Способ испытания зубчатых колес на контактную усталость

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕспуБлик (5!)5 G 01 N 3/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4782634/28 (22) 22.11,89 (46) 30.05.92. Бюл. N. 20 (71) Одесский институт инженеров морского флота (72) Н.B.Oëåéíèê, В.М.Бессараб и С.П.Скляр (53) 620.178(088.8) (56) Заблонский К.И;, Семенов Д.Л. Контроль состояния рабочих поверхностей зубьев зубчатых передач при испытаниях на контактную выносливость. — Известия Ву- зов.1966, N. 10, с. 42-46, ГОСТ 25.502-79. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость, введ. 01.01.81. (54} СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КО.ЛЕС НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ . (57) Изобретение относится к машиностроению и.может быть использовано при испыИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытании зубчатых колес или материалов, применяемых для их изготовления, на контактную усталость..

Известен способ испытания зубчатых колес на контактную усталость, заключающийся s том, что зубчатые колеса циклиЧески нагружают при. постоянном уровне контактного давления до достижения степенью выкрашивания активной боковой поверхности зубьев предельного значения и определяют зависимость усталостной кон.тактной долговечности колес от уровня на. пряжения.

Недостатком указанного способа является его пониженная точность, вызванная,, Я „„1737321 А1 тании зубчатых колес или материалов, применяемых для их изготовления, на контактную усталость. Цель изобретения— повышение точности способа за счет уменьшения разброса характеристик контактной усталости колес. Зубчатые колеса циклически нагружают при постоянном уровне контактного напряжения до достижения степенью выкрашивания активной боковой поверхности зубьев предельного значения и определяют характеристики контактной усталости колес. Нагружение осуществляют до достижения степенью выкрашивания 1% площади активной поверхности и определяют твердость материала зубьев, с учетом которой в качестве характеристики контактной усталости колес определяют их индивидуальную зависимость усталостной контактной долговечности от уровня напряжения.. большим разбросом характеристик контактной усталости колес.

Цель изобретения — повышение точности способа путем уменьшения влияния раз- Сд броса характеристик контактной усталости Я колес. ааажай

Цель достигается тем, что согласно предлагаемому способу нагруженне осуществляют до достижения степенью выкрашивания площади 1 активной боковой поверхности и определяют твердость материала зубьев, с учетом которой в качестве характеристики контактной усталости колес определяют их индивидуальную зависимость усталостной контактной долговечности от уровня напряжения.

Способ осуществляется следующим способом.

1737321 (O HB +P HB) + 9, = Ig 700 - 1,241 х (1,168 10 236 + 1,614 10 236)

+ I g 1,6029 ° 106 = 16,109, Цн = (Сн — Ig N1 )/Ig 01 = (16,109— — Ig 1,6029 * 10 )/Ig 700 = 3,481 .

При осуществлении изобретения учитывают, что параметр q< степенного уравнения индивидуальной зависимости устал остной контактной долговечности от уровня напряжения растет с увеличением твердости материала зубьев колес по экспоненциальной зависимости

Составитель В.Бессараб .

Редактор Л,Веселовская Техред М.Моргентал Корректор O.Кравцова

Заказ 1886 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Изготовленные из стали 55, улучшенной, сопряженные зубчатые колеса — шестерню и колесо (числа зубьев соответственно 19 и 81, модуль нормальный 4 мм, зубья фрезерованные, класс точности поверхности—

7-й, степень точности передачи — 7-я) циклически нагружают при постоянном уровне о1 -700 Мйа контактного напряжения до достижения степенью выкрашивания площади 1 активной боковой поверхности зубьев шестерни, Долговечность до указанного разрушения составила N1=1,6029 млн. циклов. flo измеренной твердости зубьев шестерни, составившей 236 НВ, определяют ее индивидуальную зависимость усталостной контактной долговечности от уровня напряжения в виде параметров степенного уравнения (а..нв +Р нв) ® где а, а, P — коэффициенты, практически не зависящие от технологических, конструк5 ционных и эксплуатационных факторов и составляющие для зависимости (1), установленной по результатам испытаний зубчатых колес до достижения степенью выкрашивания 1 площади активной боковой по10 верхности зубьев, соответственно 1,241.;

1,168 10 ;1,614 10

Формула изобретения

Способ испытания зубчатых колес на

15 контактную усталость, заключающийся в том, что зубчатые колеса циклически нагружают при постоянном уровне контактного давления до достижения степенью выкрашивания активной боковой поверхности

20 зубьев предельного значения и определяют характеристики контактной усталости колес, по которым определяют зависимость. усталостной контактной долговечности материала колес от уровня напряжения, о т л и25 ч ающийсятем,что,с целью повышения точности за счет уменьшения влияния разброса характеристик контактной усталости колес, нагружение осуществляют до достижения степенью выкрашивания площади

30 17ь активной .боковой поверхности и определяют твердость материала зубьев, с учетом которой в качестве характеристики контактной усталости колес определяют их индивидуальную зависимость усталостной .

35 контактной долговечности от уровня напряжения,