Устройство для тушения пожара с вертолета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к средствам тушения лесных Пожаров водой из резервуара, перевозимого вертолетом. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик устройства путем уменьшения аэродинамического сопротивления резервуара и стабилизации его положения в полете. Устройство для тушения пожара с вертолета содержит резервуар, выполнен

2 А1

СОКИ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК

09 (1!) (S1)S В 64 Э 9 00 1 22

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4808452/23 (22) 02.04. 90 (46) 15.06.92. Бюл. Р 22 (71) Рижский институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (72) Ю.Г. Логачев, A.Á. Лукашенок. и А.3. Ишмухаметов (53) 629.7.028.25(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1477429, кл. А 62 С 28!00, 1989.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1583108, кл. А 62 С 39/00., 1988.

2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЧ ПОЖАРА С!

ВЕРТОЛЕТА (57) Изобретение относится к средствам тушения лесных пожаров водой иэ резервуара, перевозимого вертолетом.

Целью изобретения: является улучшение эксплуатационных характеристик устройства путем уменьшения -аэродинамического сопротивления резервуара и стабилизации его положения в полете.

Устройство для тушения пожара с вертолета содержит резервуар, выполнен1740252

3 ный в виде горизонтального бака 1, соединенный посредством подвески и грузового троса 2 с вертолетом 3.

Бак 1 имеет отверстие для набора и слива жидкости, выполнецное в виде проема передней стенки бака 1, перекрываемого подвижным элементом в виде шторки, нижним торцом шарнирно установленной на нижней стенке бака 1 и имеющей íà верхнем торце палец, взаимодействующий с узлом фиксации положения подвижного элемента. Узел фиксации выполнен в виде подпружиненного фигурного захвата, шарнирно установленного на верхней поверхности бака 1 и соединенного с гибкой тягой. .Дренажный канал расположен в верхней

16

f5. 4 части бака 1. Грузовой трос 2 снабжен вертлюгом 7, связанным с подвеской, выполненной в виде симметричной относительно центра масс бака 1 и его продольной оси системы из трех одинаковых стропов, в том числе одного переднего 8 и двух задних 9, 10. Направляющие для управляющего троса и гибкой тяги расположены на верхней поверхности передней части бака 1 и охватывают передний строп 8 и грузовой трос 2. Средство для аэродинамической стабилизации положения бака 1 в полете выполнено в виде вертикаль.ного киля 17, установленного в задней части бака 1 в его продольной плоскости. 6 ил.

Изобретение относится к противопожарной технике а именно к устройствам, предназначенным для тушения лесных пожаров водой из резервуаров, nepesoзимых вертолетами.

Известно устройство для тушения пожара с вертолета, содержащее соединенный тросовой подвеской с вертолетом резервуар с отверстием в нижней части и клапаном с управляющим тросом. Оно снабжено средством для создания в резервуаре разряжения,.имеющим жесткое подвижное основание и .сообщающим через воздушный клапан верхнюю часть резервуара с атмосферой . трубопроводом. Управляющий трос соединен с жестким подвижным основанием, причем длина его между клапаном и .жестким основанием равна сумме высоты бака и высоты мехов в раздвинутом положении, а воздушный клапан имеет средство дистанционного управления.

Средство для создания в резервуаре разряжения выполнено в виде установленных соосно резервуару и жестко прикрепленных к его верхнему торцу . мехов, имеющих кольцевые горизонтальные складки, выполненные из эластичного материала. Средство дистанционного управления воздушным клапаном выполнено в виде гибкой тяги.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для тушения пожара с вертолета,. в котором управляющий трос и жесткое подвижное основание мехов соединены между собой с возможностью относитель55 вого троса с вертолетом, имеющий отверстие для набора и слива зядкости, перекрываемое подвижным элементом, соединенным с управляющим тросом, дре-. нажный канал, расположенный в верхней части резервуара и сообщающий его полость с атмосферой, узел фиксации поного перемещения и снабжены узлом . фиксации, содержащим закрепленный на подвижном основании мехов клещевой захват и закрепленный на управляющем тросе соосно с ним конусорбразный элемент, причем клещевой захват выполнен в виде подпружиненных друг от30 носительно друга фигурных пластин и установленного между ними управляющего эллипсообразного кулачка, соединенного с .гибкой тягой дистанционного управления. Вершина конусообразного элемента обращена вниз, а на его поверхности выполнен кольцевой поперечный паз, Недостаток заключается в плохих эксплуатационных характеристиках устщ ройства в виду. относительно большого аэродинамического сопротивления резервуара и нестабильного положения в полете.

Целью.изобретения является улучше®5 ние эксплуатационных характеристик устройства путем уменьшения аэродинамического сопротивления резервуара и стабилизации его положения s полете.

Поставленная цель достигается тем, 5Е что в устройстве Для тушения пожара с вертолета, содержащем резервуар, соединенный посредством подвески.и. груэо5 17 ложения подвижного элемента и средство дистанционного управления им в виде гибкой тяги, резервуар выполнен в виде горизонтального бака с длиной, превышающей его ширину и высоту, отверстие для набора и слива жидкости, выполнено в виде проема передней стенки бака, подвижный элемент выполнен в виде шторки, нижним торцом шарнирно установленной на нижней стенке бака и имеющей на верхнем торце палец, взаимодействующий с узлом фиксации положения подвижного элемента, выполненным в виде подпружиненного фигурного захвата, шарнирно установленного и соединенного с гибкой тягой, дренажный канал расположен в задней части бака, грузовой трос снабжен вертлюгом, связанным с подвеской, выполненной в виде симметричной относительно центра масс бака и его продольной оси системы трех одинаковых стропов, в том числе одного переднего и двух задних, устройство снабжено направляющими для управляющего троса и гибкой тяги, расположенными на верхней поверхности передней части бака и охватывающими передний строп и грузовой трос, и средством для аэродинамической стабилизации положения бака в полете, выполненным в виде вертикального киля, установленного в задней части бака в его продольной плоскости.

На фиг. 1 изображено устройство для тушения пожара с вертолета, общий вид в полете; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — то же, вид сбоку. на фиг. 4 — то же, вид спереди; на фиг. 5 — фрагмент передней части резервуара, увеличенный вид верху; на фиг. 6 — то же, вид сбоку (пунктиром показано открытое положение бака).

Устройство для тушения пожара с вертолета содержит резервуар, выполненный в виде горизонтального бака 1 с длиной, превышающей его ширину и высоту, соединенный посредством соответствующей подвески и грузового троса 2 с вертолетом 3. На переднем конце бака 1 расположено отверстие для набора и слива жидкости (воды), выполненное в виде проема передней, стенки бака, перекрываемое подвижным элементом в виде шторки 4, нижним (торцом шарнирно установленной на ниж» ней стенке бака и связанной с управ

40252 6 ляющим тросом 5. На верхней поверхности задней части бака 1 выполнен дренажный канал 6, сообщающий его по5 лость с атмосферой. Подвеска бака 1 выполнена в виде связанной с вертлюгом 7 на нижнем конце грузового троса

2 симметричной относительно центра масс (ц.м.) бака и его продольной оси системы трехточечного крепления последнего посредством трех расходящихся к низу одинаковых стропов 8,9 и !0 в том числе одного переднего 8 и двух задних 9 и 10. Бак 1 снабжен узлом фиксации положения шторки 4, выполненным в виде закрепленного на ее верхнем торце пальца 11, взаимодействующего с ним фигурным захватом

12, шарнирно установленным на верх7р ней поверхности бака и подпружиненным относительно нее пружиной 13 и соединенным с гибкой тягой 14 для дистацционного управления. На торце верхней поверхности бака 1 укреплен упор

15 для пальца 11. Управляющий трос 5 и гибкая тяга 14 установлены с возмож1 ностью подвижности в направляющих 16, расположенных на верхней поверхности передней части бака 1 и охватывающих

3{) передний строп 8 и грузовой трос 2 с дальнейшим переходом на вертолет 3. В месте контактирования шторки 4 с торцом проема передней стенки бака 1 при закрытии его полости предусмотрено соответствующее уплотнение (не показано) для соблюдения гидронепроницаемости. Устройство имеет средство для аэродинамической стабилизации положения бака 1 в полете, выполненное в виде вертикального киля 17, установлен40 ного в задней части бака в его продольной плоскости с усилением места крепления посредством соответствующих расчалок . 18 для обеспечения должной жесткости.

45 I

Устройство для тушения пожара с вертолета работает следующим образом.

При наборе воды из водоема, зачастую малой глубины (например, неболь30 шая речка ипи крупный ручей), бак 1 с открытым отверстием на переднем конце, т.е. с откинутой вперед шторкой

4, плашмя погружается в него, и вода сравнительно быстро самотекрм запол 5 няет полость бака, вытесняя .воздух наружу через тренажный канал 6. По истечении определенного времени фигурный захват 12 с помощью гибкой тяги, отжимается в сторону от исходного по

0252

I ным в виде подпружиненного фигурного захвата, шарнирно установленного на у верхней поверхности бака и соединенного с гибкой тягой, дренажный канал расположен в задней части бака, грузовой трос снабжен вертлюгом, связан-. ным с подвеской, выполненной ввиде симметричной относительна центра масс бака и его продольной оси системы трех одинаковых стропов, в том числе . одного переднего и двух задних, устройство снабжено направляющими для управляющего троса и гибкой тяги, расположенными на верхней поверхности передней части бака и охватывающими передний строп и грузовой трос, и средством для аэродинамической стабилизации положения бака в полете, выпол.и . енным в виде вертикального киля, ус7 174 ложения, напрягая пружину 13, а штор-" ка 4 посредством управляющего троса

5 закрывает проем передней стенки ба-, ка, при этом палец 11 касается упора

15 на верхней кромке торца проема передней стенки бака 1, после чего гибкая тяга 14 отпускается и фигурный захват 12 возвращается на место, поджимая за фиксируемый палец 11 шторку

4 для обеспечения плотного замыкания полости бака. Затем вертолет 3 с заполненным водой баком 1 на внешней подвеске поднимается и совершает полет к месту пожара. Над очагом пожара с помощью гибкой тяги 14 положение шторки 4 расфиксировывается при ненатянутом управляющем тросе 5 и она откидывается (поворачивается) вперед. В результате вода лавинообразно выливается из бака через проем

его передней стенки, тем более что полость бака свободно сообщается с атмосферой через канал 6. Поскольку, как правило, слив воды из устройства для тушения пожара с вертолета производится налету из-за незначительного откланения бака назад под влиянием силы инерции он занимает чуть наклоненное вперед положение, что интенсифицирует процесс выливания воды. После опорожнения бака 1 вертолет 3 возвращается к месту наборы воды за новой ее порцией с повторением перечисленных манипуляций, причем киль 16 эффективно стабилизирует положение бака в полете, что позволяет осуществлять его с большой скоростью и тем самым повысить оперативность пожаротушения. В принципе с помощью данного устройства возможен полный набор воды из любого водоема, лишь бы его глубина, чуть превышала высоту бака 1.

Ф о р и у л а и з обретения

Устройство для тушения пожара с вертолета, содержащее резервуар, сое" диненный посредством подвески и груэ

25 зового троса с вертолетом, имеющий отверстие для набора и слива жидкости, перекрываемое подвижным элементом, соединенным с управляющим тросом, дренажный канал, расположенный в верхней части резервуара и сообщающий его полость с атмосферой, узел фиксации положения подвижного элемента и средство дистанционного управления им в виде гибкой тяги, о т л ич а ю щ е е .с я тем, .что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик устройства путем уменьшения аэродинамического сопротивления резервуара и стабилизации его положения в полете, резервуар выполнен в виде горизонтального бака с длиной, превышающей его ширину и высоту, отверстие цля набора и слива жидкости .выполнено в виде проема передней стенки бака, подвижный элемент выполнен в виде шторки, нижним торцом шарнирно óñ1 тановленной на нижней стенке бака и имеющей на верхнем торце палец взаимодействующий с узлом фиксации поло,жения подвижного элемента, выполнентановленного в задней части бака в

его продольной плоскости.

1740252

ФАЗ фИГ Ц

1 4/Г 6

Ф

Составитель Н. Сухорукова "

Техред Л,Олийнык Корректор А. Обручар

Редактор Ю. Середа

Заказ 2042 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям .ври ГЕНТ СССР .

113035, Иосква, Ж-35 ° Рауюская наб. ° д. 4/3

МЮЮ а

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

/

/

/!

t