Устройство для транспортирования горной массы

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(19) (I I) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Е 21 С 41/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1.;10 994

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4833484/03 (22) 04.06.90 (46) 07,06.92. Бюл. М 21 (71) Красноярский институт цветных металлов им. М.И. Калинина (72) В.Д,Буткин, А.С.Морин, А.B.Ïè÷óãèí и

А.Я.Бартель (53) 622.271 (088.8) (56) Ржевский В.В. Процессы открытых горных работ. — M. Недра, 1978, с.215.

Бойко Ю.С, Грузовые аэростаты для открытых горных разработок, — Промышленный транспорт, 1986. М 10, с. 17 — 58. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГОРНОЙ МАССЫ (57) Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для транспортирования горной массы на глубоких карьерах. Цель изобретения — снижение энергозатрат и повышение надежноИзобретение относится к открытым горным работам и предпочтительно может быть использовано на глубоких карьерах.

Известен экскаватор-драглайн, включающий ковш с упряжью, тяговый и подъемный канаты, стрелу с направляющими, головными блоками и пятой лебедки подьема и тяги ковша, стреловой канат с лебедкой и электрооборудование, размещенное на поворотном основании с ходовой частью.

Недостатком драглайна является большая энергоемкость.

Известно также устройство транспортирования горной массы, включающее емкость, аэростат, связующую их конструкцию, один сти при расширении технологических возможностей применения устройства. Устройство для транспортирования горной массы содержит емкость, аэростат, связующую жесткую конструкцию, один конец которой соединен с горизонтальной осью вращающейся опоры, которая установлена на плоскости, а другой конец снабжен грузовой платформой, на которой расположены емкость и шарнирно-рычажный механизм с приводом, имеющим внутренние направляющие, которые снабжены ползунами с возможностью его перемещения по направляющим, и который жестко связан с аэростатом, Опора снабжена лебедкой. На связующей конструкции расположен шкив, Стабилизирующий канат, проходящий через шкив, одним концом прикреплен к лебедке, а другим — к середине связующей конструкции. 5 з,п. ф-лы, 1 ил. конец которой соединен с горизонтальной осью опоры, установленной на плоскости, шкив, стабилизирующий канат и привод, размещенный на гусеничной тележке, снабженной двумя барабанами, на которые намотаны основной и возвращающий канаты.

Недостатками этого устройства являются большие энергозатраты, связанные с необходимостью опускания аэростата на горизонт, погрузки с помощью возвращающего каната, ограничения по прочности канатов, опасность соударения аэростата с бортом карьера при порывах ветра и обусловленная этим невозможность разгрузки на промежуточных горизонтах карьера, 1739035

Целью изобретения является снижение энергозатрат и повышение надежности при расширении технологических возможностей применения устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для транспортирования горной массы, содержащая емкость, аэростат, связующую их конструкцию, один конец которой соединен с горизонтальной осью опоры, установленной на плоскости, шкив, стабилизирующий канат и привод, опора выполнена вращающейся в горизонтальной плоскости и снабжена лебедкой, связующая конструкция выполнена жесткой, на которой расположен шкив, и соединена шарнирно с горизонтальной осью, а другой конец снабжен грузовой платформой, на которой расположена емкость и шарнирно-рычажный механизм с приводом, имеющим внутренние направляющие, которые снабжены ползуном с возможностью его перемещения по направляющим, и который жестко связан с аэростатом, а стабилизирующий канат, проходящий через шкив, одним концом прикреплен к лебедке, а другим — к середине связующей конструкции. Кроме того, предлагаются следующие варианты выполнения конструкции: выполнение связующей конструкции в форме стрелы, привода — гидравлическим, снабжение горизонтальной оси опоры стопорным кольцом, связующей конструкции в верхней части по всей длине — транспортным желобом, расположение электродвигателя и насоса привода на грузовой платформе.

На чертеже изображена схема, поясняющая конструкцию устройства.

Устройство представляет собой транспортную емкость 1, аэростат 2, горизонтальную ось 3 опоры вращения, расположенную на уступе борта карьера 4 и связанную с транспортной емкостью стрелой 5, усиленной силовыми элементами 6, один конец которой шарнирно закреплен на горизонтальной оси опоры вращения, снабженной стопорящим кольцом 7 и располагаемой на поворотном основании 8 на рабочей площадке уступа карьера, а к другому концу прикреплен шарнирно-рычажный механизм

9 с гидравлическим приводом 10, электродвигатель и насос которого расположены на грузовой платформе 11, несущей закрепленную на ней емкость, а на внутренних направляющих 12 механизма установлен ползун 13, который жестко связан с силовым кольцом 14 аэростата, с возможностью перемещения по ним. Вдоль верхней поверхности стрелы смонтирован транспортный желоб 15, на силовых элементах в средней части стрелы закреплен шкив 16, через кооси 19

10 виваемый подъемной силой относительно

15 горизонтальной оси 3 опоры вращения, становится больше момента, развиваемого си20

55 торый проходит стабилизирующий канат 17, соединенный с лебедкой 18, установленной на поворотном основании, содержащем механизм поворота его вокруг вертикальной

После загрузки транспортной емкости 1 горной массой на горизонте погрузки любым из известных способов гидравлический привод 10 перемещает шарнирно-рычажный механизм 9 из пол,l в пол.И. Ползун 13 под действием подъемной силы аэростата 2 перемещается по внутренним направляющим 12 в верхнее положение. Момент, разлой тяжести всей конструкции относительно упомянутой оси, и начинается подъем загруженной транспортной. емкости 1. Процесс подъема сопровождается сматыванием стабилизирующего. каната 17 и плавным переводом шарнирно-рычажного механизма 9 из по. I I в пол. И1 действием гидравлического привода 10, чем достигается регулирование и поддержание необходимой величины разницы моментов подъемной силы аэростата

2 и силы тяжести всей конструкции. При достижении проектной высоты разгрузки (пол.!И) дальнейший подъем прекращается ограничительным действием стопорящего кольца 7, закрепленного на горизонтальной оси 3 опоры вращения. При необходимости разгрузки на рабочую площадку.(промежуточную) уступа карьера 4 транспортная емкость 1 разгружается в транспортный желоб

15, по которому происходит скатывание горной массы под действием силы тяжести. В случае необходимости разгрузки на верхнем горизонте включается механизм поворота поворотного основания 8 вокруг вертикальной оси 19 и транспортная емкость 1 переводится из пол,ill в полЛ. После разгрузки устройство переводится из пол.IV в пол.l!1, затем включается гидравлический привод

10, который перемещает шарнирно-рычажный механизм 9 из пол.И! в пол.V. Ползун 13 под действием подъемной силы аэростата 2 перемещается по внутренним направляющим 12 в верхнее положение. Момент, развиваемый подъемной силой относительно горизонтальной оси 3 опоры вращения, становится меньше момента, развиваемого силой тяжести всей конструкции относительно упомянутой оси, и начинается опускание транспортной емкости 1 в исходное пол.l, Процесс опускания сопровождается разматыванием стабилизирующего каната 17 и плавным переводом шарнирно-рычажного механизма 9 из полЛЧ в пол, I под действием гидравлического привода 10.

1739035

40

55

Устройство позволяет снизить энергозатраты на транспортирование горной массы из карьера, повысить надежность устройства в работе за счет исключения опасности соударения аэростата с бортом карьера и расширить технологические возможности применения на карьерах за счет предусмотренной разгрузки на промежуточный горизонт. Предлагаемое устройство не уступает, а в ряде случаев и превосходит по производительности известные транспортные устройства цикличного действия. В целом достигается большой технико-экономический эффект.

Формула изобретения

1. Устройство для транспортирования горной массы, содержащее емкость, аэростат, связующую их конструкцию, один конец которой соединен с горизонтальной осью опоры, установленной на плоскости, шкив, стабилизирующий канат и привод, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения энергозатрат и повышения надежности при расширении технологических возможностей применения устройства, опора выполнена вращающейся в горизонтальной плоскости и снабжена лебедкой, связующая конструкция выполнена жесткой, на которой расположен шкив, и соединена шарнирно с горизонтальной осью, а другой конец снабжен грузовой платформой, на которой расположена емкость и шарнирно-рычажный механизм с приводом, 5 имеющим внутренние направляющие, которые снабжены ползуном с возможностью

его перемещения по направляющим и который жестко связан с аэростатом, а стабилизирующий канат, проходящий через шкив, 10 одним концом прикреплен к лебедке, а другим — к середине связующей конструкции.

2, Устройство по п.1, отл и ч а ю щеес я тем, что связующая конструкция выпол15. нена в форме стрелы.

3. Устройство по п.1,.о т л и ч а ю щ е ес я тем, что горизонтальная ось опоры снабжена стопорным кольцом.

4, Устройство по пп.1 и 2, о т л и ч а ю20 щ е е с я тем, что связующая конструкция в верхней части по всей длине снабжена транспортным желобом.

5. Устройство по п.1, отл и ч а ю щ е ес я тем, что привод выполнен гидравличе25 ским.

6. Устройство по пп. 1 и 5, о т л и ч а ющ е е с я тем, что электродвигатель и насос привода расположены на грузовой платформе.

1739035

1 - 1 4 .

Г1 м ъ с

Ь г г I г 11

>! !

I

У, 1 г г г

Составитель А. Морин

Техред М.Моргентал

Корректор Н, Ревская

Редактор С, Пекарь

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1987 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

° 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5