкости по ним самотеком. В связи с этим для эффективной работы галереи должны иметь значительные поперечные размеры.
Целью .изобретения является повышение эффективности работы шлюза.
Поставленная цель достигается тем, что . шлюз, содержащий камеру, верхнюю и нижнюю голову с двухстворчатыми воротами и .боковые продольные галереи, снабжен насосами и заслонками, установленными в боковых. галереях.
На чертеже схематично изображен судоходный шлюз,.план.
Шлюз включает шлюзовую камеру 1, верхнюю 2 и нижнюю 3 головы, двухстворчатые ворота 4 и 5, боковые продольные галереи 6 и управляющее устройство — на сосы 7 с заслонками.8, расположенными в боковых галереях. Места примыкания продольных галерей с камерой 1 и нижним бьефом 9 оборудованы задвижками 10 — 12 и сороудерживающими решетками 13 — 15.
Судоходный шлюз работает следующим образом.
При вводе судна из нижнего бьефа 9 в камеру 1 после пересечения его носом входного створа камеры открываются задвижки
10 и 12, при этом задвижки 11 закрыты.
Ворота 5 нижней головы 3 открыты, а шлюзовые ворота 4 верхней головы 2 закрыты.
Вытесняемый входящим в камеру судном объем. воды способствует повышению уровня воды в ней, благодаря этому образуется перепад уровней между носовой и кормовой оконечностями судна. B этот момент . диспетчер включает насос 7 (при применении автоматики возможно автоматическое включение его по-показаниям уровнемеров), который начинает откачивать воду из камеры и по галереям 6 принудительно направляет ее в нижний бьеф. При этом заслонки 8 должны быть зафиксированы в положении, позволяющем пропускать воду в этом направлении.
Положительный эффект, получаемый ат
5 регулирования и выравнивания уровня воды перед носовой оконечностью судна и за
era кормой 2, выражается в значительном уменьшении величины тяговых усилий, необходимых для ввода судна в камеру 1, в
10 результате чего могут быть увеличены скорости ввода судна, сокращено время цикла судопрапуска и увеличена грузапропускная способность судопропускного сооружения, После окончания ввода судна задвижки
15 10 боковых, продольных галерей 6 в местах соединения с нижним бьефом 9 и нижние ворота 5 закрываются, а отверстия, обору.дованные сороудерживающими решетками
14 с задвижками 11, открываются. Управля20 емые продольные галереи 6, как универсальйые, конструкции, могут быть использованы для улучшения условий отстоя судов при наполнении (опорожнении) камеры шлюза. При этом насос 7 по коман25 дам системы автоматики может принудительно осуществлять переток воды по галереям 6 в том или.ином направлении для поддержания горизонтального положения . уровня воды в камере 1, т.е. обеспечивает
30 гидравлическую швартовку, В этом случае отпадает необходимость в швартовке традиционными способами, что дополнительно сокращает время шлюзования судов и способствует увеличению пропускной способ35 ности судопропускного сооружения.
При выводе судна из камеры 1 ворота 5 нижней головы 3 и задвижки 10 боковых водопроводных галерей 6, соединяющие галереи с нижним бьефом 9, открываются, при
40 этом задвижки 11 закрываются. Происходит процесс, обратный описанному для случая ввода судна в шлюзовую камеру 1, а именно уровень воды за кормовой оконечностью судна, т,е. со стороны верхней головы в ка45 мере 1, стремится понизиться, но при малейшем появлении перепада уровня воды . между оконечностями судна начинается принудительное поступление воды из нижнего бьефа 9 по продольным галереям 6 с
50 помощью насоса 7 за корму судна.
Формула изобретения
Судоходный шлюз по авт. св. bL 867995, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы, он снаб55 жен насосами и поворотными заслонками, установленными в боковых галереях.