Устройство для перемещения крышки люка транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и улучшение микроклимата салона путем обеспечения возможности размещения крышки люкового проема по высоте и наклону в любом положении. Устройство снабжено упругой обоймой, установленной в винтовой механизм , работающей как сайлент-блок и воспринимающей деформацию на изгиб и кручение одновременно, при этом обеспечивая возможность криволинейного движения крышки люка. Винтовой механизм включает в себя направляющий элемент, жестко связанный с крышей кузова через упругую обойму, и выдвижной элемент, жестко связанный с перемещаемой крышкой люка и взаимодействующий с направляющим элементом.4 ил. Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4768688/11 (22) 11.12.89 (46) 30.05.92. Бюл. N 20 (71) Запорожский автомобильный завод
"Коммунар" (72) М.Г. Быховский и М.Ф, Онищенко (53) 629,113.011.643 (088,8) (56) Заявка Франции
N 2548601,,кл. В 60 J 7/16, 1976, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
КРЫШКИ ЛЮКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и улучшение
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для перемещения крышки люка транспортного средства.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и улучшение микроклимата салона путем обеспечения возможности размещения крышки люкового проема по высоте и наклону в любом положении.
На фиг. 1 показана крышка люкового проема, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1 в плоскости, перпендикулярной оси вращения винтового механизма; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг.
1 по оси вращения винтового механизма; на фиг. 4 — угловое смещение элементов. крышки люка.
Фиксация крышки 1 люка в закрытом и открытом положении производится с по-. мощью двух винтовых механизмов. Механизм состоит из выдвижного элемента 2, который жестко крепится в верхней части к
»!Ж,, 1736760 А1 (я)5 В 60 J 7/16, В 60 Н 1/26 микроклимата салона путем обеспечения воэможности размещения крышки люкового проема по высоте и наклону в любом положении. Устройство снабжено упругой обоймой, установленной в винтовой механизм, работающей как сайлент-блок и воспринимающей деформацию на изгиб и кручение одновременно, при этом обеспечивая возможность криволинейного движения крышки люка. Винтовой механизм включает в себя направляющий элемент, жестко связанный с крышей кузова через упругую обойму, и выдвижной элемент, жестко связанный с перемещаемой крышкой люка и взаимодействующий с направляющим элементом. 4 ил. крышке люка, выполненной из прозрачного тела, через отверстие в ней посредством гайки 3.
Выдвижной элемент 2 входит в резьбовое отверстие направляющего элемента 4, который закреплен на жесткой крышке кузова с помощью кронштейна 5 посредством двух винтов 6, которые проходят через приварную гайку 7 на кронштейне 5 и через резиновую втулку 8, запрессованную в обойму 9 и свободными концами фиксируются в окружной. проточке 10 направляющего элемента 4. Дополнительные винты 11 (см. фиг. 2) закручиваются в обойму 9 и также фиксируются в окружной проточке 10 направляющего элемента 4, обеспечивая при этом более устойчивое вращение механизма, Весь механизм в сборе с кронштейном
5 крепится к водосточному желобку 12 кузова (см. фиг. 1) посредством винта и гайки 13.
1736760
55
Таким образом, обеспечивается вертикальная фиксация и осевое вращение направляющего элемента 4. Для удобства вращения направляющего элемента к нему прикреплена ручка 14, которая в транспортном положении утапливается под действием пружины 15, сидящей на оси 16.
Устройство работает следующим образом.
Крышка люка 1 в зависимости от вращения направляющих элементов 4 (ем. фиг. 1 и 4) может занимать положения под разными углами: — открытое, по ходу движения— сзади — 17 и спереди — 18, при этом угол а— одинаковый для обоих открытий крышки на высоте ; — открытое с двух сторон, но при этом углы открытия разные Р и у — это одно из множества промежуточных положений 19 крышки люка, когда работает одновременно два механизма, — вращение будет производиться как вокруг оси Х, так и вокруг оси Y.
Поворачивая ручку 14 относительно оси вращения Х, крышка 1 люка (или вокруг оси
Y) открывается по мере выхода выдвижного элемента 2 из зацепления с направляющим элементом 4. Предусмотрен огра ничител ь хода в виде винта 20 с шайбой 21.
Кинематика открывания или перемещения крышки люка обеспечивается за счет того, что упругая обойма работает как сайлент-блок, испытывая деформацию на кручение и изгиб, обеспечивая возможность криволинейного движения крышки люка в то время, когда один из винтовых механизмов предложенного устройства выполняет функцию оси вращения для другого, причем ось поворота крышки проходит через ось держателей обоймы, создаваемое при этом избыточное трение способствует удержанию крышки в устойчивом состоянии в различных регулируемых положениях.
Изобретение улучшает комфортные условия для пассажиров за счет улучшения микроклимата в салоне транспортного средства и возможности размещения крышки люкового проема по высоте и наклону в любом положении.
Формула изобретения
Устройство для перемещения крышки люка транспортного средства, содержащее установленные по крайней мере с одной
10 стороны люкового проема кронштейн, закрепленный одной своей стороной к кузову, и винтовой механизм, выполненный в виде соединенного с другой стороны кронштейна направляющего элемента с ручкой и резьбо15 вым отверстием и выдвижного элемента, связанного своим верхним концом с крышкой люка и установленного в резьбовом отверстии направляющего элемента с возможностью взаимодействия с ним, о т20 л и ч а ю щее с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и улучшения микроклимата салона путем обеспечения возможности размещения крышки люкового проема по высоте и накло25 ну в любом положении, оно снабжено вторым кронштейном и вторым винтовым механизмом, установленным с противоположной стороны люкового проема, при этом направляющий элемент каждого из винто30 вых механизмов соединен с кронштейном посредством двух винтов, пропущенных через резиновые втулки и установленных перпендикулярно оси симметрии выдвижного элемента с зазором между их свободными
35 концами и стенками окружной проточки, выполненной с внешней стороны направляющего элемента с возможностью перемещения последнего относительно упомянутых винтов и деформации резино40 вой втулки, причем оси винтов двух винтовых механизмов расположены в параллельных одна другой плоскостях, а верхние концы выдвижных элементов прикреплены к крышке люка жестко.
1736760
Составитель А. Лапинский
Редактор О. Спесивых Техред М,Моргентал Корректор М. Демчик
Заказ 1858 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101