Спускоподъемное устройство судна для многомодульных буксируемых систем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению , в частности к спускоподьемному устройству (СПУ) для буксировки подводных антенн, подводных магнитометров и других моделей. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик за счет уменьшения массы и габаритов, а также повышения степени механизации спускоподьемных операций. СПУ для буксировки многомодульных систем содержит буксирную лебедку 1, установленную на палубе судна 2, кабельный шкив 3, установленный на раме 4, которая с помощью катков 5 может перемещаться по продольной направляющей 6. Перекидной шкив 7 установлен на рычаге 8, который поворачивается относительно своей оси 9 с-помощью гидроцилиндра 10. Подвижный шкив 11 установлен на раме 12, закрепленной посредством катков 13 на продольных направляющих 14. Рама 12 выполнена в виде шарнирного четырехзвенника (пространственного параллелограммного механизма), способного обеспечивать поперечное перемещение шкива 11с помощью гидроцилиндра. Кабель-трос 16 в районе замка 17 раздваивается на кабель-тросы 18 и 19, каждый из которых соединен со своим буксируемым модулем. 6 ил. (Л С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 63 В 21/66, 27/10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 4 () о
СО () (К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4800567/11 (22) 11.03,90 (46) 30.05,92, Бюл,N 20
{71) Научно-производственный центр при
Николаевском кораблестроительном институте им.адм. С.О.Макарова и Проектно-конструкторское бюро "Прогресс" (72) Ю,Н.Коробанов, Ю.А.Короленко, Э.В.Толышев и Ю.А,Хлынов (53) 629.011.12 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 887350, кл, В 63 В 21/66, 1980, (54) СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО
СУДНА ДЛЯ МНОГОМОДУЛЬНЫХ БУКСИРУЕМЫХ СИСТЕМ (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемному устройству (СПУ) для буксировки подводных антенн, подводных магнитометров и других моделей. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характери:-.тик за счет уменьшения массы и габаритов, а также по„„. Ж„„1736830 А1 вышения степени механизации спускоподьемных операций. СПУ для буксировки многомодульных систем содержит буксирную лебедку 1, установленную на палубе судна
2, кабельный шкив 3, установленный на раме 4, которая с помощью катков 5 может перемещаться по продольной направляющей 6, Перекидной шкив 7 установлен на рычаге 8, который поворачивается относительно своей оси 9 с,помощью гидроцилиндра 10, Подвижный шкив 11 установлен на раме 12, закрепленной посредством катков
13 на продольных направляющих 14. Рама
12 выполнена в виде шарнирного четырехзвенника (пространственного параллелограммного механизма), способного обеспечивать поперечное перемещение шкива 11 с помощью гидроцилиндра. Кабель-трос 16 в районе замка 17 раздваивается на кабель-тросы 18 и 19, каждый из которых соединен со своим буксируемым модулем. 6 ил.
1736830
Изобретение относится к судостроению, в частности к спускоподъемному устройству (СПУ) для буксировки подводных антенн, подводных магнитометров и других моделей.
Известно СПУ для буксировки многомодульных неавтономных систем, согласно которому основной модуль снабжен отдельным кабель-буксиром и лебедкой, располагаемой в кормовой части судна-носителя, Другие буксируемые модули имеют свои кабель-буксиры с лебедками, расположенными на траверсах, которые закреплены на кормовой части судна так, что могут разворачиваться и укладываться по отдельности, что затрудняет эксплуатацию модулей, навешенных на один кабель-буксир, а устройство буксировки делает громоздким, Наиболее близким к предложенному, является СПУ для носителя буксируемыхантенн, включающее на палубе судна-носителя склоняющуюся с помощью гидравлического привода П-образную раму, в ноке которой смонтирован блок, а подвеска снабжена захватом, содержащим три шарнирно связанных участка дугообразных створок.
Недостатком указанного спускоподьемного устройства для носителя буксируемых антенн, является малая степень механизации спускоподъемных работ, а также зависимость конструкции СПУ от длины переходного троса, По мере увеличения длины переходного троса должна быть увеличина высота П-образной рамы в противном случае спуск и подъем заглубителя невозможен. Спускоподъемные устройства подобного типа с переходными тросами большой протяженности имеют большие габариты и громоздки.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик за счет уменьшения массы и габаритов.
Поставленная цель достигается тем, что спускоподъемное устройство содержащее буксирную лебедку с кабель-тросом и рычаг со шкивом, шарнирно смонтированный на палубе судна, причем кабель-трос запасован на шкив; снабжено горизонтальными направляющими, установленными на палубе, кареткой с пространственным параллелограммным механизмом, расположенной в этих направляющих с возможностью перемещения и двумя дополнительными шкивами, один из которых смонтирован на конце рычага, а другой на верхнем звене параллелограммного механизма с возможностью взаимодействия обоих шкивов с кабель— тросом, причем параллелограммный механизм выполнен с возможностью поворота вдоль и поперек горизонтальных направляющих, На фиг.1 показано СПУ в момент подхода замка к кабельному блоку, вид сбоку; на фиг.2 — СПУ в момент подхода замка к кабельному блоку, вид сверху; на фиг.3 — СПУ с поднятым перекидным шкивом; на фиг.4— разрез А — А на фиг.1; на фиг.5 — момент перемещения подвижного шкива в корпус судна носителя; на фиг.6 — момент подъема модуля.
СПУ для буксировки многомодульных систем содержит буксирную лебедку 1, установленную на палубе судна 2, кабельный блок (шкив) 3, установленный на раме 4, которая с помощью катков 5 может перемещаться по продольной направляющей 6. Перекидной шкив 7, установлен на рычаге 8, который поворачивается относительно своей оси 9, на палубе 2 с помощью гидроцилиндра 10. Подвижный шкив 11 установлен на раме 12, закрепленный посредством катков 13 на продольных направляющих 14, Рама 12 выполнена в виде шарнирного четырехзвен ника (и ространстве нного па раллелограммного механизма), способного обеспечивать поперечное перемещение подвижного шкива 11 с помощью гидроцилиндра 15. Кабель-трос 16 в районе замка 17 развивается на кабель-трос 18, 19, каждый из которых соединен со своим буксируемым модулем 20.
Устройство работает следующим образом.
Буксировка нескольких модулей осуществляется за счет того, что основной кабельтрос 16 в замке 17 расчленяется на кабель-буксиры 18 и 19, связанные с буксируемыми модулями 20. Подъем модулей осуществляется выбиранием лебедкой 1 кабель-троса 16 до того момента, пока замок 17 не подойдет к кабельному блоку 3.
Замок 17 представляет собой резкое утолщение на теле кабель-троса и следовательно пройти через кабельный блок не может.
Чтобы обеспечить проводку замка перекидной шкив 7 поднимается посредством гидроцилиндра 10 путем поворота рычага 8 относительно оси 9. Замок 17 при этом приближается к перекидному шкиву 7, После опускания перекидного шкива 7 замок 17 перемещается до барабана буксирной лебедки 1. На следующем этапе подъема используется подвижный шкив 11, установленный на раме 12, которая способна перемещаться посредством катков 13 по направляющим 14. Поперечные перемещения шкива 11 обеспечиваются гидроцилин1736830
Фиг. 2
55 дром 15, Подвижный шкив 11 по направляющим 14 сдвигается в корму судна 2 так, чтобы кабель-трос 19, поднятый вверх перекидным шкивом 7 оказался расположенными в нос от подвижного шкива 11. С помощью гидроцилиндра 15 и рамы 12 шкив
11 устанавливается против кабель-троса 19.
Установка производится так, чтобы при продольном перемещении рамы 12 подвижный шкив 11 вступил в зацепление своей рабочей поверхностью с кабель-тросом 19. Продольное перемещение подвижного шкива
11, захватившего с собой кабель-трос 19 приводит к дальнейшему подъему буксируемого модуля 20. Протяженность продольного перемещения шкива 11 зависит от длины кабель-троса 19, Поскольку перемещение шкива 11 осуществляется вдоль судна, то длина кабель-троса 19 может быть ограничена только двойной длиной судна.
Окончательное состояние буксируемого модуля в нерабочем положении определяется контактом модуля 20 с рамой 4, содержащего кабельный блок 3, а также подъемом рамы 4 с блоком 3 и модулем 20 по наклонной направляющей 6. Опускание модуля 20 посредством СПУ производится в обратной последовательности.
Технико-зкономические преимущества достигаются уменьшением габаритов СПУ, повышением степени механизации спускоподъемных работ. СПУ исключает влияние длины переходного и основного кабель-буксира на переходящую конструкцию, что в свою очередь улучшает условия работы лич5 ного экипажа судна при выполнении спускоподъемных работ.
Формула изобретения
Спускоподъемное устройство судна для многомодульных буксируемых систем, со10 держащее буксирную лебедку с кабель-тросом и рычаг со шкивом, шарнирно смонтированный на палубе, причем кабельтрос запасован на шкив, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью улучшения
15 эксплуатационных характеристик за счет снижения массы и габаритов, оно снабжено горизонтальными направляющими, установленными на палубе; кареткой с пространственным параллелограммным
20 механизмом, смонтированной в этих направляющих с возможностью перемещения вдоль них, а также двумя дополнительными шкивами, один из которых установлен на конце упомянутого рычага, а другой — на
25 верхнем звене параллелограммного механизма с возможностью взаимодействия с упомя нутым ка бель-тросом, . причем и ространственный параллелограммный механизм выполнен с возможностью его
30 поворота вдоль и поперек указанных наи ра вля ющих.
1736830
vv иг.
12
Редактор М, Недолуженко Техред М.Моргентал Корректор М. Пожо
Заказ 1861 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101