Устройство для моделирования вождения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: создание исследовательских моделирующих комплексов и учебно-тренировочных средств для водителей транспортной техники. Сущность изобретения: одновременное моделирование вождения нескольких транспортных средств с помощью одного ленточного макета местности , Это достигается за счет введения в устройство дополнительных телекамер с приводами продольного и поперечного перемещений и поворота, а также соответствующих вычислительно-управляющих блоков. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ass)s G 09 В 9/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4819408/11 (22) 24.04,90 (46) 30.05.92, Бюл. N 20 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения (72) И.Н,Алешин и В.А.Зайцев (53) 681.3,071(088,8) (56) Бабенко В.С. Имитаторы визуальной обстановки тренажеров летательных аппаратов, M,: Машиностроение, 1978. с.95. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ MOPEЛИРОВАНИЯ
ВОЖДЕНИЯ
Изобретение относится к созданию моделирующих стендов и учебно-тренировочных средств водителей, а именно к имитаторам визуальной обстановки для моделирования вождения нескольких транспортных средств, Для моделирования вождения широко используются ленточные макеты местности, При этом продольное движение транспортного средства моделируется за счет перемещения ленты, а поперечное — движением двухстепенной каретки с входным оптическим устройством телекамеры, Структура выбранного за прототип имитатора визуальной обстановки включает в свой состав макет местности в виде ленты с приводом ее перемотки, расположенную над ним телекамеру с приводом поперечного перемещения и поворота, макет рабочего поста водителя с установленным в нем видеоконтрольным устройством и органами управления с датчиками их положения, Данным имитатором невозможно моделировать одновременное движение нескольких транспортных средств, Цель изобретения — увеличение числа учебных мест за счет обеспечения возмож Ы > 1737486 А1 (57) Использование: создание исследовательских моделирующих комплексов и учебно-тренировочных средств для водителей транспортной техники. Сущность изобретения: одновременное моделирование вождения нескольких транспортных средств с помощью одного ленточного макета местности, Это достигается за счет введения в устройство дополнительных телекамер с приводами продольного и поперечного перемещений и поворота, а также соответствующих вычислительно-управляющих блоков. 1 ил. ности моделирования вождения нескольких транспортных средств.
Указанная цель достигается за счет того, что устройство снабжено второй телекамерой с приводами поперечного, продольного перемещения и поворота, вторым макетом рабочего поста водителя с установленным в нем видеоконтрольным устройством, подключенным к выходу второй телекамеры, и органами управления с датчиками их положения, связанными через второй вычислитель параметров динамики движения с приводамИ: поперечного перемещения и поворота, а также вычитателем, связанным вторым своим входом с первым вычислителем параметров динамики движения, а выходом — с приводом продольного перемещения.
На чертеже показана структура устройства.
Устройство для моделирования вождения содержит макет местности в виде ленты
1 с приводом ее перемотки 2, расположенную в зоне видимости ленты первую телекамеру 3 с приводами поперечного перемещения 4 и поворота 5, первый макет рабочего поста водителя 6 с установленным
1737486 в нем, видеоконтрольным устройством 7 и органами управления 8 с датчиками их положения 9, связанными через первый вычислитель параметров динамики движения
10 с приводом перемотки 2 и приводами 5 поперечного перемещения 4 и поворота 5, вторую телекамеру 11 с приводами поперечного 12, продольного 13 перемещений и поворота 14, вторым макетом рабочего поста водителя 15 с установленным в нем видео- 10 контрольным устройством 16, подключенным к выходу второй телекамеры 11, и органами управления 17 с датчиками их положения 18, связанными через второй вычислитель параметров динамики движения 15
19 с приводами поперечного перемещения
12 и поворота 14, а также вычитателем 20, связанным вторым своим входом с первым вычислителем параметров динамики движения 10, а выходом — с приводом продольного 20 перемещения 13.
При реализации устройства могут быть применены следующие технические решения.
Ленточный макет местности 1 может 25 быть реализован путем использования тканевой ленты, перематываемой электродвигателем 2. Телекамеры 3, 11 — из комплекта аппаратуры "Полоса-2M". Привода 4,5,12—
14 — электродвигатели с редукторами и сис- 30 темой управления по скорости. Макеты 6 и
15 — полноразмерные макеты кабин соответствующих транспортных средств. В качестве органов управления 8 и 17 могут быть использованы серийные педали и рычаги, а 35 в качестве датчиков 9 и 18 — потенциометры.
Вычислители параметров динамики движения 10 и 19 могут быть использованы от серийных тренажеров вождения, Вычитатель 20 выполняется на операционном уси- 40 л ител е.
Устройство работает следующим образом.
При вождении расположенный в макете рабочего места 6 водитель на экране видео- 45 контрольного устройства 7 наблюдает изображение имитируемой местности, передаваемое телекамерой 3 с макета местности 1. Работая с органами управления 8, водитель формирует на датчиках 9 соответ- 50 ствующие управляющие напряжения, которые в вычислителе параметров динамики движения 10 преобразуются в напряжения, соответствующие продольной V, поперечной VJ и угловой в скоростям движения объ- 55 екта. Эти напряжения управляют соответственно приводом 2 перемотки ленты 1, приводом 4 перемещения и приводом
5 поворота телекамеры 3, чем и обеспечивается имитация визуальной обстановки, соответствующая движению транспортного средства, Водитель, расположенный в дополнительном макете рабочего места 15, на экране видеоконтрольного устройства 16 наблюдает изображение имитируемой местности, передаваемое телекамерой 11 с макета местности 1. Работая с органами управления 17, водитель формирует на датчиках 18 соответствующие управляющие напряжения, которые в вычислителе параметров динамики движения 19 преобразуются B напряжения, соответствующие
3 продольной Чц, поперечной \/ и угловой й) скоростям движения второго моделируемого объекта.
Напряжения Vi и ю управляют соот1 I ветственно приводами 12 и 14, чем обеспечивается имитация поперечного перемещения и разворота моделируемого транспортного средства. Напряжение продольной сокорости \/ подается на вычитаI тель 20, в котором происходит вычисление разности продольных скоростей первого и второго транспортных средств ЛЧя = Чав
VII . Напряжение AVII подается на привод
13 продольного перемещения телекамеры
11, которая перемещается вдоль ленты 1 с разностной скоростью Л Чл, вследствие чего водители моделируемых транспортных средств воспринимают набегающую на них с разной скоростью визуальную обстановку.
Формула изобретения
Устройство для моделирования вождения, содержащее макет местности в виде ленты с приводом ее перемотки, расположенную в зоне видимости ленты первую телекамеру с приводами поперечного перемещения и поворота, первый макет рабочего поста водителя с установленным в нем видеоконтрольным устройством, подключенным к выходу первой телекамеры, и органами управления с датчиками их положения, связанными через первый вычислитель параметров динамики движения с приводом перемотки и приводами поперечного перемещения и поворота, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью увеличения числа учебных мест, устройство снабжено второй телекамерой с приводами поперечного, продольного перемещения и поворота, вторым макетом рабочего поста водителя с установленным в нем видеоконтрольным устройством, подключенным к выходу второй телекамеры, и органами управления с датчиками их положения, связанными через второй вычислитель параметров динамики движения С приводами поперечного пере1737486
Составитель И, Алешин
Редактор Н. Горват Техред М.Моргентал Корректор С, Шевкун
Заказ 1894 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
> i3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 мещения и поворота, а также вычитателем, связанным первым и вторым входами с выходами соответственно второго и первого вычислителей параметров динамики движения, а выходом — с приводом продольного перемещения.