Способ определения фактических смол в углеводородных топливах

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Использование: в аналитической химии для контроля качества бензинов, керосинов и дизельных топлив. Сущность изобретения: аликвоту анализируемой пробы обрабатывают ацетоном в объемном соотношении 1:(0,9-1,0) соответственно при перемешивании, выпаривают смесь под струей водяного пара, охлаждают, добавляют ацетон при перемешивании и измеряют оптическую плотность окрашенного раствора с последующим определением фактических смол по калибровочному графику. Время анализа 80 мин, относительная ошибка ±4%. 2 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л G 01 N 21/78

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1! .,) )

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ления. (21) 4820859/04 (22) 03,05.90 (46) 15.06.92. Бюл. 1Ф 22 (72) А, Ф. Авзалов, А. Н. Литвиненко и Д. А, Маньшев (53) 643.42.062(088.8) (56) Топливо моторное. Метод определения фактических смол ГОСТ 1567-83.

Топливо моторное, Метод определения фактических смол (по Бударову) ГОСТ 848985. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ СМОЛ В УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВАХ

Изобретение относится к аналитической химии, а именно к способам количественного определения фактических смол, в углеводородных топливах, таких как керосин, бензин и дизельное топливо, Известен способ определения фактических смол путем испарения аликвоты анализируемой пробы под труей водяногс пара и определения массы остатка после испарения топлив для турбореактивных двигателей и после экстрагирования н-гептаном автомобильных бензинов.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемым результатам является способ определения фактических смол путем испарения аликвоты анализируемой пробы под струей водяного пара и определения массы остатка после испарения топлив, Недостатками известных способов являются малая точность (относительная ошибка + 10@ и большая продолжительность определения (около 300 мин), „„SU „„1741030 А1

2 (:.„1 „ :», ц-„-; ...,.. ",.= 1-: (57) Использование: в аналитической химии для контроля качества бензинов, керосинов и дизельных топлив, Сущность изобретения: аликвоту анализируемой пробы обрабатывают ацетоном в обьемном соотношении 1:(0,9-1,0) соответственно при перемешивании, выпаривают смесь под струей водяного пара, охлаждают, добавляют ацетон при перемешивании и измеряют оптическую плотность окрашенного раствора с последующим определением фактических смол по калибровочному графику.

Время анализа 80 мин, относительная ошибка «-4%. 2 табл.

Цель изобретения — повышение точности способа и сокращение времени опредеПоставленная цель достигается тем, что согласно способу определения фактических смол в углеводородных топливах аликвоту анализируемой пробы обрабатывают ацетоном в обьемном соотношении 1 .(0,9-1,0) соответственно при перемешивании, выпаривают смесь под струей водяного пара, охлаждают, добавляют ацетон при перемешивании и измеряют оптическую плотность окрашенного раствора с последующим определением фактических смол по калибровочному графику.

Пример, Для определения фактических смол прибор ПОС-77 включают в сеть и нагревают до 225 для дизельных топлив (для бензинов до 160 С, для керосинов до

180 С).

Отбирают пробу дизельного топлива "3 минус 35" по 10 см с помощью цилиндра и

1741030

Таблица 1

45 наливают в два алюминиевых стакана. Затем в оба стакана вносят по 10 см ацетона. з

B цва стеклянных стакана наливают по

60 см дистиллированной воды. Далее стаканы с топливом помещают в гнезда прибора, нагретого до заданной температуры (225 С). Гнезда плотно закрывают крышками. Немедленно после этой операции два стакана с водой ставят в гнезда и также плотно крышками, Спустя 45 мин после того, как были поставлены стаканы с водой, открывают крышки гнезд и стаканы со смолами вынимают. Затем стаканы со смолами помещают в эксикатор, охлаждают 20 мин.

После охлаждения стаканов со смолами вводят в них по 20 см ацетона и растворяют смолы при. перемешивании стеклянной палочкой 3-5 мин. Полученный раствор наливают в кювету с толщиной оптического слоя

2 см, помещают кювету в фотоколориметр

КФК-2 и измеряют оптическую плотность при длине волны 440 нм. В качестве раствора сравнения используют ацетон, Далее по калибровочному графику определяют количество смол.

В табл. 1 и риведен ы резул ьтаты опытов по определению оптимального соотношения добавляемого ацетона и топлива, Как видно из табл. 1, оптимальным соотношением топлива с ацетоном является

1:(0,9-1,0) по объему, при котором получаются более стабильные и достоверные результаты, а требуемое время для выпаривания минимальное, В табл. 2 приведены результаты опытов

5 по определению фактических смол в различных топливах по предлагаемому и известному способам.

Относительная ошибка при определении фактических смол по предлагаемому

10 способу составляет +. 4 (по известному и 10 ), время проведения анализа 80 мин (по известному около 300 мин).

Формула изобретения

Способ определения фактических смол

15 в углеводородных топливах путем выпаривания анализируемой пробы под струей водяного пара и охлаждения с последующим определением фактических смол, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью

20 повышения точности способа и сокращения времени определения, анализируемую пробу предварительно обрабатывают ацетоном в объемном соотношении 1:(0,9-1,0) соответственна

25 при перемешивании, после выпаривания и охлаждения добавляют ацетон при перемешивании измеряют оптическую плотность окрашенного раствора и определяют фактические смолы по калибровочно30 му графику.

Таблица 2

Составитель В.С.Гладков

Редактор Л.Веселовская Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко

Заказ 2081 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101