Кормовая оконечность рыболовного судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: изобретение относится к судостроению и касается рыболовных судов с кормовым тралением для обеспечения требований техники безопасности. Сущность изобретения: кормовая оконечность рыболовного судна содержит рабочую палубу 1, слип 2 с продольным ограждением 3 и закрытие слипа с поперечным ограждением 4 в виде металлической решетки, навешенным на П-образную раму 5, имеющую переднюю поперечную балку 7 и две продольные балки 8. Поперечная балка расположена над поперечным углублением 9 - слиповой канавкой. Продольные балки расположены над слипом и с помощью шарниров 6 закреплены на стенках продольного ограждения 3 слипа. Оси шарниров расположены на одинаковом расстоянии как от плоскости рабочей палубы, так и от поперечной балки. Каждая продольная балка 8 с противоположной стороны от поперечной балки 7 имеет противовесы 11, а на поперечной балке со стороны, обращенной к рабочей палубе, закреплен рол 10. Закрытие слипа снабжено механизмом его фиксации в нескольких положениях: закрыто, частично открыто, полностью открыто. Механизм фиксации имеет штыри 12, рычаги 13 управления и тяги. 3 з.п.ф-лы, 5 ил. со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 63 В 35/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

0 Сл) ! с,э (21) 4761267/11 (22) 22.11.89 (46) 30.05.92. Бюл. ¹20 (71) Мурманский проектно-конструкторский и технологический институт судостроения, модернизации и эксплуатации флота и разработки средств механизации "Севгипрорыбфлот" (72) Ю.И. Кудрин, Б.B.Àëåêñååâ и М.И. Басков (53) 629,124,72 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N971698,,кл, В 63 В 35/16, 1981. (54) КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ РЫБОЛОВНОГО СУДНА (57) Использование: изобретение относится к судостроению и касается рыболовных судов с кормовым тралением для обеспечения требований техники безопасности. Сущность изобретения: кормовая оконечность рыболовного судна содержит рабочую палубу 1, слип 2 с продольным ограждением 3 и

„, А2„„1736833 А1 закрытие слипа с поперечным ограждением

4 в виде металлической решетки, навешенным на П-образную раму 5, имеющую переднюю поперечную балку 7 и две продольные балки 8. Поперечная балка расположена над поперечным углублением 9 — слиповой канавкой. Продольные балки расположены над слипом и с помощью шарниров 6 закреплены на стенках продольного ограждения 3 слипа. Оси шарниров расположены на одинаковом расстоянии как от плоскости рабочей палубы, так и от поперечной балки, Каждая продольная балка 8 с противоположной стороны от поперечной балки 7 имеет противовесы 11, а на поперечной балке со стороны, обращенной к рабочей палубе, закреплен рол 10, Закрытие слипа снабжено механизмом его фиксации в нескольких положениях: закрыто, частично открыто, полностью открыто. Механизм фиксации имеет штыри 12, рычаги 13 управления и тяги. 3 з.п,ф-лы, 5 ил.

1736833

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на рыболовных судах с кормовым тралением для обеспечения требований техники безопасности, Рабочая палуба рыболовного судна— это зона повышенной опасности для работающих на палубе с тралом людей, так как на ней находится или сам трал, или проходят канаты (кабели, ваера). При волнении моря судно раскачивается, переваливается с борта на борт, в результате чего корма судна, где расположен слип, опускается во впадину между волнами или поднимается на гребень волны. Происходит килевая качка судна. В этом случае трал с мешком также опускается или приподнимается. При подьеме он вместе с каналами отрывается от палубы и приподнимается над ней. Зачастую это происходит резко и неожиданно.

Кроме килевой качки при волнении моря существует также бортовая качка. От последней трал и канаты перемещаются по слипу и палубе в поперечном направлении, т.е. от борта к борту. Эти перемещения (рыскания по вертикали и горизонтали) трала и канатов создают определенную опасность работающим на палубе и в районе слипа быть травмированными или сброшенными на слип и за борт судна.

На рыболовных траулерах с кормовым тралением практически отсутствуют приспособления, которые бы обеспечивали безопасную работу людей, находящихся во время спуска-подъема трала в районе кормового слипа. По этой причине имелись случаи, когда люди, работающие в районе слипа, по своей неосторожности или из-за горизонтальных и вертикальных перемещений отдельных частей трала и оснастки от волнения моря оказывались за бортом судна, что в большинстве случаев кончалось смертельным исходом.

На отечественных рыболовных траулерах с кормовым тралением в большинстве случаев применяется ограждение слипа в виде натянутых поперек судна (в районе верхней части слипа) тросов или ворот в виде двух створок, Известно устройство для закрытия слипа, содержащее опоры, установленные попарно на бортовых кромках слипа, и решетку, укрепленную на раме, которая в свободном состоянии под действием силы тяжести закрывает слип, от воздействия лова поворачивается или приподнимается, разворачивается в направляющих кормовых опорах и выходит из носовых опор.

Недостатком указанного устройства является его ненадежность из-за возможности поломки ограждения во время

55 спуска-подъема трала при волнении моря, так как решетка, представляющая собой жесткую конструкцию, смонтированную вертикально, постоянно находится в контакте с сетной частью, ваерами и кабелями. Не исключается износ сетной части трала. Кроме того, так как решетка открывается под воздействием орудия лова, в наиболее опасные для обслуживающего персонала моменты (при спуске и выборке трала) устройство не предотвращает возможности подъема над слипом орудия лова и решетки при волнении моря, что приводит к повышенной опасности работающих в районе слипа.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для закрытия слипа рыболовного судна, солепжашее повооотнчю оамч. снабженную боковыми телескопическими штангами, соединенными между собой снизу, и ограждение, выполненное в виде сетного полотна, связанное со штангами и тросом посредством колец и имеющее гибкую. тягу, один конец которой закреплен на тросе, а другой связан с тяговым механизмом. По нижней кромке сетного полотна укреплен груз. При этом зазор для прохождения частей трала обеспечивается ослаблением натяжения троса и изменением высоты положения ограждения над слипом за счет наличия механизма подъема штанг или путем поворота рамы с ограждением относительно опор, установленных на бортовых кромках слипа.

Недостатками данного устройства являются сложность конструкции из-за наличия гиоких связей и тяговых механизмов, ненадежность в работе, необходимость постоянного контроля за работой устройства и наличия навыков в работе обслуживающего персонала, большие габариты устройства, не исключено также истирание сетного полотна трала. Кроме того, устройство не предотвращает возможности подъема частей трала над слипом и рабочей палубой при волнении моря, что является основной причиной повышенной опасности для обслуживающего персонала во время спуска-подьема трала.

Цель изобретения — повышение безопасности работы и надежности в эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что в кормовой оконечности рыболовного судна, содержащей рабочую палубу, слип с продольным ограждением, закрытие слипа, выполненное с поперечным ограждением на П-образной раме с шарнирами поворота последней, установленными соосно на продольных балках рамы, и механизм фиксации этой рамы. П-образная рама закреплена по1736833

25

40

50

55 средством ее шарниров на продольном ограждении слипа с возможностью ее поворота в вертикальной плоскости и расположения ее поперечной балки над поперечным углублением для проводки стропов, выполненным в верхней части слипа, причем оси шарниров расположены на одинаковом расстоянии от плоскости рабочей палубы и упомянутой поперечной балки, на которой расположено поперечное ограждение, выполненное жестким, Поперечная балка П-образной рамы снабжена поггеречным ролом, На продольных балках П-образной рамы с противоположной стороны от ее поперечной балки закреплены противовесы.

Кроме того, механизм фиксации рамы выполнен со штырями, установленными на концах поперечной балки с возможностью перемещения вдоль последней и взаимодействия с ответными элементами, установленными на продольном ограждении слипа, а также с управляющими рычагами, выполненными двуплечими и шарнирно установленными на поперечном ограждении, при этом каждый из упомянутых штырей шарнирно связан с одним из плеч соответствующего управляющего рычага и, посредством тяги, — с другим плечом другого управляющего рычага.

На фиг.1 изображена кормовая оконечность рыболовного траулера, вид сбоку; на фиг.2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — то же, общий вид; на фиг.4 — ограждение в закрытом положении;. на фиг.5 — положение ограждения во время выборки тралового мешка с уловом.

Кормовая оконечность рыболовного траулера содержит рабочую палубу 1, слип

2 с продольным ограждением 3 и закрытие слипа, выполненное с поперечным ограждением 4, в виде металлической решетки, навешек ным на П вЂ” образную раму 5 с шарнирами 6 поворота. П-образная рама имеет переднюю поперечную балку 7 и продольные балки 8. Шарниры 6 поворота рамы

5 установлены соосно на продольных балках 8.

Поперечная балка 7 рамы расположена перпендикулярно диаметральной . плоскости(ДП) судна над поперечным углублением

9, — слиповой канавкой, служащей для заводки стропов, используемых при подъеме трала. На поперечной балке со стороны, обращенной к рабочей палубе, закреплен рол

10. В закрытом положении устройства поперечная балка установлена с зазором Н„от рабочей палубы порядка 250 мм, достаточным для прохода канатов, сетной части трала и его оснастки.

Продольные балки 8 расположены над слипом 2 и с помощью шарниров 6 закреплены на стенках продольного ограждения 3 слипа. Благодаря этому П-образная рама имеет возмо>кность вертикально перемещаться. Оси шарниров 6 расположены на одинаковом расстоянии как от плоскости рабочей палубы 1, так и от поперечной балки 7 (расстояние А). Расстояние это равно 1/3 — 1/4 ширины слипа или чуть меньше: этой величины. Благодаря этому поперечная балка рамы располагается на небольшом расстоянии от осей шарниров поворота и все устройство закрытия слипа имеет небольшие габариты, при этом наибольший зазор Н кс между ролом 10 и слипом 2 лежит в пределах 2,0 — 2,3 м, что вполне достаточно для прохода мешка трала, наполненного рыбой.

Каждая продольная балка 8 с противоположной стороны от поперечной балки 7 имеет противовесы 11. Последние подбираются так, что их суммарная масса равна суммарной массе поперечной балки рамы с поперечным ограждением 4 и ролом 10, а центр массы противовесом удален от осей шарниров 6 на расстояние, равное расстоянию центра масс поперечной балки с ограждением и ролсм от тех же осей.

Закрытие слипа с помощью механизма фиксации может быть застопорено в трех положениях: в закрытом (положение а), прамежуточ IOM, когда ограждение 4 частично приподнято, и полностью открытом (положение б). Для этой цели механизм фиксации выполнен со штырями 12, установленными на концах поперечной балки 7 с возможностью перемещения вдоль последней и взаимодействия с ответными элементами (не показаны) на продольном ограждении Зслипа. Ответные элементы выполнены в виде отверстий в стенках продольного ограждения (с каждого борта по три), что соответствует всем положениям закрытия слипг, Механизм фиксации имеет управляющие рычаги 13, шарнирно установленные на поперечном ограждении 4 и выполненные двуплечими.

Каждый штырь 12 шарнирно связан с одним плечом соответствующего управляющего рычага и посредством тяги 14, — с другим плечом другого управляющего рычага.

Для удобства фиксирования ограждения в закрытом положении (а) или полностью открытом положении (б) могут быть установлены упоры предельного хода (не показа н ы).

Устройство работает следующим образом.

1736833

При спуске и подъеме трала работающий персонал находится на рабочей палубе и в районе слипа. В закрытом положении (а)

П-образная рама 5 застопорена механизмом фиксации. Слип закрыт.

При спуске трала ограждение 4 переводят в промежуточное положение и спускают сам трал. Как только трал с оснасткой (бобин цами, кухтылями, грузами-углубителями) уйдет по слипу в воду, ограждение 4 переводят в закрытое положение (а). B этом положении, когда слип закрыт и обеспечен минимальный зазор Нмин между рабочей палубой 1 и ролом 10, стравливают ваера 15 и кабели, которые свободно проходят под закрытым ограждением 4. В процессе траления слип: закрыт ограждением.

При подъеме трала выборку ваеров 15 и кабелей производят при закрытом положении ограждения 4 (положение а). При подходе к слиповой канавке 9 оснастки трала и сетной его части ограждение 4 переводят в промежуточное положение и стопорят его, B этом положении между рабочей палубой и ролом установлен такой зазор, который обеспечивает беспрепятственное прохождение оснастки трала и его сетной части.

При подходе мешка трала с уловом устройство переводят в полностью открытое положение (б) и стопорят, При этом обеспечивается наибольший зазор Нмакс между рабочей палубой и ролом для беспрепятственного прохождения мешка с уловом.

По завершении подъема трала ограждение переводят в положение а и стопорят, Слип закрыт.

Таким образом, на протяжении всего процесса спуска-подъема трала слип практически закрыт, В результате использования предлагаемого устройства облегчаются условия работы, повышаются безопасность работы на судне при спуске и подъеме трала и надежность эксплуатации устройства.

Формула изобретения

1, Кормовая оконечность рыболовного судна, содержащая рабочую палубу, слип с продольным ограждением и закрытие сли5 па, выполненное с поперечным ограждением на П-образной раме с шарнирами поворота последней, установленными соосно на продольных балках, а также механизм фиксации этой рамы, отличающаяся

10 тем, что, с целью повышения безопасности и надежности в эксплуатации, П-образная рама закреплена посредством ее шарниров на продольном ограждении слипа с возможностью расположения ее поперечной балки

15 над поперечным углублением, выполненным в верхней части слипа, причем оси шарниров расположены на одинаковом расстоянии от плоскости рабочей палубы и упомянутой поперечной балки, на которой расположено

20 поперечное ограждение, выполненное жестким.

2. Кормовая оконечность по п.1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что механизм фиксации

25 выполнен со штырями, установленными на концах поперечной балки с возможностью перемещения вдоль последней и взаимодействия с ответными элементами, установленными на продольном ограждении слипа, 30 а также с управляющими рычагами, выполненными двуплечими и шарнирно установленными на поперечном ограждении, при этом каждый из упомянутых штырей шарнирно связан с одним из плеч соответству35 ющего управляющего рычага и посредством тяги — с другим плечом другого управляющего рычага, 3. Кормовая оконечность по пп.1 и 2, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что она снабжена

40 поперечным ролом, установленным на поперечной балке П-образной рамы.

4, Кормовая оконечность по пп.1 — 3, отличающаяся тем, что она снабжена противовесами, установленными на про45 дол ьных балках П-образной рамы с противоположной стороны от ее поперечной балки.

1736833

1736833 г и

Составитель Б. Алексеев

Техред М.Моргентал Корректор М. Пожо

Редактор М, Петрова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1861 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5