Способ получения покрытий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Использование: нанесение износостойких покрытий на детали машин. Сущность изобретения: покрытие наносят на деталь полосами с частичным (не более, чем на 0,5 ширины) перекрытием полос и одновременно оплавляют локальным источником часть (до 0,7) ширины каждой предыдущей полосы , а также прилегающего к предыдущей полосе-участка детали на глубину не менее 50 мкм. При этом порядок следования полос соответствует направлению движения детали при ее работе в паре трения, 1 з.п. ф-лы.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 С 23С 4/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (21) 4771191/26 (22) 19.12.89 (46) 23.06.92. Бюл. N 23 (71) Научно-производственное объединение технологии автомобильной промышленности (72) 8.И.Ахматов и Е.Ф.Гриц (53) 621.793.7(088,8) (56) Хасуй А., Моригаки О, Наплавка и напы-. ление, — М.: Машиностроение, 1985, с. 173—
176.
Авторское свидетельство СССР
N 645984, кл, С 23 С4/00, 1979, Изобретение относится к области нанесения покрытий газотермическими методами, в частности к напылению оплавляемых покрытий, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения.
Известны способы напыления покрытий с последующим оплавлением всего по.крытия..
Недостатком способов является высокий уровень остаточных напряжений в покрытии.
Известен способ напыления покрытий, включающий газотермическае напыление покрытия на детали полосами с перекрытием полос не более, чем на 0,5 ширины полосы и оплавление локальным источником нагрева.
Недостатками известного способа являются пониженные прочность сцепления.и износостойкость покрытий, Цель изобретения — повышение прочности сцепления и износостойкости.
Покрытие нзпыляют параллельными полосами и при нанесении каждой последую,, Ы2,, 1742352 А1 (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКРЫТИЙ (57) Использование: нанесение износостойких покрытий на детали машин. Сущность изобретения: покрытие наносят на деталь полосами с частичным (не более, чем на 0,5 ширины) перекрытием полос и одновременна оплавляют локальным источником часть (до 0.7) ширины каждой предыдущей полосы, а также прилегающего к предыдущей полосе участка детали на глубину не менее
50 мкм. При этом порядок следования полос соответствует направлению движения детали при ее работе в паре трения, 1 з и. ф лы. щей полосы проводят оплавление предыдущей полосы до 0,7 ее ширины, но не менее ширины перекрытия полос, а также прилегающего к предыдущей полосе участка детали на глубину не менее 50 мкм. Порядок следования полос соответствует направлению движения детали при ее работе в паре трения. Изобретение включает совмещение напыления и оплавления с формированием определенной структуры. покрытия.
Способ получения покрытий осуществляют следующим образом.
Детали пад напыление готовят известными методами. Напыление покрытия осу ществля ют л юбым подходящим устройством параллельными полосами с использованием порошка преимущественна грануляцией 60 — 160 мкм, Поверхность деталей непосредственно перед пятном напыления нагревают каким-либо источником локального нагрева до оплавления тонкого поверхностного слоя (глубина оплавления не менее 50 мкм). Одновременно с оппаапе- . нием подложки этим же источником оплав1742352
Составитель Л,Казаков
Техред M,Mîðãåíòàë Корректор М.Демчик
Редактор И.Шулла
Заказ 2263 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина. 101 ляют часть предыдущей полосы покрытия. В качестве распылителя целесообразно использовать плазмотрон, а в качестве источника локального нагрева — аргоно-дуговую наплавочную горелку, смонтированную с плазмотроном в единое целое, или дополнительный плазмотрон, В оптимальном варианте порядок следования полос соответствует направлению движения детали при ее работе в паре трения. После охлаждения детали с покрытием поступают на механическую обработку.
Пример 1. На образцы (Ст.45) плазменным методом напыляют порошок марки
ПГСР-4. Поверхность образцов перед пятном напыления нагревают аргоно-дуговой наплавочной горелкой до оплавления слоя толщиной 50-100 мкм (металлографическая оценка), На полученных образцах определяют прочность сцепления (клеевая методика), в результате получают прочность сцепления более 3 кгс/мм, 2
Пример 2. На образцы (Ст.45) известным способом напыляют порошок ПГСР-4.
После напыления всего покрытия производят оплавление параллельными полосами, Прочность сцепления неоплавленных участков.равна 1.7 кгс/мм .
Пример 3. Материал образца (Ст.45), материал покрытия ПГСР-4. Проводят напыление полосами шириной 20 мм и перекрыванием 10 мм. Ширина оплавления 20 мм (10 мм покрытие, 10 мм деталь). Испытание на износостойкость проводят с использованием чугунного контртела, Величина износа при совпадении порядка следования полос и направления движения детали равна 0,45 г/см . При противоположных найравлениях порядка следования полос и движе5 ния детали износ составляет 0,63 г/см, Пример 4 (известный). То же, что в примере 3, только оплавление проводят после напыления. Ширина оплавленных и не10 оплавленных полос составляет 10 мм, Величина износа 0,87 г/см .
Изобретение обеспечивает повышение прочности сцепления и износостойкость покрытий, что позволяет использовать его в
15 машиностроении, Формула.цзоб ретен ия
1. Способ получения покрытий, включающий газотермическое напыление покрытия на деталь полосами с перекрытием
20 полос не более. чем на половину ширины полосы и оплавление локальным источником нагрева, отличающийся тем, что. с целью повышения прочности сцепления и износостойкости, покрытия напыляют па25 раллельными полосами и при нанесении каждой последующей полосы проводят оплавление предыдущей полосы до 0,7 ее ширины, но не менее ширины перекрытия полос, а также прилегающего к предыдущей
30 полосе участка детали на глубину не менее
50 мкм.
2. Способ по и. 1, отличающийся тем. что порядок следования полос соответствует направлению движения детали при
35 ее работе в паре трения.