Центробежный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: системы охлаждения ДВС. Сущность изобретения: рабочее колесо 3 выполнено из композиционного материала и имеет стальную ступицу 5. Торцом 8 ступицы 5 образована одна из уплотняющих поверхностей уплотнения 9. Наружная поверхность 13 ступицы 5 выполнена конусной с уклоном в сторону входной полости 4 и осевым рифлением. Это надежно фиксирует ступицу 5 от проворачивания и осевого смещения. 3 ил,
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ss)s F 04 D 29/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4843711/29 (22) 28.06.90 (46) 30.05.92. Бюл. ЬЬ 20 (71). Кировоградский завод гидравлических силовых машин им.XXV съезда КПСС (72) С.Т.гавриленко, О.В.Новак, А.В.Лукья-. ненко, П.А.Мазур, П,П.Погребной, B.À.Êàìïô, В,Я.Аулин и А.Г.Гаркуша (53) 621.671 (088,8) (56) Дизель СМД-60 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Харьков: Прапор, 1977, с.52, рис.33, 42, 1737160 Al (54) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС (57) Использование; системы охлаждения
ДВС, Сущность изобретения: рабочее колесо 3 выполнено из композиционного материала и имеет стальную ступицу 5. Торцом
8 ступицы 5 образована одна из уплотняющих поверхностей уплотнения 9, Наружная поверхность 13 ступицы 5 выполнена конус- . ной с уклоном в сторону входной полости 4 и осевым рифлением. Это надежно фиксирует ступицу 5 от проворачивания и осевого смещения. 3 ил, 1737160
Изобретение относится к центробежным насосам, применяемым в системах ох- . лаждения двигателей тракторов как общего, так и промышленного назначения, экскаваторов, сельскохозяйственных, дорожно- 5 строительных и других машин.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является центробежный водяной насос СУД-60, содержащий корпус, уста- 10 новленное в нем на приводном валу. проходящем через входную полость, рабочее колесо, При этом рабочее колесо изготовлено иэ чугуна и закреплено на конце приводного вала, который консольно выступает за 15 пределы подшипникового узла во входную полость, В корпусе вокруг приводного вала размещено торцовое уплотнение, одна из уплотняющих поверхностей которого образована торцом ступицы рабочего колеса. 20
Недостатком зтога насоса является низкая надежность, обусловленная тем, что при передаче крутящего момента в условиях высоких динамических.и инерционных нагрузок, -из-за повышенной массы рабочего 25 колеса крепление его ослабляется, снижая, в свою очередь, надежность работы торцового уплотнения.
Цель изобретения — повышение надежности насоса при воздействии динамиче- 30 ских нагрузок, Поставленная цель достигается тем, что в центробе>кном насосе, содержащем корпус, установленное в нем на приводном валу, проходящем через входную полость 35 насоса, рабочее:;олесо и размещенное в корпусе вокруг приводного вала торцовое уплотнение, одна иэ уплотняющих поверхностей которого образована торцом ступицы колеса, рабочее колесо выполнено иэ ком- 40 позиционного неметаллического материала, а ступица — стальной, выступающей со стороны уплотнения эа осевые размеры колеса, при этом наружная поверхность ступицы в месте соединения с рабочим 45 колесом выполнена конусной с уклоном в сторону входной полости и с осевым рифлекием.
Этим самим, выполнив рабочее колесо из композиционного неметаллического ма- 50 териала, имеется воэможность значительно уменьшить его массу без снижения. надежности крепления к приводному валу, снизить инерционные нагрузки, повысить надежность работы насоса при воздействии 55 динамических нагрузок.
На фиг.1 изображен насос, продольный разрез; на фиг.2 — часть рабочего колеса насоса, в увеличенном масштабе; на фиг,3— разрез А-А на фиг.2.
Центробежный насос содержит корпус
1, в котором на приводном валу 2 закреплено рабочее колесо 3. Приводной вал 2 проходит через входную полость 4 насоса.
Рабочее колесо 3 выполнено иэ композиционного неметаллического материала и имеет стальную ступицу 5 и обод 6 с лопастями
7.
Торец 8 ступицы 5 образует одну из уплотняющих поверхностей торцового уплотнения 9, размещенного в корпусе 1 вокруг приводного вала 2, и выступает со стороны уплотнения 9 за осевые размеры колеса 3.
Ступица 5 как и о од 6 имеет отверстие
10 с плоским участком 11, которым рабочее колесо 3 посажено на конец приводного вала 2, имеющий соответствующую лыску. и закреплено винтом 12, Наружная поверхность 13 ступицы 5 в месте соединения с рабочим колесом выполненаа конусной с уклоном в сторону входной полости 4 и с осевым рифлением 14.
Соединение ступицы с ободом 6 осуществляется в процессе изготовления рабочего колеса 3 путем установки уже готовой ступицы в пресс-форме на штифт иммитирующий конец приводного вала 2 с лыской, Далее в процессе заполнения пресс-формы неметаллическим композиционным материалом, например, полиамидом, наполненíым стекловолокном; этот материал, заполняя впадины в рифлении 14, надежно фиксирует ступицу 5 не только от проворота относительно обода 6, но и от осевого сме- . щения за чет угла уклона конусной поверхности 13 в сторону входной полости 4.
В работе центробежного насоса жидкость из входной полости 4 поступает к лопастям 7 рабо .его колеса 3, нагнетается ими в выходную пс;,сть 15 и далее в систему охлаждения двигателя. Частичная разгрузка рабочего колеса 3 or воздействия осевых усилий достигается выполнением в нем нескольких, равномерно расположенных по окружности сквозных отверстий 16, сообщающих пространство между лопастями 7 с выходной полостью 15.
Формула изобретения Центробежный насос, содержащий корпус, установленное в нем на приводном валу, проходящем через входную полость насоса, рабочее колесо и размещенное в корпусе вокруг пригодного вала торцовое уплотнение, одна из уплотняющих поверхностей которого образована торцом ступицы колеса, отличающийся тем. что, с целью повышения надежности насоса при воздействии. динамических нагрузок, рабочее колесо выполнено из композиционного неметаллического материала, а ступица—
1737160
A-x
Составитель А.Гаркуша
Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко
Редактор И.Касарда
Заказ 1878 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рауиская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 стальной, выступающей со стороны уплотнения за oceBbl8 размеры колеса, при зтом наружная поверхность ступицы в месте соединения с рабочим колесом BbllloAHBHB конусной с уклоном в сторону входной полости и с осевым рифлением.