Способ сборки электрической машины с упругим подвесом в корпусе сердечника статора и ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: производство турбогенераторов с внутренним и наружным корпусом со стояковыми радиальными подшипниками, установленными на площадках щитов. Сущность изобретения: выверку аксиальных и радиальных зазоров между элементами конструкции, установленными вдоль оси электрической машины, и их фиксацию производят перед определением характеристик холостого хода, а магнитное тяжение устраняют путем перемещения сердечника статора относительно ротора. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1 I) (я)5 Н 02 К 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4 4 о (21) 4701279/07 (22) 06.06,89 (46) 30.05.92. Бюл. М 20 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" им. С.M. Кирова (72) В.С. Фертман, В.Я. Солнцев, В.М. Терехов и И.А. Кади-Оглы (53) 621.313-1.043.2.017;72(088.8) (56) Ривин Л.Б. Монтаж крупных электрических машин, Энергоиздат, Л., 1956, с.322.

Блюменкранц Д.Б. Технология крупного электромашиностроения, Л.: Энергоиздат, 1981, т.3, с.291 — 292.

Изобретение относится к электромашиностроению и касается производства турбогенераторов с внутренним и наружным корпусами, со стояковыми радиальными подшипниками, устанавливаемыми на площадках щитов, и может быть использовано при ремонте машин на объектах.

Известные способы сборки и испытания электромашин с подшипниками скольжения, установленными на площадках щитов, предусматривают предварительную сборку с установкой всех осевых и радиальных зазоров, затем испытания и окончательную сборку. Аналогичный способ используется при ремонте электрических машин.

Наиболее близким к изобретению является способ изготовления электрических машин с упругоподвешенным в корпусе сердечником статора и ротором, по которому производят сборку сердечника с корпусом и сборку ротора с элементами конструкции, (54) СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ С УПРУГИМ ПОДВЕСОМ В КОРПУСЕ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА И РОТОРА (57) Использование: производство турбогенераторов с внутренним и наружным корпусом со стояковыми радиальными подшипниками, установленными на площадках щитов. Сущность изобретения: выверку аксиальных и радиальных зазоров между элементами .конструкции, установленными вдоль оси электрической машины, и их фиксацию производят перед определением характеристик холостого хода, а магнитное тяжение устраняют путем перемещения сердечника статора относительно ротора. 2 ил. установленными вдоль оси на корпусе, проводят испытание на холостом ходу и определяют направление перемещения ротора силами магнитного тяжения, производят выверку аксиальных и радиальных зазоров между элементами конструкции, установленными вдоль оси ротора и выполняют их фиксацию.

Устранение магнитного тяжения производят за счет перемещения ротора с подшипниками и другими узлами относительно статора вдоль оси вращения, затем производят вы верку радиальных и осевых зазоров и окончательное крепление всех узлов.

Недостаток данного способа состоит в большой трудоемкости и снижении качества регулировки зазоров из-за неудобства работ на стендах в уже собранной машине, при этом требуются значительные затраты времени и специалисты высокой квалификации.

1737633

Цель изобретения состоит s повышении технологичности путем сокращения высокоточных регулировочных операций.

Это достигается за счет того, что в способе сборки электрической машины с упругоподвешенным в корпусе сердечником статора и ротором, по которому производят сборку сердечника с корпусом, сборку ротора с элементами конструкции, установленными вдоль оси ротора на корпусе, проводят испытание на холостом ходу и определяют направление перемещения ротора силами магнитного тяжения, устраняют магнитное тяжение, проводят выверку аксиальных и радиальных зазоров между элементами конструкции, установленными вдоль оси ротора, и выполняют их фиксацию, выверку аксиальных и радиальных зазоров между элементами конструкции, установленными вдоль оси ротора, и их фиксацию производят перед испытаниями на холостом ходу, а магнитное тяжение устраняют перемещением сердечника статора относительно ротора.

На фиг.1 изображена электрическая машина в разрезе с установленными зазорами между узлами вдоль оси вала; на фиг.2— разрез А — А на фиг.1.

Перед испытанием на холостом ходу электрическую машину собирают и выставляют все радиальные и осевые зазоры между узлами, установленными вдоль оси вращения.

Между ротором 1 и сердечником статора 2 предусмотрен зазор 3, соответственно зазор 4 между корпусами подшипников 5 и вкладышами 6, вкладышами и шейками ротора, зазоры 7 между ножами корпуса водоподвода 8 и ротором (фиг.1).

Статор снабжен упругой подвеской (на чертеже не показана).

В нижней части наружного корпуса 9 выполнены окна 10 для прохода отжимных болтов 11 (фиг.2). С одного из торцов корпуса закреплен кронштейн 12, который имеет

-замковое соединение с наружным корпусом

9 и внутренним корпусом статора 2. Кронштейн 12 снабжен фиксирующим болтом 13 и регулировочным 14 (фиг.1).

Способ осуществляется следующим образом. Устанавливают через окна 10 в корпусе ртжимные болты 11 и доводят их до соприкосновения с внутренним корпусом 2.

С одного из торцов корпуса 9 закрепляют кронштейн 12, который имеет замковое соединение с наружным корпусом 9 и внутренним корпусом 2, затем снимают подвеску.

Вращением аксиальных регулировочных болтов 14 внутренний корпус 2 перемещают вдоль оси по болтам 11 на требуемое расстояние для исключения магнитного тя5 жения. После того как внутренний корпус с сердечником 2 занял правильное осевое положение, подвески устанавливают на прежние места. При этом зазор между статором и ротором сохраняется в пределах допуска, 10 однако имеется воэможность его отрегулировагь подвесками. После этого технологические болты 11.13,14 и кронштейн 12 снимают, машина полностью собрана и готова к дальнейшим испытаниям. 5 Преимущество данного способа состоит в том, что при этом способе не требуется вторичная регулировка зазоров во всех узлах, связанных с ротором, величина которых составляет десятые и сотые доли миллимет20 ра, что значительно снижает трудоемкость изготовления, так как выверка малых зазоров требует привлечения специалистов высокой квалификации. При предложенном способе иногда вторично регулируют только

25 зазор между статором и ротором, что не требует больших трудовых затрат, так как точность установки на порядок ниже. Кроме того, снижается трудоемкость машины за счет сокращения работы по доводке.

30 Формула изобретения

Способ сборки электрической машины с упругим подвесом в корпусе сердечника статора и ротора, согласно которому производят сборку сердечника с корпусом и сбор35 ку ротора с элементами конструкции, установленными вдоль оси электрической машины на корпусе, определяют характеристики холостого хода машины и направление перемещения ротора силами

40 магнитного тяжения. устраняют магнитное тяжение, производят выверку аксиальных и радиальных зазоров между элементами конструкции, установленными вдоль оси электрической машины, и выполняют их

45 фиксацию, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности путем сокращения высокоточных регулировочных операций, выверк, аксиальных и радиальных зазоров между элементами

50 конструкции, установленными вдоль оси электрической машины, и их фиксацию производят перед определением характеристик холостого хода, а магнитное тяжение устраняют путем перемещения сердечника

55 статора относительно ротора.

1737633

Фиг.z

Составитель В.Фертман

Редактор Л.Народная Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор М.Шароши

Заказ 1901 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский.комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101