Распорная траловая доска
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: в промышленном рыболовстве при разноглубинном траловом лове . Сущность изобретения: носовая и кормовая пластины щита укреплены на стрингерах. Кормовая пластина имеет положительный установочный угол 7 - 15°. Установочный угол носовой пластины отрицательный. Смежные кромки пластин расположены на расстоянии 2/3 длины хорды от передней кромки щита. Зазор между ними составляет 0,025 - 0,076 длины хорды доски. Кромка носовой пластины расположена над кромкой кормовой пластины. 2 ил
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕ СКИХ
РЕСПУБЛИК. (я)л А 01 К 73/045
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4869400! 13 (22) 25.07.90 (46) 23.06.92. Бюл. Nò 23 (71) Научно-производственное объединение по технике промышленного рыболовства (72) П.ll.Àóãóëèñ, Ю.А.Еремеев, Ю.Г.Грибовский и Л,В.Пучкаускас (53) 639.2.081.114 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 700081, кл. А 01 К 73/045. 1975.
Изобретение относится к промышленному рыболовству, в частности к траловому лову рыбы, и касается распорной траловой доски, применяемой при лове рыбы разноглубинным тралом.
Известна распорная траловая доска, включающая носовую и кормовую пластины, укрепленные на стрингерах с образованием щели между ними, киль и приспособления для крепления ваера и кабелей, при этом хорда носовой пластины совпадает с хордой доски, а хорда кормовой пластины образует с хордой доски угол 15—
20, при этом длина носовой пластины составляет 1/3 длины хорды доски.
Такая конструкция обеспечивает повышенную распорную силу доски при травлении ваеров и стабильность ее работы на различных режимах буксировки, однако при буксировке ее распорная сила недостаточна, а сопротивление увеличено.
Наиболее близкой по конструкции к предлагаемому решению являетс» распорная траловая доска. которая включает носовую и кормовую пластины, укрепленные на
„„5U ÄÄ 1741701 А1 (54) РАСПОРНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА (57) Использование: в промышленном рыболовстве при разноглубинном-траловом лове, Сущность изобретения: носовая и кормовая пластины щита укреплены на стрингерах. Кормовая пластина имеет, положительный установочный угол 7 — 15 . Установочный угол носовой пластины .отрицательный. Смежные кромки пластин расположены на расстоянии 2/3 длины хорды от передней кромки щита. Зазор между ними составляет 0,025 — 0,076 длины хорды доски. Кромка носовой пластины расположена над кромкой кормовой пластины. 2 ил. стрингерах соответственно с отрицательным и положительным установочными углами с образованием щели между ними, киль и приспособления для крепления авера и кабелей.
Этой конструкции также свойственны указанные недостатки.
Цель изобретения — улучшение эксплуа-, тационных качеств путем повышения распорной силы и уменьшения сопротивления доски, Поставленная цель достигается тем, что в доске, содержащей щит, состоящий из носовой и кормовой пластин, укрепленных на стрингерах соответственно с отрицательным и положительным установочными углами с.образованием зазора между ними, киль и приспособления для крепления ваера и кабелей, смежНые кромки носовой и кормовой пластин расположены. иа расстоянии
2/3 длины хорды от передней кромки щита, причем кромка носовой пластины расположена над кромкой кормовой пластины с зазором, составляющим 0,025 — 0,076 длины
1741701 хорды доски, а установочный угол кормовой пластины составляет 7 — 15, На фиг.1 показана доска, общий вид, на фиг.2 — то же, поперечное сечение, Распорная траловая доска содержит носовую 1 и кормовую 2 профилированные пластины, укрепленные на стрингерах 3 с образованием зазора между ними, киль 4 и приспособления для крепления ваерэ 5 и кабелей 6, Носовая пластина 1 укреплена с отрицательным установочным углом а, а кормовая пластина 2 — с положительным установочным углом Р, Приспособление для крепления ваера 5 представляет собой планку 7, укрепленную на пластине 1 с помощью книц 8 и снабженную отверстиями 9.
Приспособления для крепления кабелей 6 представляют собой две группы отверстий 10, размещенные на задней кромке носовой пластины 1.
На передней кромке носовой пластины
1 укреплен предкрылок 11, à по верхней и нижней кромкам доски — концевые шайбы
12.
Хорда L соединяет переднюю кромку носовой пластины 1 и заднюю кромку кормовой пластины 2. Хорда последней образует с хордой доски установочный угол, равный 7 — 15О, а передняя кромка кормовой пластины 2 и задняя кромка носовой пластины 1 расположены от передней кромки доски нэ расстоянии 1, равном 2f3 1 .
Задняя кромка носовой пластины 1 расположена. над передней кромкой кормовой пластины 2 с зазором, составляющим
0,025 — 0,076 длины хорды доски и образующим щель.
Распорная траловая доска работает следующим образом.
При отдаче тралового комплекса и входе досок в воду за счет поло>кительного угла . атаки кормовых пластин 2 доски при травлении ваеров 5 приобретают распорную силу, достаточную для раскрытия. трала и предотвращения схождения досок и их перехлеста.
Расположение щели и ее ширина получены экспериментальным путем в процессе исследований, проведенных в гидроканале и на испытательном полигоне в системе модели трала и на промысловом судне в морских условиях.
Наличие продольной щели в кормовой части доски способствует уменьшению гидродинамического сопротивления за счет снижения образуемой за доской турбулент5
10 дувк. ) на 10 — 15%
15 .- а счет наличия щели в кормовой части
40
55 ности и отсоса пограничного слоя потока, проходящего через щель, т,е, прл наличии щели проходящая через нее струя потока сдувает пограничный слой и предотвращает преждевременный срыв потока, По результатам продувок было выявлено снижение сопротивления траловой доски с продольной щелью в кормовой части на 20,.
Наличие предкрылка 11 и концевых шайб 12 способствует смещению срыва потока в кормовую часть доски по внешней плоскости профиля, что способствует увеличению распорной силы (по результатам протраловой доски, предкрылка 11 и концевых шайб 12 доска приобретает повышенную устойчивость и дополнительную распорную силу, Приспособление 7 для крепления ваера
5 позволяет задавать траловой доске угол атаки и регулировать крен, Приспособление
10 для крепления кабелей позволяет регулировать крен и дифферент доски, Установка задней пластины 2 к хорде под углом 7 — 15 позволяет применять ее при таких углах этаки, которые для данного цилиндрического профиля являются наиболее эффективными. что приводит к увеличению распорной силы и уменьшению сопротивления.
Таким образом, изобретение позволит снизить сопротивление распорных траловых средств на 20%, что уменьшает нагрузки на главную силовую установку судна и сокращает расход топлива. Кроме того, сочетание концевых шайб и предкрылкэ увеличивает распорную силу траловой доски на
10 — 15% и повы шает прочность изделия.
Формула изобретения
Распорная траловая доска, содержащая щит, состоящий из носовой и кормовой пластин, укрепленных на стрингерах соответственно с отрицательным и положительным установочными углами с образованием зазора между ними, киль и приспособления для крепления ваера и кабелей, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, смежные кромки носовой и кормовой пластин расположены на расстоянии 2/3 длины хорды от передней кромки щита, причем кромка носовой пластины расположена над кромкой кормовой пластины с зазором, составляющим 0,025—
0,076 длины хорды доски, а установочный угол кормовой пластины составляет 7 — 15 .
1741701
1741701
ФМГ, Я
Составитель И. Гуранц
Техред М,Моргентал Корректор И. Муска
Редактор А, Козориз,Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, yn,Гагарина. 101
Заказ 2230 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5