Наглядное учебное пособие по географии я.п.шебалина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: рельефные модели местности . Сущность изобретения: пособие имеет основание и набор плоскостей-горизонталей с отверстиями. Съемная крышка выполнена из прозрачного материала в виде коробки. Внутри крышки закреплены стержни для установки на них плоскостейгоризонталей. Не менее чем на двух открытых концах стенок крышки выполнены углубления, а на основании - ответные выступы . Глубина углублений превышает толщину основания, но меньше высоты плоскости-горизонтали. 8 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з G 09 В 25/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4865728/12 (22) 14,09.90 (46) 23,05,92, Бюл. N 19 (75) Я,П.Шебалин (53) 528.93 (088,8) (56) Еремин Г.Г. Универсальная топографическая горка. — География в школе, 1978, ¹
1, с,55 и 56, (54) НАГЛЯДНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО
ГЕОГРАФИИ Я,П.ШЕБАЛИНА (57) Использование: рельефные модели местности. Сущность изобретения, пособие
Изобретение относится к физике, а именно к средствам обучения, к моделям и макетам, не отнесенным к группе научных, медицинских и математических моделей, к географическим моделям для топографии, например, к рельефной модели местности, может быть изготовлено на предприятиях, производящих оборудование для учебных заведений — общеобразовательных школ и др„и может применяться на уроках геогоайии. географических факультативах, занятиях по обучению вычерчивания горизонталей.
Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее основание, стержень, перпендикулярный основанию, набор плоскостей-горизонталей, отверстие для стержня, выполненное в плоскостях-горизонталях.
Недостаток известного пособия — возможность установки на одной оси горизонтальных плоскостей в произвольной ориентации, что снижает наглядность пособия, т.е. не дает достаточных удобств. Ы„„1735895 А1 имеет основание и набор плоскостей-горизонталей с отверстиями. Съемная крышка выполнена из прозрачного материала в виде коробки. Внутри крышки закреплены стержни для установки на них плоскостейгоризонталей, Не менее чем на двух открытых концах стенок крышки выполнены углубления, а на основании — ответные выступы. Глубина углублений превышает толщину основания, но меньше .высоты плоскости-горизонтали. 8 ил.
Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее два стержня, перпендикулярных основанию и закрепленных на нем, набор плоскостей-горизонталей, отверстия для стержней, выполненные . в плоскостях-горизонталях, В качестве стержней использованы гвозди, выступающие из вершины собранной горки, Недостатком известного пособия является возможность пораниться об острия гвоздей — т,е. неудобство в эксплуатации, Известно наглядное учебное пособие по географии (стеклянная горка Ф.Угарова), включающее набор не менее пяти плоскостей-горизонталей, выполненных из прозрачного материала с контуром соответствующего сечения рельефа. фиксированного относительно сторон плоскостей-горизонталей.
Недостатком известного пособия является его хрупкость и возможность пораниться осколками стекла, т.е. неудобства в эксплуатации, Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее основание, наИ
С: ! ! (л) (Л
0 (Л
1735895
15
55 бор плоскостей-горизонталей с отверстиями, перпендикулярные основанию стержня для установки на них плоскостей — горизонталей и съемную крышку, выполненную из прозрачного материала. На крышке выполнена топографическая карта, а на задней стенке — профиль собранной горки.
Недостатком известного пособия является неудобство в эксплуатации, обусловленное сложностью конструкции.
Цель изобретения — увеличение удобства в эксплуатации.
Эта цель достигается тем, что в наглядном учебном пособии по географии, включающем основание, набор плоскостей-горизонталей с отверстиями, перпендикулярные основанию стержни для установки на них плоскостей — горизонталей и съемную крышку, выполненную из прозрачного материала, дополнительно выполнено следующее: крышка выполнена в виде коробки, не менее чем на двух открытых концах стенок образованы внутренние углубления, а на основании — ответные выступы, причем глубина углублений превышает толщину основания, но меньше высоты плоскости-горизонтали, а стержни закреплены внутри крышки, при этом их длина не превышает высоту крышки, а основание выполнено с отверстиями для стержней.
На фиг,1 показано наглядное учебное пособие по географии Я.П.Шебалина в собранном для транспортировки и хранения виде, общий вид; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — наглядное учебное пособие по географии, вид спереди; на фиг.4 — наглядное учебное пособие, подготовленное к демонстрации; крышка перевернута; основание перевернуто и поставлено сверху крышки; плоскости-горизонтали расположены снаружи пособия, вид спереди; на фиг.5 — вид Б на фиг.4; на фиг.6 — разрез В-В на фиг,5 (на основание наложена самая нижняя плоскость-горизонталь); на фиг.7— то же, на основание положена самая верхняя плоскость-горизонталь; на фиг.8 — рельефная карта, нарисованная учеником, Наглядное учебное пособие по географии Я.П.Шебалина (фиг.1) включает основание 1, набор 2 (обведен пунктиром на фиг.2) плоскостей-горизонталей 3-7 с отверстиями
8, перпендикулярные основанию 1 стержни
9 для установки на них плоскостей-горизонталей 3-7 и съемную крышку 10, выполненную из прозрачного материала.
Крышка 10 выполнена в виде коробки со стенками 11-14, причем на открытых концах стенок (не менее чем на двух) образованы внутренние углубления 15, а на основании 1 — ответные выступы 16, причем глубина углублений 15 (расстояние между точками 17 и 18) превышает толщину основания 1 (pacстояние между точками 19 и 20), но меньше высоты плоскости с горизонтали (расстояние, например, между точками 21 и 22), а стержни 9 закреплены внутри крышки 10, при этом их длина (расстоя ние между точками 23 и 24) не превышает высоты крышки (расстояние между точками 25 и 26), а основание 1 выполнено с отверстиями 27 для стержней 9.
Наглядное учебное пособие по географии (фиг.1) включает основание 1, два стержня 9, перпендикулярные основанию, отверстия 27 в основании 1 для стержней 9, съемную крышку 10, в которую входят левая
11, передняя 12, правая 13 и задняя 14 боковые стенки. Значения внешних габаритных размеров крышки 10 больше значений габаритных размеров основания 1.
Наглядное учебное пособие по географии (фиг.2) включает основание 1, два стержня 9, перпендикулярные основанию 1, набор 2 (обведен пунктиром) плоскостей-горизонталей 3-7, Набор условно составлен из пяти плоскостей-горизонталей: 3 — самой низкой, установленной на основании 1, 4-6 — промежуточных, 7 — самой высокой, в каждой из которых выполнены отверстия 8 для стержней 9 (позициями условно обозначены отверстия только в пластине-горизонтали 7), поверхность 23 для рельефной карты (обведено пунктиром) расположена на внутренней поверхности 25 основания 1, пособие включает также съемную крышку 10 (показаны ее новая стенка 11, задняя стенка 14 и правая стенка 13), выполненную из прозрачного материала, например оргстекла, Основание 1 содержит отверстия 27 для стержней 9, Крышка 10 включает внутренние углубления 15 на открытых концах стенок 11 и 13. Основание 1 имеет ответные выступы 11, выполненные на стенах основания 1, причем эти ступенчатые элементы
15-16 могут быть выполнены не менее чем на двух противоположных сторонах 11 и 13 крышки 10 и основания 1, При этом величина глубины углублений (расстояние между точками 17 и 18 условно показано с одной стороны основания) превышает величину толщины основания (расстояние между точками 19 и 20), но меньше величины высоты плоскости-горизонтали (они все одинаковы по высоте) (расстояния между точками 21 и
22). Приспособление также включает закрепление (обведено пунктиром) стержней 9 (условно показано закрепление только одного стержня), причем значение длины стержней (величина расстояния между точками
1735895
23 и 24) не превышает значения высоты боковых стенок крышки (величины расстояния между точками 25 и 26), при этом набор 2 плоскостей-горизонталей размещен внутри крышки 10, надетой на основание 1. 5
На основание 1 надета прозрачная сьемная крышка 10, через переднюю стенку
12 которой виден набор 2 плоскостей-горизонталей (обведен пунктиром), нанизанных на стержни 9 и установленных в основании 10
1 перпендикулярно ему (фиг.3).
Из наглядного учебного пособия по географии вынут набор 2 плоскостей-горизонталей (обведен пунктиром), отдельные плоскости-горизонтали показаны условно 15 приспособленными к боковой стенке 13 крышки 10, последняя перевернута вверх ногами, основание 1 перевернуто и вставлено в крышку (фиг.4), Одновременное переворачивание крышки 10 с вставленным 20 основанием 1 не дает требуемого результата — основание 1 должно быть перевернуто дополнительно.
Через левую сторону 11 крышки 10 виден стержень 9 (другой стержень скрыт за 25 ним). Основание 1 вставлено в крышку 10.
Набор плоскостей-горизонталей позади крышки 10 условно не показан (фиг.5).
Перевернутое основание 1, установленное вкрышке 10,,позволяет стержням 9,,30 пропущенным через отверстия 27 в основания 1, выступать над внутренней поверхностью 24, На выступающие части стержней 9 наколот лист 26 бумаги, на котором учащийся рисует на рельефной карте контур 35 горизонтали, и надета одна плоскость-горизонталь, например самая нижняя горизонталь 3, причем выступающие части стержней 9 входят в отверстия 8 плоскостигоризонтали 3 (фиг.6). 40
На лист 26 бумаги наложена самая верхняя плоскость-горизонталь 7, обведя контур которой учащийся получит контур другой горизонтали (фиг.7).
На листе 26 бумаги изображена руками 45 учащегося контурная карта, в частности горизонтали, соответствующие самой низкой
3 и самой высокой 7 пластине-горизонтали (фиг,8).
Наглядным учебным пособием пользуются следующим образом.
Сначала показывают учащимся макет рельефа, заключенный в прозрачную крышку 10 и рассеченный горизонталями. Затем снимают крышку 10 и ссыпают с основания
1 набор 2 пластин-горизонталей, Ставят перевернутую крышку 10 на стол, устанавливают на крышке 10 перевернутое основание
1 так, чтобы пропущенные через отверстия
27 концы стержней 9 выступали над внутренней поверхностью основания, не выступая за габарит высоты крышки 10.
На выступы стержней 9 накалывают чистый лист 26 бумаги, соответствующий размерам поверхности. На выступы стержней 9 накладывают отверстиями 8 плоскость-горизонталь — сначала самую низкую 3, затем промежуточные 4-6 и, наконец, самую верхнюю 7, Каждую плоскость-горизонталь обводят карандашом. В итоге на листе 26 бумаги получается рельефная карта, нарисованная рукой учащегося, После этого пособие собирается, и учащийся может сопоставить рельефную карту с макетом рельефа, видимого через прозрачные стенки крышки, Крышка 10 может быть выполнена непрозрачной.
Формула изобретения
Наглядное учебное пособие по географии, включающее основание, набор плоскостей-горизонталей с отверстиями, перпендикулярные основанию стержни для установки на них плоскостей-горизонталей, и съемную крышку, выполненную из прозрачного материала, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства и безопасности в эксплуатации, крышка выполнена в виде коробки, не менее чем на двух открытых концах ее стенок образованы внутренние углубления, а на основании— ответные выступы, причем величина углублений превышает толщину основания, но меньше высоты плоскости-горизонтали, стержни закреплены внутри крышки и имеют длину не больше высоты крышки, при этом основание выполнено с отверстиями для стержней.
1735895
1735895 юг 4
1735895
Составитель И,Митин
Редактор А. Козориз Техред М, Моргентал Корректор О.Кравцова
Заказ 1819 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101