Грузозахватное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к навесному оборудованию грузоподъемных кранов, и предназначено для перегрузки контейнеров. Цель изобретения - упрощение конструкции грузозахватного устройства. Сущность изобретения: грузозахватное устройство содержит траверсу, соединенную с механизмом подъема, связанную с ней промежуточными звеньями грузонесущую раму, шарнирно закрепленные в углах рамы захватные крюки, механизм-фиксации и направляющие элементы. Промежуточные элементы выполнены в виде тяг с серьгами на концах. Механизм фиксации разнесен по углам рамы и выполнен в виде стоек с вертикальными прорезями и кулис, верхний конец которых снабжен противовесом , нижний с помощью пальца размещен в прорези захватного крюка, а средняя часть соединена шарниром с серьгой и размещена в прорези. Перемещение кулис в прорезях и поворот их вокруг осей обеспечивает разворот захватных крюков при натяжении тяг и тем самым осуществляет строповку и расстроповку контейнеров. 3 ил. СО С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ю1)з В 66 С 1/66
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4872520/11 (22) 14.08.90 (46) 30.05.92. Бюл. ¹ 20 (71) Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (72) B.Ã.Ãîëàíä (53) 621,86.061 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР №- 500167, кл. B 66 С 1/66, 1976. (54) ГPY303AXBATHOE УСТРОЙСТВО (57) Использование: изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к навесному оборудованию грузоподъемных кранов, и предназначено для перегрузки контейнеров, Цель изобретения — упрощение конструкции грузозахватного устройства. Сущность изобретения: грузоИзобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, в частности к крановым механическим грузозахватам для перегрузки штучных грузов, преимущественно контейнеров, оснащенных элементами для строповки в виде рамных узлов, фитингов и т,п.
Известны крановые грузозахваты для перегрузки контейнеров, в которых строповка и расстроповка груза производится захватными органами механизмов, электропитание и управление которыми производятся с грузоподъемного крана.
Это существенно усложняет и удорожает грузозахват и ухудшает его эксплуатаци-. оннь|е качества.
„„ Ы„„1736904 А1 захватное устройство содержит траверсу, соединенную с механизмом подъема, связанную с ней промежуточными звеньями грузонесущую раму, .шарнирно закрепленные в углах рамы захватные крюки, механизм-фиксации и направляющие элементы, Промежуточные элементы выполнены в виде тяг с серьгами на концах. Механизм фиксации разнесен по углам рамы и выполнен в виде стоек с вертикальными прорезями и кулис, верхний конец которых снабжен противовесом, нижний с помощью пальца.размещен в прорези захватного крюка, а средняя часть соединена шарниром с серьгой и размещена в прорези. Перемещение кулис в прорезях и поворот их вокруг осей обеспечивает разворот захватных крюков при натяжении тяг и тем самым осуществляет строповку и расстроповку контейнеров. 3 ил.
Известны также грузозахваты для пере- 4ь грузки контейнеров, в которых строповка и 0 расстроповка груза производятся захватными органами (крюками, штыковыми замками), С перемещаемыми с помощью механических ф, устройств гравитационного типа. В этом слу, чае гразозахват достаточно навесить на крюк крана, не оснащая его органами управления и устройствами для подвода энергии к грузоэахвату.
Указанные грузозахваты содержат жесткую раму, навешиваемую с помощью канатов на крюк крана, захватные органы, осуществляющие соединение и разъединение грузозахвата с элементами для строповки на грузе, и устройство фиксации, располо1736904 женное в центре рамы и соединенное с крюком крана гибкой связью. служащее для преобразования вертикальных перемещений крюка после опускания рамы грузозахвата на контейнер и перемещения захватных органов.
Недостатками указанных грузозахватов являются сложность конструкции устройства фиксации, наличие громоздких передаточных звеньев между центрально расположенным устройством фиксации и захватывания органами, расположенными в углах рамы, центральное расположение устройства фиксации и наличие передаточных звеньев от центра к периферии грузозахвата, обусловливающие "привязку" конструкции грузозахвата к конкретному типоразмеру груза и таким образом ограничивающие его эксплуатационнь е возможности, Наиболее близким к предлагаемому яв.ляется грузозахватное устройство, содержащее траверсу, соединенную с крюком крана, грузонесущую раму, на концах которой смонтированы поворотные захватные крю< i, шарнирно соединенные с траверсой, механизм фиксации, смонтированный между траверсой и рамсй в центре последней и выполненный в виде трехгранной звездочки с эксцентриком, установленной на оси в коробчатой стойке, четыре башмака; укрепленные на ползуне, причем средние башмаки снабжень; упорами, взаимодействующими с эксцентриком звездочки.
При каждом опускании захвата на контейнер или захвата с контейнером на опору и последующем подъеме крюка звездочка и эксцентрик в определенной последовательности взаимодействует с башмаками механизма фиксации, в результате чего обеспечивается следующий порядок работы захвата.
Захват с находящимися в открытом положении крюками устанавливается на контейнер, траверса с ползуном за счет собственной массы опускается, затем производится подъем, в процессе которого крюки захвата приводятся в закрытое положение и контейнер поднимается.
Контейнер устанавливается на грузозахватное устройство, траверса с ползуном опускается и производится следующий подьем, в процессе которого крюки остаются в закрытом положении, Контейнер переносится на место установки и после очередного опускания траверсы с ползуном в и роцессе последующего подъема крюки устанавливаются в открытое положение и захват готовится к строповке следующего контейнера.
Недостатки устройства-прототипа заключаются в сложности конструкции, обус5
55 ловленной сложностью механизма фиксации, расположенного в центре грузонесущей рамы, и наличием громоздких передаточных звеньев между упомянутым механизмом и захватными органами, Расположение механизма фиксации отрицательно сказывается и на эксплуатационных возможностях грузозахвата, ограничение которых вызвано тем, что по добное решение позволяет грузозахвату перегружать объекты только конкретных, соответствующих габаритам рамы типоразмеров.
Целью изобретения является упрощение грузозахвата и расширение его эксплуатационных возможностей, Поставленная цель достигается тем, что в груэозахватном устройстве, траверсу, соединенную с механизмом подъема, связанную с ней промежуточными звеньями грузонесущую раму, шарнирно закрепленные в углах рамы захватные крюки, механизм фиксации крюков и направляющие элементы, промежуточные звенья выполнены в виде тяг с расположенными на их концах серьгами, а механизм фиксации — в виде закрепленных в углах рамы стоек с вертикальными прорезями и кулис, соединенных в средней части с серьгами промежуточных элементов посредством шарниров, оси которых расположены в вертикальных прорезях стоек, при этом нижние концы кулис размещены в прорезях захватных крюков, а верхние снабжены противовесами, в свою очередь, прорези захватных крюков выполнены под углом 45 к горизонтальным и вертикальным осям шарниров крюков и снабжены на обоих концах эксцентрично расположенными к осям прорезей выемками, центры которых находятся на упомянутых горизонтальных и вертикальных осях соответственно, Облегчение наведения на груз достигается в результате выполнения направляющих элементов в виде плоских поворотных в вертикальной плоскости рычагов, установленных на одной из сторон рамы грузозахвата, и дополнении его центрирующими элементами, расположенными на раме под захватными крюками.
Изобретение обеспечивает упрощение конструкции захвата и расширение его эксплуатационных возможностей за счет размещения механизма фиксации поворотных крюков в углах рамы в месте крепления крюков, что исключает из конструкции захвата громоздкие передаточные звенья и позволяет создать устройство, пригодное для перегрузки грузов различных типоразмеров, Последняя задача может быть решена в результате выполнения балок рамы переменной длины, например в виде сменных балок
1736904
1 или телескопических раздвижных балок, возможность чего обеспечивается за счет отсутствия связей между центром рамы и ее периферией. Условие размещения механизма фиксации в углах рамы вызвало необхо- 5 димость создания новых конструкций крюков и промежуточных звеньев, которые в сочетании со стойками, закрепленными в . углах рамы и снабженными вертикальными прорезями, обеспечивают надежную фикса- 10 цию поворотных крюков при подъеме, транспортировании и спуске груза, Форма и расположение прорезей, выполненных в крюках, создают возможность разворота крюков на 90 и фиксации их в 15 крайних положениях с помощью кулис, конструкция которых и шарнирная связь с серьгами промежуточных звеньев позволяет им совершать поступательное движение в вертикальных прорезях угловых стоек вместе с 20 серьгами, разворачиваться вокруг осей шарнирных соединений и перемещаться по наклонным прорезям крюков. Указанные свойства кулис позволяют им оказывать вращательное воздействие на крюки при 25 натяге промежуточных звеньев, Однако задача поворота и фиксации крюков не была бы решена, если бы наклонные прорези не завершались эксцентрично расположенными выемками, а кулисы не были снабжены 30 противовесами. Последние необходимы для создания усилия, прижимающего нижние концы кулис к внешней кромке прорезей крюков и таким образом фиксирующего их в выемке, надежно запирая крюки в откры- 35 том или закрытом положении, В то же время при изменении натяга промежуточных звеньев эти элементы позволяют развернуть крюки в результате зацепления нижних концов кулис за кромки выемок, 40
На фиг, 1 представлено грузозахватное устройство с установленными в закрытом положении крюками; на фиг, 2 — вид грузозахвата со стороны направляющих элементов; на фиг. 3 — схема строповки и расстроповки 45 груза.
Предлагаемое грузозахватное устройство (фиг. 1, 2) состоит из прямоугольной рамы 1, в каждом из углов которой íà опорных площадках 2 закреплены по две стойки 50
3, снабженные вертикальными прорезями
4, захватных крюков 5 и кулис 6, установленных шарнирно соответственно на осях 7 и 8, причем оси 7 неподвижно закреплены в отверстиях стоек, а оси 8 закреплены в проре- 55 зях 4 с возможностью вертикального. перемещения в пределах прорезей, траверсы 9, соединенной с осями 8 с помощью гибких тяг 10 и серег 11, а с крюком грузоподъемного механизма — подвеской 12, двух направляющих элементов 13, шарнирно установленных на смежных опорных площадках 2 wa осях 14, и четырех центрирующих элементов 15, укрепленных на опорных площадках 2 снизу, Захватные крюки 5 (фиг. 3) снабжены двумя опорными поверхностями а и б, на которые они устанавливаются в крайних (нзакрытомн и "открытом") положениях, и прорезью 16, расположенной под углом 45 к горизонтальной и вертикальной осям шарнира 7 и заканчивающейся выемками 17 и
18, смещенными относительно продольной оси прорези 16, причем центры выемок расположены на осях шарнира 7.
Кулисы 6 представляют собой двупле-, чие рычаги, на нижнем плече которых выполнен палец 19, размещенный в прорези
16 захватных крюков, а на верхнем плече укреплен противовес 20, Серьги 11, соединяющие оси 8 с гибкими тягами 10, шарнирно установлены на осях 8 и снабжены упором 21, ограничивающим их перемещение в крайнем нижнем положении.
Направляющие элементы 13 (фиг. 1 и 2) представляют собой плоские рычаги, удерживаемые упорами 22 в наклонном положении и устанавливаемые с возможностью вращения вокруг осей 14 от исходного положения в направлении горизонта.
Центрирующие элементы 15 представляют собой массивную деталь, имеющую закругленную нижнюю поверхность.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Грузозахват, подвешенный на крюк грузоподъемного механизма за звено подвески
12, с помощью направляющих 13 и центрирующих элементов 15 наводится и устанавливается на контейнер, Наведение производится перемещением грузозахвата в направлении свободной боковой стороны контейнера 23, имеющей рымные узлы; высота перемещения грузозахвата выбирается такой, чтобы его рама 1 находилась над контейнером, а направляющие элементы 13 упирались в боковую стенку контейнера при встрече с ней. После соприкосновения обоих напрэвляюгцих элементов со стеной KoHTGAнера производится центровка грузозахвата на грузе.
Для этого грузозахват опускается на крышку контейнера, устанавливается на ней опорой на центрирующие элементы 15 и перемещается в направлении, перпендикулярном первоначальному перемещению до момента западания центрирующих элементов 1 5 в пазухи рымных узлов контейнере. Звхрутпеннвя опорнвя поверхность
1736904
10
45
7 центрирующих элементов облегчает эту операцию, При этом перемещении направляющие элементы 13 скользят вдоль боковой стенки контейнера.
При неточном наведении грузозахвата на контейнер и случайном опирании концами направляющих элементов 13 на его крышу они поднимаются эа счет наклонного положения и возможности их поворота в вертикальной плоскости. Это предотвращает поломку крыши контейнера. После снятия направляющих элементов с крыши они возвращаются в исходное положение под действием собственного веса.
Небольшая толщина направляющих элементов позволяет заводить их в зазоры при достаточно плотной установке контейнеров в штабеле.
При наведении грузозахвата на контейнер (фиг. 3, положение I) грузозахват нахо- 20 дится в подвешенном состоянии и натянутые гибкие тяги 10 удерживают оси 8 в верхней части прорезей 4, при этом кулисы 6 занимают вертикальное положение, а захватные крюки 5 и 4 находятся в "открытом" положении и опираются на поверхности а.
Захват наводится и устанавливается на контейнер (фиг. 3, положение II), крюк грузоподъемного механизма опускается, натяжение гибких тяг :0 осл-бевает и оси 8 с кулисами 6 опускаются под действием собственной массы вдоль прорезей 4.
При этом пальцы 19, закрепленные в наклонных прорезях 16 захватных крюков 5 скользят вдоль них и отклоняют нижние концы кулис 6, что приводит к их повороту вокруг осей 8 при опускании, После вывода кулис 6 иэ вертикального положения противовесы 20 создают усилия, прижимающие пальцы 19 к внешней кромке прорезей 16. В конце хода осей 8 пальцы 19 оказываются в нижних выемках 17 прорезей 16.
Крюк грузоподъемного механизма поднимается (фиг. 3, положения III) и гибкие тяги 10, натягиваясь, поднимают оси 8 с кулисами 6. При подъеме кулис 6 пальцы 19, поджатые благодаря противовесам 20 к внешним крюкам выемок 17 на конце прорезей 16, увлекают за собой захватные крюки 5, поворачивая их вокруг осей 7. В конце хода оси 8 устанавливаются в верхней части прорезей 4, кулисы 6 занимают вертикальное положение, а захватные крюки 5 опиражают опускать, натяжение гибких тяг 10 ослабевает и оси 8 с кулисами 6 под действием собственной массы опускаются вдоль прорезей 4. При этом пальцы 19 скользят вдоль прорезей 16 захватных крюков и отклоняют нижние концы кулис 6, что приводит к их . повороту вокруг осей 8 в направлении, противоположном направлению поворота при первом опускании, изображенном на фиг. 3, положение II. В конце хода осей 8 пальцы 19 окажутся в нижних выемках 18 пазов 16,, Крюк грузоподьемного механизма поднимают (фиг. 3, положение I) и гибкие тяги
10, натягиваясь, поднимают оси 8 с кулисами 6, При подъеме кулис 6 пальцы 19, благодаря противовесам 20, поворачивают захватные крюки вокруг осей 7, В конце хода оси 8 устанавливаются в верхней части прорезей 4, кулисы 6 занимают вертикальное положение, а захватные крюки 5 опираются на поверхности а и.занимают открытое положение, гибкие тяги 10 полностью натягиваются и производится подъем грузоэахвата в исходном положении для повторного цикла.
Использование изобретения обеспечивает упрощение конструкции изделия эа счет того, что фиксация захваченных крюков осуществляется фактически с помощью одной технологически простой детали — кулисы, а также за счет исключения громоздких передаточных звеньев от устройства для фиксации при их центральном расположении к захватным органам.
Кроме того, в сравнении с прототипом, исключающим воэможность перегрузки более одного типоразмера груза, предлагаемое устройство позволяет с помощью простых средств создать конструкцию, пригодную для, перегрузки контейнеров различных типоразмеров. Это может быть достигнуто эа счет выполнения балок рамы переменной длины, например телескопически раздвижных, складывающихся, сменных и т.п.
В таких конструкциях при изменении типоразмера груза производится простая операция перенастройки груэозахвата.
При ьтом все констоуктивные элементы грузозахватного устройства находятся в пределах габарита груза, что позволяет производить формирование и расформирование плотных штабелей контейнеров.
Формула изобретения ются на поверхности б и занимают
"закрытое" положение, гибкие тяги 10 полностью натя гива ются и контейнер поднимается.
Контейнер переносится на место установки и опускается (фиг. 3, положение Р/).
Крюк грузоподъемного механизма продолГрузозахватное устройство, содержащее траверсу, навешиваемую на грузоподьемный механизм, связанную с траверсой раму, шарнирно закрепленные в углах рамы захватные крюки, механизм фиксации крю9
1736904
10 ков и элементы для ориентации относительно груза, î t л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, связь рамы с траверсой представляет собой тяги с серьгами на концах, а механизм фиксации захватных крюков включает в себя закрепленные в углах рамы стойки с вертикальными прорезями, кулисы, соединенные каждая средней частью с серьгой соответствующей тяги посредством оси, расположенной в прорези соответствующей стойки, при этом каждый захватный крюк выполнен с расположен5 ным под углом 45 к горизонтали сквозным пазом с выемками на концах, в котором расположен один конец кулисы, другой конец которой выполнен с противовесом.
1736904
1736904
7О
Составитель В.Голанд
Г
Редактор А.Лежнина Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Ïîæî
Заказ 1865 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101