Способ контроля работоспособности ротора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электроизмерениям и может быть использовано для контроля работоспособности короткозамкнутых роторов асинхронных электрических машин. Цель изобретения - повышение достоверности контроля за счет пропускания переменного тока непосредственно от источника тока, а не путем индуцирования. Устройство, реализующее способ, содержит исполнительный механизм 1, подвижный и неподвижный изолирующие рычаги 2 и 3, токопроводящие пластины 4, источник 5 тока , измерительный датчик 6, синхронизирующие диск 7 и датчик 8, привод 9, контролируемый ротор 10, вычислительный и печатающий блоки 11 и 12. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИ Ч Е С К ИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 R 31/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4722724/21 (22) 19.07.89 (46) 30,05.92. Бюл. ¹ 20 (71) Харьковский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электродвигателей Производственного объединения
"Укрэлектромаш" (72) В.М.Зубка, Н,М,Черемисин, В.В,Михайлов и И.И,Сосницкий (53) 621.313.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1182442, кл. G 01 R 31/02, 1984, Авторское свидетельство СССР № 1180814, кл, G 01 R 31/02, 1984.
„„SU ÄÄ 1737379А1 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ РОТОРА (57) Изобретение относится к электроизмерениям и может быть использовано для контроля работоспособности короткозамкнутых роторов асинхронных электрических машин, Цель изобретения — повышение достоверности контроля за счет пропускания переменного тока непосредственно от источника тока, а не путем индуцирования.
Устройство, реализующее способ, содержит исполнительный механизм 1, подвижный и неподвижный изолирующие рычаги 2 и 3, токолроводящие пластины 4, источник 5 тока, измерительный датчик 6, синхронизирующие диск 7 и датчик 8, привод 9, контролируемый ротор 10, вычислительный и печатающий блоки 11 и 12, 1 ил.
1737379
Изобретение касается электроизмерений и предназначено для контроля работоспособности короткозамкнутых роторов асинхронных электрических машин с открытыми и закрытыми пазами после заливки алюминием или другим сплавом.
Цель изобретения — повышение достоверности контроля работоспособности ротора после заливки его сплавом перед механической обработкой за счет пропускания тока через стержни от внешнего источника тока.
На чертеже приведено устройство реализующее способ, Устройство содержит прижимной узел, состоящий из исполнительного механизма
1, подвижного и неподвижного изолирующих рычагов 2 и 3 и токопроводящих пластин 4, подключенных с помощью гибкого кабеля к выводам источника 5 тока, измерительный датчик 6, синхронизирующие диск
7 и датчик 8, привод 9, соединенный с валом контролируемого ротора 10, вычислительный и печатающий блоки 11 и 12, причем исполнительный механизм 1 соединен с подвижным изолирующим рычагом 2, который шарнирно соединен с неподвижным изолирующим рычагом 3, выходы измерительного и синхронизирующего датчиков 6 и 8 соединены соответственно с первым и вторым входами вычислительного блока 11, выход которого соединен с печатающим блоком 12.
Устройство работает следующим образом.
Ротор 10 после заливки подается в прижимной узел, в котором зажимается исполнительным механизмом 1 с помощью рычагов 2 и 3 между токопроводящими пластинами 4. Перед началом измерений синхронизирующие диск 7 и датчик 8 фиксируют первый стержень роторной клетки, А от источника 5 тока подают такой величины ток, чтобы он, проходя по стержням ротора 10, вызывал вокруг каждого из них магнитный поток, приводящий к насыщению стали непробитых штампом перемычек и вспучиванию силовых магнитных линий в шлицах пазов.
Во время измерений ротор 10 с помощью привода 9 вращают с пазовым шагом в пределах 360о. При этом измерительным датчиком 6 измеряют ЭДС, наводимую токами стержней, После контроля всех стержней по заданной программе производится обработка данных измерений.
Способ контроля работоспособности ротора реализуют следующим образом.
По измеренным ЭДС с помощью вычислительного блока 11 определяют наибольШЕЕ ЗНаЧЕНИЕ Емдкс И ЕГО ПРИСВаИВаЮт стержню, выполненному без дефектов и
5 имеющему проводимость макс, зависящую от длины I и сечения F стержня, а также проводимости материала, например алюмиНИЯ УдД, F
1 0 гмдкс = гал .
Измеряемые ЭДС, наведенные токами стержней ротора 10, пропорциональны частоте тока f, числу витков обмотки датчика W и магнитному потоку Ф, наведенному в сер15 дечнике магнитопровода измерительного датчика 6, т.е.
Е =444 f W Ф, Магнитный поток Ф пропорционален току в стержне ротора 10, т.е, 20 ф =1ст
В свою очередь, ток в стержне 1ст ротора 10 пропорционален току 4бщ, пропускаемому через ротор 10 между пластинами 4, проводимости стержня ротора 10 уст; и сум25 ме проводимостей всех стержней оби1
) ст!
1 т,е. можно написать, что проводимость стержня — Е уст СТ .
Емакс
По измеренным ЭДС стержней, числу m стержней ротора 10, проводимости бездефЕКтНОГО СтЕРжНЯ Умдкс И ДОПУСТИМОМ УВЕличении скольжения ротора ЛЯдоо за счет недозаливки стержней при номинальной нагрузке двигателя рассчитывают среднюю
40 проводимость стержней
m "Г ст
Уср скольжение предполагаемого двигателя с
45 проверяемым ротором 10
Гмакс г ср и определяют работоспособность ротора 10 по выполнэнию неравенства
50 (— — 1) 100 Л одоп
Уср
Таким образом, способ контроля работоспособнос .и ротора позволяет более достоверно за счет -.ðoëóñêàíèÿ тока через стержни от внешнего источника тока определить параметры будущей машины с ротором, проверяемым непосредственно после его заливки сплавом, что дает возможность экономить затраты на механическую обра5 ботку дефектных роторов, пересборку двигателя, снизить потери от брака двигателей, повысить их надежность и качество.
25
35
50
Составитель В. Быков
Редактор М. Келемеш Техред M,Ìoðãåíòàë :(орректор Т, Малец
Заказ 1889 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Формула изобретения
Способ контроля работоспособности ротора, при котором ротор вращают с пазовым шагом и измеряют ЭДС, индуктируемые токами стержней клетки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения достоверности контроля, пропускают от внешнего источника переменный ток от кольца к кольцу, определяют максимальную проводимость одного из стержней и среднюю проводимость всех стержней, а о работоспособности ротора судят по выполнению условия (мзкс 1 ) 1 00 где yM>« — максимальная проводимость стержня, см;
yc> — средняя проводимость стержней, см;
10 Л Spon — допустимое увеличение скольжения ротора за счет недозаливки стержней при номинальной нагрузке двигателя, .