Снегоходное транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспорту, в частности к индивидуальным транспортным средствам, предназначенным для передвижения по снегу. Цель изобретения - снижение потерь на передвижение, Снегоходное транспортное средство содержит направляющую лыжу 5 и несущие лыжи, установленные на раме 1, зубчатое колесо 9 с цепью 13, руль 7 и седло 8 для водителя. Колесо 9 подвешено к раме 1 на рычаге 19, тяге 23 и дополнительной тяге 20. Тяга 23 шарнирно закреплена на раме и подпружинена, а расстояние между колесом 9 и опорной поверхностью регулируется муфтой 25с помощью гайки. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л В 62 M 29/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Г10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

И

С!

1 (л) ,о

1 ЬЭ (21) 4790915/11 (22) 26.12.89 (46) 30.05.92. Бюл.¹20 (75) Б,И,Певзнер и В.Г.Гришков (53) 629.12 (088.8) (56) Крживицкий А,А, Механические средства передвижения по снегу. — М.: Госвоениздат, 1926, с,334, черт,253, (54) СНЕГОХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к транспорту, в частности к индивидуальным транспортным

Изобретение относится к транспорту, в частности к индивидуальным средствам транспорта, предназначенным для передвижения по снегу.

Известны транспортные средства, предназначенные для передвижения по снегу с педальным приводом, приводимое в движение человеком, представляет собой раму, опирающуюся на лыжи. На раме жестко установлена ведущая звездочка цепной передачи, вращающей приводное колесо.

Ведомая звездочка, установленная на оси колеса„может подниматься и опускаться по направляющим с помощью винта, вращаемого водителем.

Однако при подъеме или опускании приводного колеса относительно среднего положения межцентровое расстояние между звездочками увеличивается. Это обстоятельство несущественно при малых вертикальных перемещениях приводного колеса; т.е. при передвижении транспортного средства по укатанной колее и ровной дороге. При передвижении по свежему снегу и по пересеченной местности имеет место

„„ Ы„„1736826 А1 средствам, предназначенным для передвижения по снегу. Цель изобретения — снижение потерь на передвижение, Снегоходное транспортное средство содержит направляющую лыжу 5 и несущие лыжи, установленные на раме 1, зубчатое колесо 9 с цепью 13, руль 7 и седло 8 для водителя. Колесо 9 подвешено к раме 1 на рычаге 19, тяге 23 и дополнительной тяге 20. Тяга 23 шарнирно закреплена на раме и подпружинена, а расстояние между колесом 9 и опорной поверхностью регулируется муфтой 25 с помощью гайки. 3 ил, перемещение приводного колеса по вертикали порядка 200 — 300 мм, При этом натянутая в верхнем или нижнем положении приводная цепь в среднем положении прослаблена.

Цель изобретения -создание транспортного средства, способного передвигаться по дорогам с различным профилем пути как по колее, так и по свежему снегу, при этом создается возможность регулирования тягового усилия в зависимости от условий движения, Цель достигается тем, что предлагаемое снегоходное транспортное средство выполнено в виде рамы, оснащенной двумя параллельно расположенными лыжами, одной поворотной лыжей с рулевым управлением, приводным колесом с зубчатой поверхностью качения, приводимым в движение цепной передачей. Приводное колесо установлено на рычаге, одним своим концом качающемся вокруг оси ведущей звездочки цепной передачи, другим шарнирно соединенным с подпружиненной телеско173682 пической штангой, которая в свою очередь шарнирно закреплена на раме.

На фиг,1 изображено снегоходное транспортное средство с педальным приводом, общий вид; на фиг.2 — разрез А — А на 5 фиг.1; на фиг.3 — разрез по Б — Б на фиг.1.

Снегоходное транспортное. средство имеет раму 1, к которой крепятся параллельно расположенные несущие лгяжи 2 и 3.

На раме с помощью шарнира 4 установлена 10 поворотная направляющая лыжа 5, вращение которой осуществляется с помощью рулевого вала 6 и руля 7. В верхней части рамы установлено седгlo 8, Зубчатое колесо 9 с зубьями 10, расположенными на поверхно- 15 сти качения, вращается вокруг оси 11, приводимое в движение звездочкои 12 с помощью цепи 13. Ведущая звездоч;<а 14 установлена на приводном валу 15, на который насажены под углом 180" друг к другу 20 шатуны 16 с педалями 17, Приводной вал 15 врашается внутри втулки 18, которая жестко крепится к раме 1. На втулку 18 одеты своим концами рычаг 19 и дополнительная тяга 25

20, которые качаются вокруг упомянутой втулки 18, геометрическая ось которой совпадает с осью ведущей звездочки 14 и осью колеса 9, В средней части рычага 19 и тяги

20 установлена ось 11 зубчатого колеса 9. 30

Вторые концы рычага 19 и тяги 20 с помощью шарниров 21 и 22 соединены с телескопической штангой, состоящей из тяги 23, жестко соединенной с собственно штангой

24, резьбовой муфты 25 с внутренним сквоз- 35 ным отверстием, выполненным по ходовой посадке, пружины 26, гайки 27 с шарнирами

28 и 29. Штанга 24 перемещается под действием пружины 26 внутри муфты 25, к которой жестко крепится маховик 30, с 40 помощью которого муфта 25 вворачивается в гайку 27, изменяя расстояние между двумя парами шарниров 21 и 22 на качающихся рычагах 28 и 29 на гайке 27. Шарниры 28 и

29 установлены и,": кронштейнах 31 и 32 45 рамы 1.

Движение транспортного средства осуществляется следующим образом. Водитель транспортного средства вращает педали 17, приводящие во вращение веду- 50 щую звездочку 14 и с помощью цепи 13 звездочку 12, которая в свою очередь вращает зубчатое колесо 9, при этом, если колесо 9 первоначально установлено таким образом, что его нижняя поверхность нахо- 55 дится в одной плоскости с опорной ooàepõностью лыж, то при свежем снеговом покрове приводное колесо 9 может выбрасывать иэ под себя снег, т.е..может происходить пробуксовка транспортного

6 4 средства. Тогда водитель опускает колесо 9

HN>Ke OBQpHOA поверхности l!bl>K, BTQ IlpQNSBQдится следующим образом. Вращая маховик

30 совместно с резьбовой муфтой 25, водитель ввинчивает резьбовую муфту в гайку 27, при этом муфта 25 опускается на необходимую величину, опускаст пру>кину 26, которая в свою очередь толкает тягу 23 со штангой 24.

При опускании штанги 24 вместе с тягой 23, расстояние между парами шарниров 21 и

22, установленных Hd pbiчагах, I i lpH poe

28 и 29, установленных на -àëêå,,увеличивается, Зубчатое колесо 9 уплотняет снеговой покров, который создает необходимое сопротивление пробуксовке приводного колеса и снегоходное гранспортное средство начинает движение.

При движении зуб,атое колесо 9 Обходит неровности трассы с помощью пружины

26, Если транспортное средство преодолевает бугор, то приводное к-fleco, встречающее дополнительное сопротивление, стреми ся подняться, поднимая при этом рычаг 19 и тягу 20, которые через шарниры 21 и 22 толкают вверх тягу 23, поднимающуюся вместе со штангой 24, осуществляя дополнительное сжатие пружины 26.

При прохождении впадины пружина 26 распрямляется на некоторую величину, зубчатое колесо 9 опускается.

В зависимости от плотности снегового покг.ова меняется заглубление колеса 9. В более рыхлом снегу оно больше, на укатанном снегу — меньше.

Величина заглубления увеличивается при увеличении угла преодолеваемого подьема. Наоборот, при движении под укf10H Kofleco 9 с I10Moli1blo pblHBI 19 vl TRI L" 20 и телескопической штанги 24 поднимается над уpoBHeM снежнОГО покрова. при этом осуществляется свободHoe скольжение по снегу.

Для пЕредви>квния снвгохаднОгО тРанспортного средства по ровному участку -,ребуется развивать усилие на приводном колесе:

Рк = K(CI - Gj, где К вЂ” коэффициент трения скольжения по снегу, при температуре (-4) — (-20)"С К = 0,05;

Q — масса водителя 90 кг;

6 — собс гвенная масса самоходных лыж

40 кг.

Отсюда Рк =- 6 кГ, Радиус приводноГО к<>леса HI; = C,35 м, момент На приводном колесе Мк =- Рк, ."-, -= 6.0,35 = 2,1 кгм. Передаточ.:,ое число и:,1 Гой передачи i =2.5. Момент на ведущей звездочке Лв =- MI<. 5 -- 2., I2,, -= 5.25 кгм.

1736826

Радиус педали R =- 0,17 м.

Усилие педалирования Рп =

5,25

0,17

=31 кг.

Допустимая длительная нагрузка на педали тренированного спортсмена составляет 3,0 кг при скорости до 40 кг/ч.

При движении нэ подъем до 15 усилие на приводном колесе Рк = (К + sin15 ) (Q +

-G) =- (0,05 + 0,29) (80 + 40) = 48 к г, Усилие педалирования:

Рк Рк 48 0,35 2,5

Рп 0,17

= 247 кг.

Допустимая кратковременная нагрузка на педали тренированного спортсмена до

300 кг.

Таким образом, на снегоходном транспортном средстве, приводимом в движение человеком, можно преодолевать подъем до о

15 . При механическом приводе величина преодолеваемого подьема лимитируется плотностью снегового покрова.

Формула изобретения

5 Снегоходное транспортное средство, содержащее раму, управляемую и опорные лыжи, движитель в виде подвешенного на раме с помощью рычага и тяги зубчатого колеса с цепным приводом, ведущая звез10 дочка которого смонтирована на оси качания рычага относительно рамы, а ось его ведомой звездочки совмещена с осью зубчатого колеса и установлена на конце рычага, тяга подпружинена и установлена с

15 возможностью поступательного перемещения относительно рамы для опускания зубчатого колеса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения потерь на передвижение, оно снабжено дополнительной тягой, шар20 нирно соединяющей тягу с осью зубчатого колеса.

1736826

50

Составитель Б. Певзнер

Техред М,Моргентал Корректор M. Пожо

Редактор Е. Копча

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, yn,Гагарина, 101

Заказ 1861 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5