Насос системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Сущность изобретения: вал с консольно установленной крыльчаткой 8 выполнен составным . Хвостовик вала 5 изготовлен из коррозионностойкой стали и соединен с остальной частью вала 5 сваркой трением. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s F 04 D 29/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фиг.1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4841788/29 (22) 18.06.90 (46) 23.06.92. Бюл.М 23 (71) Белорусская сельскохозяйственная академия (72) А.З.Бобер, E.Е.Костаненко и Л.И.Андрачник (53) 621.671(088.8) (56) Дизель СМД-60 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Харьков: Прапор, 1977, с.52, рис.33.
„„SU „„1742520 А1 (54) НАСОС СИСТЕМЫ ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ (57) Сущность изобретения: вал с консольно установленной крыльчаткой 8 выполнен составным. Хвостовик вала 5 изготовлен из коррозионностойкой стали и соединен с остальной частью вала 5 сваркой трением. 1 з.п,ф-лы, 2 ил, 1742520
Изобретение относи ся к аппаратам для перекачки жидкости, а точнее к насосам для создания принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения ДБС, Известии водяные насосы систем охлаждения двигателей внутреннего сгорайия, содержащие корпус, вал, с уплотняющими устройствами, смонтированный в корпусе насоса на подшипниках, крыльчатку с опорной втулкой,закрепленную консолью на хвостовике вала, К недостаткам указанных водяных насосов следует отнести коррозионный износ вала и крыльчатки, а также протекание охлаждающей жидкости в масляную полость подшипников при насосе уплотняющих устройств и забивании дренажного отверстия.
Известны также насосы, валы которых целиком изготовлены из коррозионностойких сталей, что экономически нецелесообразно при массовом производстве, ввиду неоправданного расхода дефицитных материалов, Наиболее близким по технической сущности является водяной насос с валом, имеющим антикоррозионное хромовое покрытие хвостовика со стороны полости охлаждения ДВС, Антикорроэионное покрытие предназначено для исключения коррозии вала под уплотняющим устройством, приводящей к разгерметизации насоса, течи охлаждающей жидкости и пОпадания по следней в подшипниковую полость насоса при износе уплотняющего сальника.
Однако хромовое покрытие хвостовика вала при работе ДВС свыше 2500-3000 мото-ч. разрушается, что приводит к преждевременному отказу насоса, Нанесение антикоррозионных покрытий трудоемкий, энергоемкий и вредный для здоровья рабочих процесс, требующий больших затрат для экологической защиты окружающей среды.
Цель изобретения — повышение надежности и ресурса работы íà" îñà путем повышения корроэионной стойкости и долговечности вала и уплотнения.
Поставленная цель достигается тем, что вал водяного насоса выполнен составным, при этом хвостовик вала изготовлен из коррозионностайкой стали и соединен с остальной частью вала посредством сварки трением. Вместо сальника, уплотняющего подшипниковый узел, выполнен упорный буртик с винтовым уплотнением в виде прямоугольной резьбовой канавки.
На фиг.1 схематично изображен предлагаемый водяной насос: на фиг.2 — уел 1 на фиг.1.
Водяной насос для системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, состоящий из корпуса 1, включающего рабочую 2 и подшипниковую 3 полости с дренажным отверстием 4 между ними, вал 5 с уплотня5
10 ющим устройством 6, установленный в корпусе на подшипниках 7, крыльчатку 8, закрепленную на хвостовике вала, ступицу
9 и шкив 10.
Водяной насос работает следующим образом. обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в двигателе внутреннего сгорания, Уплотняющее устройство
6 предотвращает протекание жидкости из рабочей полости 2. При износе уплотняющего устройства охлаждающая жидкость вытекает через дренажное отверстие 4.
Винтовое уплотнение на упорном буртике в виде прямоугольной реэьбовой канавки предотвращает попадание охлаждающей жидкости в подшипниковую полость 3, Формула изобретения
1, Насос системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с рабочей и подшипниковыми полостями, вал, установленный в корпусе на подшипниковых опорах, крыльчатку, закрепленную консольно на хвостовике вала и размещенную в рабочей полости, и уплотнение вала, разделяющее рабочую и подшипниковую полости корпуса, отличающийся тем, что, с целью повышения корроэионной стойкости и долговечности вала и уплотнения, вал выполнен составным, при этом хвостовик изготовлен из коррозионностойкой стали и соединен с остальной частью вала посредством сварки трением.
2. Насос по п,1, отличающийся тем, что уплотнение выполнено винтовым с прямоугольной резьбой на валу.
Ремень вентилятора (не показан) через
20 шкив 10, ступицу 9, посредством вала 5 пе-. редает вращение крыльчатке 8. которая
1742520
Составитель А.бобер
Техред M.Mîðråíòàë Корректор М.Кучерявая
Редактор О.Головач
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2271 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035,Москва,Ж-35, Раушская наб., 4/5