Патент ссср 173792

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

173792

Союз Советскил

Социалистических

Реслтблик

Зависимое от авт. свидетельства № 153729

Заявлено ЗО.Х11.1962 (№ 811220/27-11) Кл. 20а, 12

21с, 46.-0 с присоединением заявки №

МПК В 61Ь

G 05N

УДК 625.577.2: 621—

787 (088.8) Государственный комитет Ilo делам изобретений и открытий СССР

Приоритет

Опубликовано 06.V111.1965. Бюллетень № 16

Дата опубликования описания 6.Х.1965!

Автор изобретения

В. Э. Ягнятинский

Заявитель

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ СОСУДОВ ПОДВЕСНОЙ

КАНАТНОЙ ДОРОГИ

Подписная группа № 75

В основном авт, св. № 153729 описан способ определения положения сосудов подвесной канатной дороги, заключающийся в том, что на тяговый канат на равных расстояниях друг от друга наносят микродозы радиоактивного вещества с р-излучением, затем регистрируют импульсы, излучения детектором радиоактивного реле, число срабатываний которого в каждый отрезок времени пропорционально расстоянию подвесного сосуда от станции.

Предложенный способ позволяет получить укрупненный масштаб показаний индикатора положения сосудов на участках трассы дороги с замедленным движением сосудов и снизить до минимума число .контактов системы управления.

Это достигается тем, что во время движения сосудов радиоактивные метки наносят на канат с частотой, обратно пропорциональной скорости движения каната, а при дальнейших перемещениях сосудов указанные метки регистрируют детектором излучений радиоактивного реле, подающего команды в схему управления дорогой. Причем в качестве командоаппарата для программного управления используют фотоэлектрическое реле времени, коммутирующее цепи управления, канатной дорогой, например, с помощью фотосопротивлений, освещаемых - одним физическим источником света сквозь световые концентрические кольца диска, затемненные в определенных местах согласно программе.

На чертеже дана принципиальная схема указателя положения для канатных дорог ма5 ятникового типа.

При движении подвесного сосуда канатной дороги от приводной (промежуточной или конечной) станции со скоростью, соответствующей запроектированной тахограмме, на тяго10 вый канат с определенной частотой наносят микродозы радиоактивного вещества с р-излучением, т. е. производится разметка каната.

При всех дальнейших перемещениях сосуда в любую сторону излучения указанных

15 микродоз радиоактивного изотопа обнаруживаются чувствительным элементом (детектором излучений) радиоактивного реле, число срабатываний которого в каждый отрезок времени пропорционально расстоянию подвесно20 го сосуда от станции.

Ввиду того что во время первого рейса скорость тягового каната и сосудов меняется в течение всего цикла в соответствии с тахограммой, а на канат микродозы изотопа на25 носятся равномерно (с постоянной частотой), радиоактивная запись на нем оказывается промодулированной по частоте в соответствии с тахограммой. В результате плотность, с которой наносятся радиоактивные метки:на ка30 нат (т. е. число меток на единице длины), об173792

3 ратно пропорциональна скорости, с какой эти участки при автоматической радиоактивной записи проходят мимо дозатора шприца илн дозатора радиоактивности.

Положение подвесных сосудов канатной дороги определяют подсчетом интегрированных радиоактивным реле импульсов излучения, преобразованных в электрические .и приводящих в действие собственно указатель положения сосудов и командоаппарат программного управления.

Показание указателя (индикатора) положения пропорционально количеству электрических импульсов, поданных на его привод, например шаговый двигатель. Поэтому участок каната с большей плотностью, радиоактивных меток означает более крупный масштаб дан,ного участка шкалы.

Для надежного нанесения радиоактивных меток изотопа с р-излучением требуется увеличение времени радиоактивной записи каждой метки. С этой целью метки, наносятся автоматически при малой скорости движения каната (приводного двигателя дороги), когда проскальзывание каната практически невозможно, Скорость, каната должна быть, минимальной, величина ее должна строго соответствовать запроектированной тахограмме, т. е. быть в каждый момент времени или на каждом отрезке пути в определенное число раз меньше проектной скорости движения сосудов.

Поэтому действие аппаратуры, используемой для нанесения меток должно быть увязано по времени с аппаратурой, используемой при осуществлении первого замедленного рейса.

Первый рейс сосуда 1 при нанесении микродоз на,канат целесообразно рассчитать ло определенной программе и выполнить автоматически. В качестве командоаппарата для программного управления приводом канатной дороги используют фотоэлектрическое реле времени.

Этот аппарат позволяет коммутировать цепи управления,,например, с помощью фотосопротивлений, освещаемых одним физическим источником света (параболическим зеркалом) сквозь прозрачные кон центрические световые кольца, затемненные в определенных местах согласно программе вращающегося программного диска.

Описанное программное устройство может быть использовано при автоматическом выполнении первого рейса сосуда для нанесения радиоактивных, меток на канат, для чего оно должно приводиться в движение от вала приводного двигателя дороги.

Преобразователь. излучений в рассматриваемом примере основан на гамма-реле (с газоразрядным самогасящимся счетчиком).

При прохождении радиоактивной метки 2 мимо счетчика 8 (типа СТС-5) импульсы излучения преобразуются в электрические импульсы. Возникающие в нагрузочной цепи (сопротивление 4) счетчика эти импульсы напряжения, соответствующие отсчитанным импульсам

15 го

65 р-излучения, передаются через р азделительный конденсатор 5 в сеточную цепь (сопротивление б) левого триода лампы 7 (двойного триода 6П5П). Схема включения указанного триода отвечает схеме катодного интегратора (катодный повторитель, .катодное сопротивление 8 которого зашунтировано конденсато.ром 9). Благодаря этому на сопротивлении

8 создается постоянное напряжение, величина которого пропорциональна среднему числу отсчитанных счетчиком импульсов в секунду, т. е. интенсивности падающего на чувствительный элемент пучка излучения. Падение напряжения на интегрирующей цепочке 8 — 9 подается далее на сетку:правого триода. Для компенсации начального падения напряжения на интегрирующей цепочке, создаваемого начальным током, протекающим через лампу, предусмотрен делитель напряжения.

В анодной цепи .правого триода находятся обмоши 10 рвверси вного шагового двигателя, ротор 11 которого .перемещается на один зубцовый шаг при появлении, импульса тока на выходе схемы (т. е. на обмотках двигателя).

Импульс в данном случае появляется при предельном ослаблении пучка .излучения или его поленом отсутствии (рабочий объем чувствительного элемента не пересекается пучком радиоактивного излучения), Счетчик излучений 8 питается от секционированной вторичной обмотки 12 общего трансформатора питания. Развязка цепей питания левого и правого триодов достигается введением дополнительной обмотки 18, при помощи которой также изолированно питаются цепи обмоток, шагового двитателя, На выход описанной схемы включены обе секции рабочей обмотки 14 двигателя, одна из которых шунтирована конденсатором 15, н размагничивающая обмотка lб (стопорная обмотка и обмотка .возбуждения двигателя на чертеже не показаны).

Ротор И двигателя приводит в действие через цепную передачу стрелки индикатора положения 17 подвесных сосудов и одновременно поворачивает диск 18 программного устройства 19. При этом фотосопротивления

20 в определенные моменты времени (т. е. в функции пути, пройденного лодвесным сосудом) согласно программе либо освещены и сточником 21, либо затемнены, в зависимости от чего включаются или отключаются ооответствующие узлы системы управления, производя переключения своих контактов в соответствующих цепях.

При достижении подвесным сосудом 1 любой задан ной станции в программном устройстве осветится фотосопротивление 22, сопротивление которого резко уменьшается, вызывая срабатывание реле 28. Последнее контактом 24 переключает конденсатор 15, что вызывает реверсирование шагового двигателя.

При движении сосуда к исходной станции ротор шагового двигателя вращается в другую сторону. При достижении исходной стан173792 -Д

1

1

I !

21

t а

l I

25

L=========

Ю иему упра5явнм ции в программном устройстве осветится фотосопротивление 25 (его сопротивление станет меньше, чем фотосопротивления 22) и зашунтирует обмотку реле 23, которое вновь переключит конденсатор 15, реверсируя шаговый дв и г а тел ь.

При последующих рейсах подвесных сосудов цикл работы повторится.

Программное устройство позволяет легко пврестраивать программу движения подвесных сосудов изменением выдержек времени срабатывания фотоэлектрического реле.

Предлагаемый способ существенно упрощает и повышает надежность автоматическо-. го управления подвесными .канатными дорогами со шкивами трения (в особенности дорогами большой протяженности).

Предмет изобретения

Способ определения положения сосудов подвесной канатной дороги по авт. св.

Мо 153729, отличающийся тем, что, с целью получения укрупненного масштаба показаний индикатора положения сосудов на участках трассы дороги с замедленным движением со5 |судов, радиоактивные метки наносят на канат во время движения сосудов с частотой, обратно пропорциональной скорости движения каната, и при дальнейших перемещениях сосудов радиоактивные метки регистрируют детек10 тором излучений радиоактивного реле, подающего команды в схему управления дорогой, причем в качестве .командоаппарата для программного управления используют фотоэлектрическое реле времени, коммутирующее цепи

15 управления канатной дорогой, например, с помощью фотосопротивлений, освещаемых одним физическим источником света сквозь световые концентрические кольца диска, затемне:гные.в определенных местах согласно програм20 ме.