Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к способам контроля точности зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности контроля за счет учета фаски на вершине зубьев колеса. Контроль осуществляется при изменении числа зубьев , охватываемых общей нормалью, в диапазоне от2Мин до ZMSKC, величины которых определяют по математическим выражениям, приведенным в описании изобретения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1739179 Al (51)5 G 01 8 5/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 3 ,Cd 0

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4844736/28 (22) 24.05.90 (46) 07.06.92. Бюл. %21 (71) Криворожский горнорудный институт (72) И.Н.Позняков, В,П.Нечаев и М.Г.Коротких (53) 531.717.2:621.833 (088,8) (56) Цилиндрические эвольвентные зубчатые передачи внешнего зацепления. Расчет геометрии. Справочное пособие. M.: Машиностроение, 1974, с. 64, 65.

Авторское свидетельство СССР

N 1620613, кл. G 01 В 5/20, 1988.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.

Известен способ контроля профилей зубьев зубчатых колес, при котором измеряют на различных высотах зубьев величины хорд между разноименными профилями зубьев и сравнивают их с соответствующими номинальными величинами хорд, Для измерения хорд используют кромочный зубомер.

Недостатком известного способа является необходимость базирования мерительного инструмента по вспомогательной базе— окружности вершин зубьев, что снижает точность контроля.

Известен способ контроля профилей зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что измеряют величины общих нормалей к разноименным профилям зубьев и сравнивают их с соответствующими номинальными величинами общий нормалей, при этом изменяют количество зубьев, охватываемых общей нормалью, в диапазоне от (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЕЙ

ЗУБ Ь Е В ЗУБЧАТЫХ КОЛ E С (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам контроля точности зубчатых колес, Цель изобретения— повышение точности контроля за счет учета фаски на вершине зубьев колеса. Контроль осуществляется при изменении числа зубьев, охватываемых общей нормалью, в диапазоне от Емнн до ZMaKc, величины которых определяют по математическим выражениям, приведенным в описании изобретения. 2 ил.

2мин до 2макс. Величины ZMw и Емакс определены математическими выражениями, Недостатком известного способа является то, что при выборе ZMa«не учитывается влияние фаски на вершине зуба, а это снижает точность контроля.

Цель изобретения — повышение точности контроля путем учета влияния фаски на вершине зубьев на выбор 2макс.

Цель изобретения достигается тем, что согласно способу измеряют величину фаски, а максимальное число зубьев Емакс, охватываемых общей чормалью, определяют по математическому выражению

1 da sin а, +z

7г (Al cos а сов Pb 2 — 2 х tga — Z in Va )—

06 m

На фиг.1 показан сектор контролируемого зубчатого колеса с расположением общих нормалей; на фиг.2 — один зуб колеса с расположением на его профиле точек контроля и фаски.

1739179

Контроль зубчатого колеса осуществляют путем измерения нормалемером величин общих нормалей W к разноименным профилям 2 зубьев 3 и сравнивают их с соответствующими номинальными величинами общих нормалей, определяемых по математическому выражению

W= (zC Zï,0,5)+2 X tgcx+

+ Z inva ) п1. cosa, где Z — количество зубьев, охватываемых общей нормалью. При этом измеряют величину фаски f, а максимальное число ZMa«и минимальное число Емин зубьев, охватываемых общей нормалью, определяют по математическим.выражениям

2макс

1 (da sin аа +Ю

7г в cos a cos Pb 2

f — 2 . х. tga — Z inva<) — Об . (1)

О,б m мин = макс 2. где ZMaac — округляют до ближайшего меньшего целого числа;

da — диаметр окружности вершин зубьев колеса;

m — нормальный модуль; ./Зь — основной угол наклона зубьев; а, — угол профиля на окружности вершин; ас — угол профиля (для непрямозубых колес), lnv ас = jg ат — а, а — угол профиля зуба исходного контух — коэффициент смещения исходного контура;

Z — число зубьев контролируемого зубчатого колеса;

f — величина фаски.

Изменение числа зубьев, охватываемых общей нормалью, в диапазоне от Умин до

Z,„aKc приводит к тому, что точка контроля перемещается по профилю 1 зуба 2, что позволяет контролировать профиль 1 в различных его точках и тем самым повысить точность контроля.

В выражении (1) наличие фаски на вершине зуба 2 учитывается. дополнительным

f членом

Так, для зубчатого колеса с 35 зубьями после соответствующих вычислений получим

Емакс =. 6 "

0,6 m (2)

Тогда у зубчатого колеса без фаски общей нормалью можно охватить максимум 6

5 зубьев, при этом точка контроля лежит на расстоянии 0,053 . m от вершины зуба. Если это зубчатое колесо имеет фаски на вершинах зубьев, величина которых составляет f =

=0,08 m, то фаски отсекают точки контроля

10 у вершины зубьев, Тогда общей нормалью можно охватить максимум 5 зубьев, что подтверждается расчетами по выражению (2) после округления результата до ближайшего меньшего целого числа

15 Z = 61 008 m 5

0,6

Формула изобретения

Способ контроля профилей зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что из20 меряют величины общих нормалей к разноименным профилям зубьев и сравнивают их с соответствующими номинальными величинами общих нормалей, при этом изменяют количество зубьев, охватываемых

25 общей нормалью, в диапазоне от ZM» до

ZìèH, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем учета влияния фаски на вершине зубьев на выбор ZMaxc, измеряют величину фаски, а максимальное

30 число зубьев Емакс, охватываемых общей нормалью, определяют по математическому выражению

1, (da $!и аа Л

35 "" г п cos u cos /3ь 2

f — 2 х tga — Z in ча )—

Об m где Емакс — округляют до ближайшего меньшего целого числа;

40 d — диаметр окружности вершин;

m — нормальный модуль;

Pb — основной угол наклона зубьев; аа — угол профиля зуба на окружности вершин; а — угол профиля зуба исходного корпуса; гг — угол профиля (для непрямозубых колес), in v а = тд а - а1,. х — смещение исходного контура;

Z — число зубьев зубчатого колеса;

f — величина фаски, 1739179

Составитель И,Позняков

Редактор С.Патрушева Техред M,Mîðãåíòàë Корректор Н.Король

Заказ 1994 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская чаб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101