Дейдвудное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению , в частности к дейдвудным устройствам судов, преимущественно для ледоколов и судов ледового плавания . Цель изобретения - повышение надежности и увеличение ресурса работы дейдвудного устройства путем защиты гребного вала и дейдвудного подшипника от абразивного износа. Дейдвудное устройство содержит установленный в дейдвудной трубе дейдвудяый подшипник 3 гребного вала 1, систему смазки и охлаждения дейдвудного подшипника 3 и защитный кожух 11 гребного вала 1. К кормовому торцу дейдвудной трубы прикреплен кольцевой элемент 5 с торцевой проточкой. Между поверхностью торца дейдвудной трубы и поверхностью стенки кольцевой проточки образована кольцевая полость 6, а в кольцевом элементе 5 выполнены под острым углом к оси гребного вала 1 в сторону гребного винта сужающиеся каналы с выходными отверстиями в виде целей, равномерно расположенных на торце кольцевого элемента 5 по окружности. Эти каналы сообщают кольцевую полость 6 с полостью 10, ограниченной защитным кожухом 11. Полость 6 сообщена с источником рабочей среды. 3 ил.
(1Е (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПжЛИК (51)5 В 63 Н 23 36
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .
М\
° \й
° В
%Ю
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОИ%ТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ОРИ ГКНТ CCCP
1 (21) 4849657/11 . (22) 10.07,90 (46) 15.06,92, Бюл. Р 22 (71) Иурманское морское пароходство . (72) В,Б. Ульянихин, Н.И. Петров, 0.JI. Цыганко и А.В. Цронченко (53) 729.1.037,6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1102713, кл. В 63 Н 23/36, 1983. (54) ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным устройствам судов, преимущественно для ледоколов и судов ледового плавания. Цель изобретения — повышение надежности и увеличение ресурса работы дейдвудного устройства путем защиты гребного вала и дейдвудного подшипника от абразивного износа. .Цейдвудное устройство содержит
Изобретение относится к судостроению, в частности к .дейдвудным устройствам судов, преимущественно работающих в условиях мелководья, а также для ледоколов. и ледокольнотранспортных судов, Цель изобретения — повышение надежности и .увеличение рассурса работы дейдвудного устройства путем защиты дейдвудного подшипника и гребного вала от абразивного износа.
На фиг, 1 показано предлагаемое дейднудное устройство, продольный разрез; на Лиг. 2 — узел I на Ьиг.1 на фиг, 3 — поз, 9 Ьиг. 1, вид с кормы. установленный в дейдвудной трубе дей-. двудный подшипник 3 гребного вала 1, систему смазки и охлаждения дейдвудного подшипника 3 и защитный кожух 11 гребного вала 1. К кормовому торцу дейдвудной трубы прикреплен кольцевой элемент 5 с торцевой проточкой.
Между поверхностью торца дейдвудной трубы и поверхностью стенки кольцевой.проточки образована кольцевая полость 6, а в кольцевом элементе 5 выполнены под острым углом к оси гребного вала 1 в сторону гребного .винта сужающиеся каналы с выходными отверстиями в виде щелей, равномерно расположенных на торце кольцевого элемента 5 по окружности. Эти каналы сообщают кольцевую полоСть 6 С по.- . лостью 10, ограниченной защитным кожухом 11. Полость 6 сообщена с источником рабочей среды. 3 ил.
Дейдвудное устройство содержит
1 гребной вал 1, установленный .в дейдвудной трубе 2 с дейдвудным подшип-; ником 3, для охлаждения и смазки которого через патрубок 4.подводится рабочая среда, например. вода, яе содержащая абразивов. К кормовому торцу дейдвудной трубы 2 прикреплен кольцевой элемент 5 с торцевой проточкой, е стенка которой образует с торцем дейдвудной трубы 2 кольцевую полость 6.
Последняя с одной стороны посредством сужающихся каналов 7, выполненных B кольцевом элементе 5 ° под острым углом к оси гребного вала 1 в сторону гребного винта с выходными отверстиями
3 17 в виде щелей 8, равномерно распреде.ленных на торце 9 кольцевого элемента 5 по окружности, сообщается с noJIocTblo 10, образованной внутренней поверхностью защитного кожуха 11 гребного вала 1 и торцем ступицы гребного вяла 12, а с другой стороны полость 6 по каналу 13 сообщается с источником рабочей среды (воды), подаваемой через патрубок 14. Между гребным валом 1 и кольцевым элементом 5 существует зазор 15.
Дейдвудное устройство работает следующим образом.
Постоянно, независимо от внешних условий через патрубок 4 на смазку дейдвудного подшипника 3 подается Во да, которая через зазор 15 между гребным валом 1 и кольцевым элементом
5 сливается в полость 10, При работе на мелководьи, когда забортная вода содержит включения абразива (песка), через патрубок 14 по каналу 13 в кольцевую полость 6 подают под давлением рабочую среду (воду). Создаваемый на выходе из каналов 7 через щели 8 сплошной кольцевой поток чистой воды вокруг гребного вала запирает доступ песка B дейдвудный подшипник и затем поступает в полость 10, где смешивается с охлаждающей водой, вытекающей из дейдвудного подшипника 3, поступившей по зазору 15, Далее через зазор между защитным кожухом 11 и ступицей гребного вала 12 вода сливается в окружающее пространство, При этом давление и расход воды, подаваемой в кольцевой элемент 5 через патрубок 14, выбирают таким образом, чтобы преобразованная в каналах 7 энергия выходящего кольцевого потока исключала занос абразивов в полость
10 и в дейдвудный подшипник 3. При работе судна на глубокой (чистой) воде подачу рабочей среды .в кольцевой элемент 5 прекращают. Таким образом затраты энергии для защиты дейдвудного подшипника носят эпизодический характер, определяемый внешними условиями работы судна.
Применение кольцевого элемента позволяет исключить попадание абразивов
40248 4 в трущуюся пару дейдвудного устройства, что увеличивает надежность работы элементов устройства и повышает величину их ресурса. Кроме того, снижаются затраты энергии на работу предложенного устройства из-за возможности его отключения при благоприятных условиях работы, что приводит к повышению КПД энергетической установки. При применении кольцевого эле-. мента на закрытой системе охлаждения дейдвудного устройства улучшается работа манжет уплотнительных элементов и исключается тем самым загрязнение окружающей среды рабочим телом системы охлаждения и смазки подшипника (маслом).
Формула изобретения
Дейдвудное устройство, содержащее установленный в дейдвудной трубе дейдвудный подшипник гребного вала, систему смазки и охлаждения дейдвудного
25 подшипника и защитный кожух гребного вала, отличающееся тем, что, с целью повышения надежйости и . увеличения ресурса работы дейдвудного устройства путем защиты дейдвудного подшипника и гребного вала от
1 абразивного износа, оно снабжено кольцевым элементом с торцевой проточкой, прикрепленным к кормовому торцу, дейдвудной трубы с образованиЗ5 ем кольцевой полости между поверхностью торца дейдвудной трубы и поверхностью стенки упомянутой кольцевой проточки, причем в кольцевом
40 элементе выполнены под острым углом к оси гребного вапа в сторону гребного винта сужающиеся каналы с выходными отверстиями в виде щелей, равномерно распределенных на торце кольцевого элемента по окружности, при этом упомянутые каналы сообщают упомянутую кольцевую полость с полостью, образованной внутренней поверхностью защитного кожуха гребного вала и наружной поверхностью гребного вала, а упомя 0 нутая кольцевая полость выполнена с возможностью сообщения ее с источником рабочей среды, 1740248
1740248
Составитель В. Ульянихин
Редактор В..фельдман Техред Л.Олийнык Корректор С, Шекмар
Заказ 2042 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101