Способ регулировки защитной плотности тока подвесного протектора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: защита металлов от коррозии , в частности протекторная защита подводной части корпусов судов. Сущность изобретения: формируют различной площади тела протектора в зависимости от защищаемой площади смоченной окрашенной поверхности из алюминиевого сплава, для этого рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, устанавливают возможный процент изменения защищаемой площади в эксплуатации, затем соответственно вычисляют общую площадь протектора по формуле Snp.50 0,0025, 5Пр 100 0,0045, где Snp.50 - площадь протектора , в см2, для объектов водоизмещением до 50 т; Зпр.ЮО - площадь протектора, в см для объектов водоизмещением до 100 т, S-площадь защищаемой поверхности, в см2. Далее определяют количество отдельных элементов протектора, которое не должно быть менее четырех, и формируют их в цепь с помощью резьбового соединения, при этом в местах стыка устанавливают герметизирующие прокладки, при изменении защищаемой площади на возможный процент , корректируют Snp. количеством отдельных элементов. 1 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 С 23 F 13/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4844631/26 (22) 28.05.90 (46) 07.06.92. Бюл. М 21 (71) Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им, Г,M.Áåðèåâà (72) В,Л.Полупанов и Г.В.Шаповалов (53) 620.197.5 (088.8) (56) Любли нский Е.Я. Коррозия и защита судов. — Судостроение. Справочник. Л., 1987, с. 105.

Бакман В, Катодная защита от коррозии. — M.: Металлургия, 1984, с. 192. (54) СПОСОБ PЕГУЛИРОВКИ ЗАЩИТНОЙ

ПЛОТНОСТИ ТОКА ПОДВЕСНОГО ПРОТЕ КТОРА (57) Использование: защита металлов от кор.розии, в частности протекторная защита подводной части корпусов судов. Сущность изобретения: формируют различной площади тела протектора в зависимости от защищаемой площади смоченной окрашенной

Изобретение относится к защите металлов от коррозии, в частности к протекторной защите от коррозии подводной части окрашенных корпусов судов и кораблей из алюминиевого сплава при длительной стоянке, а также различноых металлических сооружений, постоянно или периодически эксплуатирующихся в морской воде с одним подвесным протектором, преимущественно из алюминиевого сплава водоизмещением до 100 т.

Известно, что заданный защитный потенциал (через изменение общей токоотдачи протектора) поддерживается изменением количества подключенных протекторов., Ы„, 1738875 А1 поверхности из алюминиевого сплава, для этого рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, устанавливают возможный процент изменения защищаемой площади в эксплуатации, затем соответственно вычисляют общую площадь протектора по формуле Snp.50 = 0,002S, Sop.100 = 0,004S, где Snp.50 — площадь протектора, в см, для объектов водоизмещением до 50 т; Snp.100 — площадь протектора, в см для объектов водоизмещением до 100 т;

S — площадь защи.щаемой поверхности, в см . Далее определяют количество отдельных элементов протектора, которое не должно быть менее четырех, и формируют их в цепь с помощью резьбового соединения, при этом в местах стыка устанавливают герметизирующие прокладки, при изменении защищаемой площади на возможный процент, корректируют S>p. количеством отдельных элементов; 1 ил.

Однако способ не удобен в эксплуатации, особенно при частых переменах места © стояния (базирования) объектов, и вовсе не О© приемлем для конструкций, имеющих малые защищаемые площади (водоизмещени- Ql ем до 100 т,).

Наиболее близким к изобретению является способ с использованием прутковых протекторов, отрезанных на нужную длину и собранных в протекторную цепь. Протекторы имеют трубчатые сердечники и нанизаны на стержни или собираются между собой кабельными соединениями, Недостатки известного способа — нет возможности замены прокорродированных элементов протекторной цепи, в результате

1738875 щелевой коррозии в местах соприкосновения трубчатого сердечника протекторов и стержня (канат — кабеля), и роисходит ухудшение электрического контакта, что приводит к самопроизвольному изменению защитного тока, имеется возможность перезащиты в местах контакта со стержнем (канатом-кабелем) корпуса объекта.

Цель изобретения — повышение эффективности, надежности и улучшение эксплуатационных характеристик при применении подвесного протектора, преимущественно из алюминиевого сплава для защиты от коррозии смоченной, окрашенной поверхности из алюминиевого сплава.

Поставленная цель достигается тем, что в способе регулировки защитной плотности тока подвесного протектора, преимущественно из алюминиевого сплава, основанном на формировании различной площади тела протектора в зависимости от защищаемой площади, смоченной окрашенной поверхности из алюминиевого сплава, рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, устанавливают возможный процент изменения защищаемой площади в эксплуатации, затем вычисляют общую площадь протектора по формулам

Sap,50 = 0,002 Я

Я».100 = 0,004- S, где S».50 — площадь протектора для объектов водоизмещением до 50 т, см;

Я».100 — площадь протектора для объектов водоизмещением до 100 т, см;

S — площадь защищаемой поверхности, см, затем определяют количество отдельных элементов протектора, которое не должно быть менее четырех, и формируют их в цепь с помощью резьбового соединения, при этом в местах стыка устанавливают герметизирующие прокладки, при изменении защищаемой площади корректируют Я». количеством отдельных элементов.

Способ осуществляется следующим образом.

Протекторное тело (фиг. 1) составляют из цилиндрических элементов 1, соединяя их между собой шпильками 2 с буртиком и резьбой, герметизация резьбового соединения в местах стыка осуществляется прокладками 3, например, из резины. Для создания равномерного потенциала на защищаемой смоченной поверхности в верхней части протектора установлен экран 4 с отверстиями 5 для крепления каната 6 при подвеске его к металлической конструкции.

Верхняя шпилька с гайкой 7 осуществляет электрический контакт тела протектора со скобой 8, к которой присоединен, напри5

55 мер, пайкой токоведущий привод 9. Место пайки заливается изоляционным материалом 10, например герметиком ХЗОМЭС-5, Предлагаемая конструкция протектора, для реализации способа. дает возможность варьирования его массой и площадью, путем набора соответствующего количества цилиндрических элементов 1, а следовательно, и токоотдачей.

Способ реализован в протекторной защите от коррозии подводной части окрашенного корпуса из алюминиевого сплава гидросамолета с толщинами обшивок 2 — 3 мм одним подвесным протектором, например, из алюминиевого сплава АП-4, сформированного из отдельных элементов.

Первоначально рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, она равна = 50 м, затем устанавливают возможный процент изменения площади защищаемой поверхности для данного изделия, она равна 35%. Определяют общую площадь протектора и количество отдельных элементов протектора.

Для данного случая отдельных элементов должно быть 6 шт. с Я». = 1000 см, так г как при изменении защищаемой поверхности на 20% уже необходима корректировка тока, она выразится в свинчивании одного элемента протектора 1, а при изменении на

35% необходимо демонтировать два элемента. Строгое соблюдение соответствия площади (5».) в зависимости от площади защищаемой поверхности ($) в процессе эксплуатации диктуется узким значением пассивной зоны алюминиевых сплавов, зависящей от плотности защитного тока.

В процессе эксплуатации протекторный сплав подвергается разрушению, а защищаемая площадь меняется по величине. Замена износившегося тела .протектора или корректировка площади Я», протекторного сплава, выраженной в количестве цилиндрических элементов 1 производится путем свинчивания разрушившихся элементов и установки новых или свинчивания (навинчивания) элементов 1, в соответствии с площадью защищаемой поверхности (а следовательно, и Я».). Операцию по сборке тела нового протектора из элементов и замена их при разрушении и корректировке

Б». производится при помощи, например, ключа трубчатого рычажного.

При изменении солености воды в акватории стоянки или площади защищаемой поверхности более, чем на 30% от расчетной величины, необходима корректировка тока, что касается корпусов из алюминиевых сплавов, то, как показала практика и с учетом малых толщин обшивок корпусов за1738875

40

50

Составитель Г.Шапова

Техред М.Моргентал Корректор О.Кундрик

Редактор Н,Гунько

Заказ 1979 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 щищаемых изделий, изменение солености воды и площади защищаемой поверхности более, чем на 20 от расчетной величины, требует корректировки тока, а следовательно, и Snp.. Чем ближе соответствие $пр. за- 5 щищаемой поверхности тем выше эффективность протекторной защиты. Поэтому количество элементов протектора 1 выбрано не менее четырех. Что касается коэффициента, при расчете общей площади 10 протектора, то для объектов водоизмещением до 50 т он равен 0,002, а свыше 50 т (до

100 т) равен 0,004.

Один подвесной протектор для реализации способа регулировки защитной плот- 15 ности тока в соответствии с изобретением позволит обеспечить равномерный оптимальный защитный потенциал на защищаемой различной по площади окрашенной поверхности для объектов водоизмещением 20 до 100, т, меняющейся в процессе эксплуатации. Кроме того, по предлагаемому способу продлится срок службы протекторной защиты, улучшаются ее эксплуатационные характеристики, 25

Формула изобретения

Способ регулировки защитной плотности тока подвесного протектора, преимущественно из алюминиевого сплава, 30 основанный на формировании различной площади тела протектора в зависимости от защищаемой площади смоченной окрашенной поверхности из алюминиевого сплава, отл и чающий ся тем,что, с целью повышения эффективности и надежности путем улучшения эксплуатационных характеристик, рассчитывают исходную площадь защищаемой поверхности, устанавливают возможный процент изменения защищаемой площади в эксплуатации, затем вычисляют общую площадь протектора по формулам

$пр.50 = 0,002 $:

$пр.100 = 0,004 S, где Snp.50 — площадь протектора.для объектов водоизмещением до 50 т, см;

Snp.100 — площадь протектора для объектов водоизмещением до 100 т, см;

S — площадь защищаемой поверхности, см, затем определяют количество отдельных элементов протектора, которое не должно быть менее четырех, и формируют их в цепь с помощью резьбового соединения, при этом в места стыка устанавливают герметизирующие прокладки, при изменении защищаемой площади корректируют Snp. количеством отдел bH ых элементов.