Цепной экскаватор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к цепным экскаваторам и может быть использовано для открытой разработки маломощных пластов полезных ископаемых и проведения земляных работ. Сущность изобретения: цепной экскаватор включает П-образную в плане платформу 1 с размещенной на ней двигательной установкой, цепной рабочий орган, состоящий из рам транспортного 3 и рабочего 4 звеньев и охватывающей эти рамы ковшовой цепи 5, гидроцилиндры 7 подъема и гидроцилиндры 8 напора, ходовую часть с колесными парами 13, размещенными с разных сторон проема П-образной платформы 1. Третья колесная пара установлена под платформой на продольной осевой линии. Каждая колесная пара имеет канатный механизм для ее поворота в плане и связана с платформой 1 коромыслом 24 и шкворнем 25, соединенных между собой и соответственно с колесной парой и платформой шарнирно. Каждый шкворень 25 связан с каждым канатным механизмом рычагами, Треугольная ферма 17 установлена на раме рабочего звена 4, а треугольная ферма 16 - под рамой транспортного звена 3. Гидроцилиндры 8 напора связаны с вершиной треугольной фермы 17, а гидроцилиндры 7 подъема - с вершиной треугольной фермы 16. Треугольная ферма 16 и гидроцилиндры 7 размещены в проеме П-образной платформы . Для изменения направления движения колесные пары поворачиваются с помощью канатного механизма. Гидроцилиндры 7, 8 осуществляют подъем - опускание и регулируют положение цепного рабочего органа 4 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)я Е 02 F 5/06

ГОСУДА P СТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4785306/03 (22) 23.01.90 (46) 07.06.92, бюл. N. 21 (75) Г.T.Ñèòêàðåâ (53) 621,879,44 (088.8) (56) Домбровский Н.Г. Многоковшовые экскаваторы, — М.; Машиностроение, 1972, с.133 — 134. (54) ЦЕПНОЙ ЭКСКАВАТОР (57) Изобретение относится к цепным экскаваторам и может быть использовано для открытой разработки маломощных пластов полезных ископаемых и проведения земляных работ. Сущность изобретения: цепной экскаватор включает П-образную в плане платформу 1 с размещенной на ней двигательной установкой, цепной рабочий орган, состоящий из рам транспортного 3 и рабочего 4 звеньев и охватывающей эти рамы ковшовой цепи 5, гидроцилиндры 7 подъема и гидроцилиндры 8 напора, ходовую часть с колесными парами 13, размещенными с разных сторон проема П-образной платфор„„5U ÄÄ 1738938 А1 мы 1. Третья колесная пара установлена под платформой на продольной осевой линии.

Каждая колесная пара имеет канатный механизм для ее поворота в плане и связана с платформой 1 коромыслом 24 и шкворнем . 25, соединенных между собой и соответственно с колесной парой и платформой шарнирно. Каждый шкворень 25 связан с каждым канатным механизмом рычагами, Треугольная ферма 17 установлена на раме рабочего звена 4, а треугольная ферма 16— под рамой транспортного звена 3. Гидроцилиндры 8 напора связаны с вершиной треугольной фермы 17; а гидроцилиндры 7 подъема — с вершиной треугольной фермы

16. Треугольная ферма 16 и гидроцилиндры

7 размещены в проеме П-образной платформы. Для изменения направления движения колесные пары поворачиваются с помощью канатного механизма, Гидроцилиндры 7, 8 осуществляют подъем — опускание и регулируют положение цепного рабочего органа.

4 ил.

1738938

20

30

55 строении

Изобретение относится к цепным экскаваторам и может быть использовано для открытой разработки маломощных пластов полезных ископаемых и проведения земляных работ, Известны цепные экскаваторы продольного копания, которые имеют рабочий орган в виде одной рамы с ковшовой цепью, опускаемой вниз при работе и подымаемой над платформой экскаватора в транспортном положении с помощью гидроцилиндров, неповоротный погрузочный орган в виде ленточного конвейера, расположенного на платформе поперечно продольной оси экскаватора, и гусеничный ход, На конце ковшовой рамы на боковых краях вала нижней звездочки установлены дополнительные режущие диски для уширения дна траншеи, Недостатком этих экскаваторов является возможность проходки только траншей.

Известны цепные экскаваторы поперечного копания, которые имеют рабочий орган из нескольких звеньев, подвешенных на канатах к верхнему поворотному строению с противовесной консолью, при этом верхнее звено является транспортным, так как выполнено с желобом, над которым движутся заполненные ковши до места разгрузки — верхнего (турасного) вала. Разгрузка ковшей происходит на погрузочный орган, который выполняется в виде поворотного в плане ленточного конвейера. Ход применяется как рельсовый, так и гусеничный, Рабочий орган закреплен на верхнем строении, которое через опорно-поворотный круг соединено с нижней рамой, и поэтому может поворачиваться в плане вместе с верхним строением, Недостатками известных цепных экскаваторов являются невозможность проходки траншей, так как ширина траншеи определяется шириной ковшей, а подвески звеньев для соединения с их рамами охватывают ковшовую цепь и этим препятствуют такой работе экскаватора, а также из-за канатной подвески звеньев можно отрабатывать только мягкие породы и нельзя развивать большие усилия, чтобы отрабатывать более крепкие породы, поскольку звенья будут всплывать, а не внедряться в грунт. Усложнение конструкции и увеличение ее веса из-за наличия опорно-поворотного устройства и противовесной консоли на верхнем

Наиболее близким к изобретению является цепной экскаватор поперечного копания (прототип), рабочий орган которого состоит из двух звеньев (рабочего и транспортного), и закреплен на неповоротной в плане платформе, опирающейся на рельсовый ход, Погрузочный орган выполнен в виде поворотного в плане ленточного конвейера, закрепленного на стойке за пределами платформы.

Недостатками известного экскаватора являются невозможность продольного копания (проходки траншей), так как он может работать только фронтально (вдоль фронта работ), отсутствие мобильности, так как он привязан к рельсовому ходу, наличие "гуська" на конце рамы рабочего звена для облегчения ввода ковшей в черпании.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет обеспечения продольного и поперечного копания.

Указанная цель достигается тем, что в цепном экскаваторе, включающем платформу с размещенной на ней двигательной установкой, цепной рабочий орган с рамами транспортного и рабочего звеньев, огибаемыми ковшовыми цепями, гидроцилиндры подъема и напора и ходовую часть с колесными парами, платформа выполнена П-образной в плане, а две колесные пары размещены с разных сторон проема П-образной платформы, причем третья колесная пара установлена под платформой на продольной осевой линии., при этом каждая колесная пара имеет канатный механизм для ее поворота в плане и связана с платформой посредством коромысла и шкворня, соединенных между собой и соответственно с колесной парой и платформой шарнирно, причем каждый шкворень связан с каждым канатным механизмом посредством рычагов, а цепной рабочий орган имеет треугольные фермы, на которых размещены соответственно рамы транспортного и рабочих звеньев, причем рама транспортного звена размещена на основании треугольной фермы, вершина которой обращена вниз, а рама рабочего звена размещена на основании треугольной фермы, вершина которой обращена вверх, при этом гидроцилиндры подъема и напора связаны соответственно с первой и второй треугольными фермами, а треугольная ферма транспортного звена и гидроцилиндры подъема размещены в проеме П-образной платформы.

На фиг,1 показан экскаватор, вид сбоку; на фиг,2 — то же, вид сверху; на фиг.3— экскаватор при фронтальной работе, вид спереди; на фиг,4 — траншея, поперечное сечение.

Предлагаемый цепной экскаватор состоит из П-образной в плане платформы 1 с размещенной на ней двигательной установкой 2, цепного рабочего органа, состоящего

1738938 из рам транспортного 3 и рабочего 4 звеньев, охватывающей эти рамы ковшовой цепи

5 с ковшами и со звездочками 6, двух гидроцилиндров 7 подъема и двух гидроцилиндров 8 напора, погрузочного ленточного конвейера, который состоит из наклонной части 9 с устройством 10 для изменения угла наклона, приемной части 11 с поворотным механизмом 12 для поворота в плане погрузочного ленточного конвейера, ходовой части из колесных пар 13 с пневмоколесами

14 и с канатным устройством 15 для поворота ходовых тележек 13, при этом рама транспортного звена 3 снизу опирается на треугольную ферму 16, обращенную, вершиной вниз, рама рабочего звена 4 сверху подвешена к треугольной ферме 17, обращенной вершиной вверх, а платформа

1 выполнена П-образной, т,е. с проемом 18, в котором размещены треугольная ферма

16, подвешенная к турасному валу 19, и содержит два гидроцилиндра 7 подъема, опирающихся с одной стороны на внутреннюю торцовую часть проема 20, а с другой — на балку 21, расположенную в вершине треугольной фермы 16, при этом балка 21 соединена по краям двумя гидроцилиндрами 8 напора с балкой 22, расположенной в вершине треугольной фермы 17, а под платформой 1 с разных сторон ее проема 18 расположены симметрично две колесные пары 13, причем третья колесная пара 13 расположена под платформой 1 на поперечной осевой линии 23, а над третьей колесной парой 13 на платформе установлен механизм 12 поворота погрузочного ленточного конвейера, при этом каждая колесная пара (13 и 13 ) по краям соединена с расположенным продольно над ней коромыслом

24, которое шарнирно соединено с шкворнем 25, укрепленным через вертикальный цилиндрический шарнир 26 в платформе 1, причем ось 27 шарнирного соединения шкворня 25 с коромыслом 24 выполнена перпендикулярной к оси 28 шарнирного соединения коромысла 24 с колесной парой (13 и 13 ), а шкворень выполнен с двумя противоположно расположенными рычагами 29, к которым подсоединено канатное устройство 15 для поворота каждой колесной пары (13 и 13) относительно платформы

1. Внутри треугольной фермы 16 транспортного звена параллельно его раме установлен гидроцилиндр 30 для возможности выдвижения желоба 31, выполненного подвижным в нижней части треугольной фермы 16 транспортного звена. Перемещается экскаватор с помощью электро- или гидродвигателей 32, установленных на валах колесных пар 13 и 13 .

Предлагаемый цепной экскаватор может работать с поперечным и продольным копанием.

При работе с поперечным копанием (фиг.1 — 3, фронтальная отработка уступа), экскаватор, перемещаясь вдоль откоса уступа, отрабатывает его откос:.рабочим звеном на толщину стружки при одном проходе.

Для прямолинейного при этом движения, как показано на фиг. 1 — 3, достаточно привести в работу электро-или гидродвигатели 32 в колесных парах 13 и 13, Для экскавации откоса приводится в движение ковшовая цепь 5 через турасный вал от двигательной установки 2, при этом тидроцилиндры 7 и 8 обеспечивают необходимое при этом положение рабочего звена 4. Дисковые фрезы 33 (фиг.3), установленные на валу нижней звездочки 6, облегчают процесс вхождения ковшей в черпание. С помощью этих же гидроцилиндров 7 и 8 рабочее 4 и транспортное 3 звенья рабочего органа могут переводиться в транспортное положение. Для движения по кривой поворачиваются в плане на соответствующий угол только симметричные колесные пары 13 с помощью канатного механизма 15.

Для продольного копания (проходки траншей) с помощью домкратов, поочередно устанавливаемых в углах платформы 1, платформа 1 приподнимается-для разгрузки каждой ходовой тележки 13 и затем с помощью канатного механизма 15 колесная пара 13 или 13 поворачивается в плане относительно платформы 1 на 90О, после чего домкраты убираются, С помощью гидроцилиндров 7 и 8 рабочее звено 4 рабочего органа постепенно внедряется в грунт на заданную глубину траншеи. После этого экскаватор начинает перемещаться, а цепной рабочий орган отрабатывать траншею. Как видно из фиг.4, траншея делается с расширением у дна с помощью дисковый фрез 33, чтобы связи 34, соединяющие вал нижней звездочки 6 с треугольной фермой рабочего звена 4 рабочего органа, могли охватывать ковшовую цепь 5 с ковшами и не задевать стенки траншеи 35, ширина которых равна ширине ковшей, благодаря их размещению между дисковыми фрезами и ковшовой цепью как раз в месте расширения траншеи.

В транспортном положении звенья 3 и

4 рабочего органа и погрузочный ленточный конвейер вытянуты по одной линии, вдоль которой и происходит перегон экскаватора.

Для уменьшения массы экскаватора вместо опорно-поворотного устройства для поворота всего верхнего строения с рабочим органом в предлагаемой конструкции применяется поворот в плане колесных пар

1738938 с помощью, например, канатного механизма.

Для уменьшения массы рабочего органа вместо "гуська" на конце рамы рабочего звена применяются дисковые фрезы 33.

Предлагаемый цепной экскаватор по сравнению с карьерными цепными экскаваторами и цепными траншеекопателями обеспечивает возможность работы как с продольным, так и поперечным копанием, а по сравнению с карьерными цепными экскаваторами (поперечного копания) также наименьшую массу благодаря как отсутствию в предлагаемой, конструкции экскаватора опорно-поворотного механизма для поворота верхнего строения, так и применению ходовой части предлагаемой конструкции, Универсальность (более широкая область применения) и наименьшая масса обеспечивают значительный экономический эффект от создания предлагаемого экскаватора.

Формула изобретения

Цепной экскаватор, включающий платформу с размещенной на ней двигательной установкой, цепной рабочий орган с рамами транспортного и рабочего звеньев, огибаемыми ковшовыми цепями, гидроцилиндры подъема и напора и ходовую часть с колесными парами, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет обеспечения продольного и поперечного копания, платформа

5 выполнена П-образной в плане, а две колесные пары размещены с разных сторон проема П-образной платформы, причем третья колесная пара установлена под платформой на продольной осевой линии, при этом каж10 дая колесная пара имеет канатный механизм для ее поворота в плане и связана с платформой посредством коромысла и шкворня, соединенных между собой и соответственно с колесной парой и платформой

15 шарнирно, причем каждый шкворень связан с каждым канатным механизмом посредством рычагов, а цепной рабочий орган имеет треугольные фермы, на которых размещены соответственно рамы транспортно20 го и рабочего звеньев, причем рама транспортного звена размещена на основании треугольной фермы, вершина которой обращена вниз, а рама рабочего звена размещена на основании треугольной фермы, 25 вершина которой обращена вверх, при этом гидроцилиндры подъема и напора связаны соответственно с первой и второй треугольными фермами, а треугольная ферма транспортного звена и гидроцилиндра подъема

30 размещены в проеме П-образной платформы.

1738938

Составитель И.Синицкая

Редактор Н.Рогулич Техред М,Моргентал Корректор Т,Палий

Заказ 1982 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101